Организационный этап. Эмоциональный настрой. | Добрый день, ребята! Рада вас видеть на занятии внеурочной деятельности. Думаю, сегодняшнее занятие поможет нам услышать друг друга, взглянуть друг другу в глаза, почувствовать, как нам хорошо вместе и стать чуточку лучше. Улыбнитесь друг другу и на душе станет радостнее. | Слушают учителя; демонстрируют готовность к занятию, организуют рабочее место | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу. |
Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока. | Девиз нашего занятия «Наука даёт крылья уму, а знания излечивают от невежества». (Слайд 1) -Объясните значение данного высказывания. -Какие напитки вы чаще всего употребляете? Почему? -Всегда ли вкусный напиток оказывается полезным для вашего здоровья? Каждый напиток имеет свою кислотность, которая влияет на пищеварительную систему. -Сегодня на занятии Вы познакомитесь с такими новыми понятиями как водородный показатель (показатель кислотности), pH, нейтральная, щелочная, кислая среда. Научитесь проводить исследования с помощью : рН- метра. -Сформулируйте тему нашего занятия? (Слайд 2) - Определите цель нашей работы. | Слушают учителя, смотрят презентацию, отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); определять и формулировать проблему; осуществлять синтез как составление целого из частей. Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; самостоятельно формулировать цель и задачи урока; выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. |
Этап открытия новых знаний а) теоретические основы б) исследование «Определение рН различных напитков, употребляемых в пищу, с помощью цифровой лаборатории Releon по химии». | - Прежде чем мы приступим к практической работе, необходимо разобраться что же такое рН среды, какое значение оно имеет для всех организмов. Это понятие было введено в 1909 году датским химиком Сёренсеном. (Слайд 3) pH от лат. Обозначает вес водорода, также называемый водородный показатель или показатель кислотности, это одна из важнейших величин, выражающих кислотно-основные свойства раствора. pH меняется непрерывно в диапазоне от 0 до 14. (Слайд 4) (показывает на схеме) Так, pН до значения 7 подразумевает кислую среду, и до 14 – щелочную, соответственно, чем ниже данный уровень, тем выше кислотность, что может привести к серьезным заболеваниям. Именно поэтому важно знать, какая величина pН является нормой для растворов, которые Вы регулярно употребляете в пищу. (Слайд 5) Как же рН влияет на организм человека? Чем ниже уровень pH отклоняется от значения 7, тем более кислой становится раствор. Длительное употребление такой жидкости приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, остеопорозу, артриту и даже образованию злокачественных опухолей. (Слайд 6) Избыток кислоты тоже вредно для организма. Происходит нарушение обмена веществ. Это увеличивает изнашиваемость внутренних органов, приводит к постоянной усталости, разрушает костный состав, портится состояние кожи. Один из признаков нарушения кислотно-щелочного баланса – регулярная сухость во рту. - Ребята, какой вывод можно сделать из выше сказанного? - Одним из способов определения рН растворов является измерительный прибор pH-метр, который встроен в датчик цифровой лаборатории Releon. И сегодня я предлагаю поработать с ней. - (Слайд 7) Цель нашей работы указана на слайде. Необходимое оборудование находится у Вас на столах. При выполнении практической работы не забываем о технике безопасности! - Перед началом работы необходимо подключить все датчики. Для этого включаем кнопку на датчике, должно прозвучать два сигнала. На ноутбуке запускаем программу РЕЛЕОН ЛАЙТ. Там откроется диагональное окно, необходимо нажать БЛЮТУЗ и ПОИСК. Для того чтобы подключиться к своей лаборатории необходимо выбрать датчик с номером, который указан на Вашем датчике. Далее необходимо отключить все датчики кроме рН. После того как Вы все это сделаете Ваш рН – метр готов к работе и можно приступать к измерениям, результаты которых Вам необходимо будет заносить в таблицу, которая лежит у Вас на рабочем месте. (Слайд 8) Вам даны несколько растворов, названия которых указаны на колбах. Проводя измерения необходимо будет записывать показания рН- метра и используя Шкалу рН определять какой среде соответствует полученный результат. Первое измерение я предлагаю провести вместе, т.к. при работе с рН- метром необходимо придерживаться некоторых правил. - Проведем измерение первого раствора, у нас это ЧАЙ. Берём рН – метр, откручиваем колпачок очень аккуратно, чтобы не пролить жидкость, находящуюся в нём. Уберём его в сторону так, чтобы не опрокинуть. Далее салфеткой уберем излишки раствора и поместим сам датчик в чай, не касаясь дна колбы. В программе нажимает ПУСК и ждём пока показания установятся примерно на одном значении. Когда это произойдет, нажимаем ПАУЗА. Полученные результаты записываем в таблицу (Приложение 1 )и по шкале определяем среду и пользу или вред приносит данное значение. После, датчик ополаскиваем в дистиллированной воде, салфеткой убираем излишки и начинаем измерять следующие растворы, предварительно нажав ОБНОВИТЬ. - Если вопросов нет, то предлагаю продолжить исследование следующих растворов выполнять самостоятельно. Если возникнут сложности, от обязательно обратитесь ко мне. | Учащиеся слушают учителя. - Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что необходимо знать какие растворы при употреблении в большом количестве могут нанести нашему здоровью вред. Разбиваются на группы. Садятся на рабочие места. Выполняют действия, которые проговаривает учитель. Берут химический стакан с надписью «Чай» и проводят измерения и заполняют таблицу в листке – исследований. Самостоятельно выполняют измерения и заполняют таблицу в листке-исследований других растворов. | Познавательные УУД: развивать элементарные навыки работы с приборами; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать информацию и понимать прочитанное |
Подведение итогов занятия. | - Ребята, сделайте, пожалуйста, вывод по результатам Ваших исследований. - Спасибо за внимание. Очень надеюсь, что Вам было интересно!!! | Ребята по кругу высказываются по сделанным выводам. | Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; |