СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятиe внеурочной деятельности «измерение водородного показателя рн различных напитков, употребляемых в пищу»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятиe внеурочной деятельности «измерение водородного показателя рн различных напитков, употребляемых в пищу»»

ЗАНЯТИE ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИЗМЕРЕНИЕ ВОДОРОДНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ РН РАЗЛИЧНЫХ НАПИТКОВ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В ПИЩУ»

Возрастная категория: 10 – 11 лет.


Цель деятельности учителя: показать различие кислотности (водородного показателя рН) распространенных напитков с помощью датчика рН- метра цифровой лаборатории Releon по химии.

Форма занятия: исследование.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: получат возможность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу занятия, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на занятии внеурочной деятельности; умеют вступать в речевое общение.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, презентация, цифровая лаборатория Releon по химии, датчики: рН- метра, химические стаканы, исследуемые жидкости: чай, сок, кофе, вода питьевая, дистиллированная вода, салфетки, листы исследования, ручка.

Основные понятия: водородный показатель (показатель кислотности), pH, нейтральная, щелочная, кислая среда.







Организационная структура (сценарий внеурочного занятия)


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

Организационный этап. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть на занятии внеурочной деятельности. Думаю, сегодняшнее занятие поможет нам услышать друг друга, взглянуть друг другу в глаза, почувствовать, как нам хорошо вместе и стать чуточку лучше. Улыбнитесь друг другу и на душе станет радостнее.

Слушают учителя; демонстрируют готовность к занятию, организуют рабочее место







Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу.


Актуализация знаний.
























Постановка темы и цели урока.


Девиз нашего занятия «Наука даёт крылья уму, а знания излечивают от невежества».

(Слайд 1)

-Объясните значение данного высказывания.

-Какие напитки вы чаще всего употребляете? Почему?

-Всегда ли вкусный напиток оказывается полезным для вашего здоровья?

Каждый напиток имеет свою кислотность, которая влияет на пищеварительную систему.

-Сегодня на занятии Вы познакомитесь с такими новыми понятиями как водородный показатель (показатель кислотности), pH, нейтральная, щелочная, кислая среда. Научитесь проводить исследования с помощью : рН- метра.


-Сформулируйте тему нашего занятия? (Слайд 2)

- Определите цель нашей работы.

Слушают учителя, смотрят презентацию, отвечают на вопросы учителя











Отвечают на вопросы учителя.











Отвечают на вопросы учителя.


Познавательные УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); определять и формулировать проблему; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполнять пробные учебные действия; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; самостоятельно формулировать цель и задачи урока; выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Этап открытия новых знаний


а) теоретические основы



























































б) исследование «Определение рН различных напитков, употребляемых в пищу, с помощью цифровой лаборатории Releon по химии».























- Прежде чем мы приступим к практической работе, необходимо разобраться что же такое рН среды, какое значение оно имеет для всех организмов.

Это понятие было введено в 1909 году датским химиком Сёренсеном.  (Слайд 3) pH от лат.  Обозначает вес водорода, также называемый водородный показатель или показатель кислотности, это одна из важнейших величин, выражающих кислотно-основные свойства раствора. pH меняется непрерывно в диапазоне от 0 до 14.

(Слайд 4) (показывает на схеме) Так, pН до значения 7 подразумевает кислую среду, и до 14 – щелочную, соответственно, чем ниже данный уровень, тем выше кислотность, что может привести к серьезным заболеваниям. Именно поэтому важно знать, какая величина pН является нормой для растворов, которые Вы регулярно употребляете в пищу.

(Слайд 5) Как же рН влияет на организм человека?

Чем ниже уровень pH отклоняется от значения 7, тем более кислой становится раствор. Длительное употребление такой жидкости приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, остеопорозу, артриту и даже образованию злокачественных опухолей.

(Слайд 6) Избыток кислоты тоже вредно для организма. Происходит нарушение обмена веществ. Это увеличивает изнашиваемость внутренних органов, приводит к постоянной усталости, разрушает костный состав, портится состояние кожи. Один из признаков нарушения кислотно-щелочного баланса  – регулярная сухость во рту.

- Ребята, какой вывод можно сделать из выше сказанного?

- Одним из способов определения рН растворов является измерительный прибор pH-метр, который встроен в датчик цифровой лаборатории Releon. И сегодня я предлагаю поработать с ней.

- (Слайд 7) Цель нашей работы указана на слайде. Необходимое оборудование находится у Вас на столах. При выполнении практической работы не забываем о технике безопасности!

- Перед началом работы необходимо подключить все датчики. Для этого включаем кнопку на датчике, должно прозвучать два сигнала. На ноутбуке запускаем программу РЕЛЕОН ЛАЙТ. Там откроется диагональное окно, необходимо нажать БЛЮТУЗ и ПОИСК. Для того чтобы подключиться к своей лаборатории необходимо выбрать датчик с номером, который указан на Вашем датчике. Далее необходимо отключить все датчики кроме рН. После того как Вы все это сделаете Ваш рН – метр готов к работе и можно приступать к измерениям, результаты которых Вам необходимо будет заносить в таблицу, которая лежит у Вас на рабочем месте.

(Слайд 8) Вам даны несколько растворов, названия которых указаны на колбах. Проводя измерения необходимо будет записывать показания рН- метра и используя Шкалу рН определять какой среде соответствует полученный результат.

Первое измерение я предлагаю провести вместе, т.к. при работе с рН- метром необходимо придерживаться некоторых правил.

- Проведем измерение первого раствора, у нас это ЧАЙ. Берём рН – метр, откручиваем колпачок очень аккуратно, чтобы не пролить жидкость, находящуюся в нём. Уберём его в сторону так, чтобы не опрокинуть. Далее салфеткой уберем излишки раствора и поместим сам датчик в чай, не касаясь дна колбы. В программе нажимает ПУСК и ждём пока показания установятся примерно на одном значении. Когда это произойдет, нажимаем ПАУЗА. Полученные результаты записываем в таблицу (Приложение 1 )и по шкале определяем среду и пользу или вред приносит данное значение. После, датчик ополаскиваем в дистиллированной воде, салфеткой убираем излишки и начинаем измерять следующие растворы, предварительно нажав ОБНОВИТЬ.

- Если вопросов нет, то предлагаю продолжить исследование следующих растворов выполнять самостоятельно. Если возникнут сложности, от обязательно обратитесь ко мне.

Учащиеся слушают учителя.





















































- Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что необходимо знать какие растворы при употреблении в большом количестве могут нанести нашему здоровью вред.






Разбиваются на группы.

Садятся на рабочие места.







Выполняют действия, которые проговаривает учитель.

































Берут химический стакан с надписью «Чай» и проводят измерения и заполняют таблицу в листке – исследований.























Самостоятельно выполняют измерения и заполняют таблицу в листке-исследований других растворов.

Познавательные УУД:

развивать элементарные навыки работы с приборами; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать информацию и понимать прочитанное


Подведение итогов занятия.

- Ребята, сделайте, пожалуйста, вывод по результатам Ваших исследований.


- Спасибо за внимание. Очень надеюсь, что Вам было интересно!!!


Ребята по кругу высказываются по сделанным выводам.

Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
















Рефлексия.

-Ребята, продожите фразу

cегодня я узнал...

я понял, что...

я попробую...

урок дал мне для жизни...


Слайд 9. Завершить наше занятие хочется словами И. Гёте “Просто знать еще не все, знания нужно использовать”.









Приложение 1.

Практическая работа: «Определение рН растворов».

Цель работы: научиться измерять рН различных растворов, используя цифровую лабораторию.

Оборудование:

  • Лаборатория Релеон – химия

  • Химические стаканы

  • Различные растворы

  • Ноутбук

  • Салфетки

  • Диаграмма рН растворов

Таблица результатов измерений:

Название раствора

Показания рН

Среда

Чай



Кофе



Сок



Вода питьевая




Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________