Тема: «Добро побеждает зло»
Адресат: младший школьный возраст
Цель: формировать у обучающихся представление о добре и зле, хороших и плохих поступках.
Задачи:
- Раскрытие понятий: «добро и зло».
- Воспитание у обучающихся личных качеств: доброта и уважение к окружающему;
- Развитие умения определять у героев и персонажей художественных произведений качества личности: доброта, щедрость и отзывчивость.
- Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Форма проведения: занятие – размышление.
Оборудование: ИКТ- панель, колокольчик, весы, карандаши, краски, бумага.
Предварительная работа:
- чтение произведений: В.Катаев «Цветик- семицветик», русские народные сказки: «Лиса и Журавль», «Морозко», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»,
- разучивание отрывков из этих произведений,
- разучивание стихотворений о добре и зле,
- подготовка исследовательской работы «Что такое доброта»;
- изготовление табличек с названиями: жадность, зависть, грубость, предательство, война, ложь.
Оформление:
- выставка книг : Русские народные сказки, Сказки А.С. Пушкина., В Катаев «Цветик- семицветик»,
- картинки добрых и злых персонажей из сказок,
- название темы занятия: «Добро побеждает зло».
Ход мероприятия:
Воспитатель:
- О чём очень важном пойдёт сегодня речь? Попробуйте догадаться.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
- Что такое добро? Что такое зло? На протяжении многих веков люди пытаются ответить на эти вечные вопросы. Давайте сегодня и мы попробуем поразмышлять над этими понятиями.
Что вы представляете, о чём вспоминаете, услышав слово «доброта»?
Ответы детей.
(просмотр видео-ролика «Доброта, милосердие, великодушие»)
Многие из вас верно понимают, что такое доброта. Точное же определение мы можем найти в «Словаре русского языка» Ожегова:«Доброта-отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»
Группе ребят было дано задание: исследовать слово «добро». Послушаем их.
«Мы узнали, что это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Мы нашли огромное количество пословиц и поговорок об этом. Есть в русском языке такие выражения: «Дать добро» и «Получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?
Рассуждения детей
Дать добро - дать согласие, разрешение на что-либо.
Получить добро - получить разрешение, согласие на что-то.
Много теплых добрых слов в нашей речи, в наших приветствиях и пожеланиях.
По настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям».
- Предлагаю вам поиграть в игру «Скажи мне ласковое слово». Я даю вам колокольчик, а вы должны передавать его друг другу, произнося при этом доброе, ласковое слово.
- Спасибо, ребята! Мы с вами убедились в том, что порой добрые слова найти очень трудно!
Попробуйте изобразить добро в виде цветка.
Дети рисуют красками «добро». Получаются яркие цветы.
(муз. фон: песня Барбарики «Что такое доброта»)
- Что такое зло?
Ответы детей
- Да, действительно, это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
Как это можно изобразить в цвете?
Дети рисуют, в основном чёрной краской. Пятна помещаются на доску, под ними таблички со словами «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь» (муз. фон: «Лига Справедливости»)
- Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно. Даже в стихотворении об этом говорится.
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю, что ещё сказать…
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
- Давайте попробуем выяснить, что же побеждает на земле - добро или зло? В этом нам помогут сказки. Ведь одной из главных тем сказок всех народов была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Какие обычно побеждают? Кто становится счастливее, добрый человек или тот, кто хочет достичь своей цели злым способом?
Ответы детей.
- Проведём викторину и проверим ваши предположения. (Дети находят книгу на стенде-выставки и определяют добрых и злых героев):
- С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик», автор В. Катаев)
- Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль»)
- Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
- Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит.
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
- Так правы ли мы были, утверждая, сто добро побеждает зло?
Действительно, через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Читая сказки, слушая их, мы всегда переживаем за добрых героев, радуемся за них, когда их мечты сбываются и желания исполняются.
Да, в сказках-то все получается, а вот в жизни не всегда. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И всё же сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить правильно, учились добру, любви, красоте, радости. Сказки помогают нам понять, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом.
(просмотр видео-ролика «Добро души есть редкий дар»)
- Готовясь к нашему разговору, вы читали сказки о добре и зле и готовились ответить на вопрос: «На какого героя я хочу быть похожим? Почему?» Кто желает высказаться?
Ответы детей
Воспитатель обращает внимание детей на чашечные весы на столе.
- Как вы думаете, для чего на столе у меня эти весы?
На одну чашу весов мы будем складывать «зло». (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. Вспомните, какие добрые дела совершили вы, совершают люди вокруг вас, и по капельке положите их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие игрушки). Рисунок «зла» при этом убирается. Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, как добро победило зло. Так и в нашей жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Составим поляну Доброты. (Дети прикрепляют свои цветы) Как вы думаете, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
- Какая чудесная цветочная поляна получилась у нас с вами! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность, милосердие, сострадание, трудолюбие.
(просмотр видео-ролика «Трогательное стихотворение о доброте»)
Воспитатель:
Ребята, сейчас я вам покажу фото самого доброго человека, вы по очереди подойдете и посмотрите и будете знать кто это.
(Воспитатель открывает коробочку в которой зеркало, дети по очереди подходят и смотрят и конечно умиляются)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
- Человек на то и человек, чтобы делать добро. Хотя это порой очень трудно!
- Поверьте, добрых людей на земле гораздо больше, чем злых. Спешите делать добро! Его обязательно оценят! Творите добро, и оно непременно вернется к вам!
Воспитатель предлагает записаться в «Школу добрых дел»:
«Книжкина больница»
«Школа- мой дом, я хозяин в нем»
«Покормите птиц зимой»
(дети выбирают и записываются)
Кто уверенно в мире стоит,
Тот другого ни в чем не корит,
Добрый все обращает во благо,
Его сердце пылает отвагой.
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрыхлюдей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают.
И никакого спасибо не ждут.
Список литературы:
- Максимова,Т.Н. Классные часы 1 класс : пособие / Т.Н.Максимова, - Москва : ВАКО, 2011. - 272. с. - ISBN 978-5-408-00352-5.
- Меремьянина, О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет : пособие / О.Р. Меремьянина, - Волгоград : Учитель, 2013. - 142 с. - ISBN -978-5-7057-3342-2.
- Бугрова, Е.Б. Классные часы 1 класс : пособие / Е.Б. Бугрова, Л.Г.Диденко. –Волгоград : Корифей. - 96с. – ISBN 5-93312-543-1.
Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности по нравственному направлению "Добро побеждает зло"»
Тема: «Добро побеждает зло»
Адресат: младший школьный возраст
Цель: формировать у обучающихся представление о добре и зле, хороших и плохих поступках.
Задачи:
Раскрытие понятий: «добро и зло».
Воспитание у обучающихся личных качеств: доброта и уважение к окружающему;
Развитие умения определять у героев и персонажей художественных произведений качества личности: доброта, щедрость и отзывчивость.
Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Форма проведения: занятие – размышление.
Оборудование: ИКТ- панель, колокольчик, весы, карандаши, краски, бумага.
Предварительная работа:
- чтение произведений: В.Катаев «Цветик- семицветик», русские народные сказки: «Лиса и Журавль», «Морозко», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»,
- разучивание отрывков из этих произведений,
- разучивание стихотворений о добре и зле,
- подготовка исследовательской работы «Что такое доброта»;
- изготовление табличек с названиями: жадность, зависть, грубость, предательство, война, ложь.
Оформление:
- выставка книг : Русские народные сказки, Сказки А.С. Пушкина., В Катаев «Цветик- семицветик»,
- картинки добрых и злых персонажей из сказок,
- название темы занятия: «Добро побеждает зло».
Ход мероприятия:
Воспитатель:
- О чём очень важном пойдёт сегодня речь? Попробуйте догадаться.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
- Что такое добро? Что такое зло? На протяжении многих веков люди пытаются ответить на эти вечные вопросы. Давайте сегодня и мы попробуем поразмышлять над этими понятиями.
Что вы представляете, о чём вспоминаете, услышав слово «доброта»?
Ответы детей.
(просмотр видео-ролика «Доброта, милосердие, великодушие»)
Многие из вас верно понимают, что такое доброта. Точное же определение мы можем найти в «Словаре русского языка» Ожегова:«Доброта-отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»
Группе ребят было дано задание: исследовать слово «добро». Послушаем их.
«Мы узнали, что это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Мы нашли огромное количество пословиц и поговорок об этом. Есть в русском языке такие выражения: «Дать добро» и «Получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?
Рассуждения детей
Дать добро - дать согласие, разрешение на что-либо.
Получить добро - получить разрешение, согласие на что-то.
Много теплых добрых слов в нашей речи, в наших приветствиях и пожеланиях.
По настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям».
- Предлагаю вам поиграть в игру «Скажи мне ласковое слово». Я даю вам колокольчик, а вы должны передавать его друг другу, произнося при этом доброе, ласковое слово.
- Спасибо, ребята! Мы с вами убедились в том, что порой добрые слова найти очень трудно!
Попробуйте изобразить добро в виде цветка.
Дети рисуют красками «добро». Получаются яркие цветы.
(муз. фон: песня Барбарики «Что такое доброта»)
- Что такое зло?
Ответы детей
- Да, действительно, это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
Как это можно изобразить в цвете?
Дети рисуют, в основном чёрной краской. Пятна помещаются на доску, под ними таблички со словами «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь» (муз. фон: «Лига Справедливости»)
- Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно. Даже в стихотворении об этом говорится.
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю, что ещё сказать…
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
- Давайте попробуем выяснить, что же побеждает на земле - добро или зло? В этом нам помогут сказки. Ведь одной из главных тем сказок всех народов была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Какие обычно побеждают? Кто становится счастливее, добрый человек или тот, кто хочет достичь своей цели злым способом?
Ответы детей.
- Проведём викторину и проверим ваши предположения. (Дети находят книгу на стенде-выставки и определяют добрых и злых героев):
С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила
Что надо сказать лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик – семицветик», автор В. Катаев)
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Сказка «Лиса и журавль»)
Снег валил, клубились тучи
Гнулись сосны до земли
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку отвели.
Замолчать заставили
Замерзать оставили.
(Сказка «Морозко»)
Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю
Он невод забросил.
Кого-то поймает и
Что-то попросит.
(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед.
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
- Так правы ли мы были, утверждая, сто добро побеждает зло?
Действительно, через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Читая сказки, слушая их, мы всегда переживаем за добрых героев, радуемся за них, когда их мечты сбываются и желания исполняются.
Да, в сказках-то все получается, а вот в жизни не всегда. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И всё же сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить правильно, учились добру, любви, красоте, радости. Сказки помогают нам понять, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом.
(просмотр видео-ролика «Добро души есть редкий дар»)
- Готовясь к нашему разговору, вы читали сказки о добре и зле и готовились ответить на вопрос: «На какого героя я хочу быть похожим? Почему?» Кто желает высказаться?
Ответы детей
Воспитатель обращает внимание детей на чашечные весы на столе.
- Как вы думаете, для чего на столе у меня эти весы?
На одну чашу весов мы будем складывать «зло». (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. Вспомните, какие добрые дела совершили вы, совершают люди вокруг вас, и по капельке положите их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие игрушки). Рисунок «зла» при этом убирается. Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, как добро победило зло. Так и в нашей жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Составим поляну Доброты. (Дети прикрепляют свои цветы) Как вы думаете, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
- Какая чудесная цветочная поляна получилась у нас с вами! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность, милосердие, сострадание, трудолюбие.
(просмотр видео-ролика «Трогательное стихотворение о доброте»)
Воспитатель:
Ребята, сейчас я вам покажу фото самого доброго человека, вы по очереди подойдете и посмотрите и будете знать кто это.
(Воспитатель открывает коробочку в которой зеркало, дети по очереди подходят и смотрят и конечно умиляются)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
- Человек на то и человек, чтобы делать добро. Хотя это порой очень трудно!
- Поверьте, добрых людей на земле гораздо больше, чем злых. Спешите делать добро! Его обязательно оценят! Творите добро, и оно непременно вернется к вам!
Воспитатель предлагает записаться в «Школу добрых дел»:
«Книжкина больница»
«Школа- мой дом, я хозяин в нем»
«Покормите птиц зимой»
(дети выбирают и записываются)
Кто уверенно в мире стоит,
Тот другого ни в чем не корит,
Добрый все обращает во благо,
Его сердце пылает отвагой.
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрыхлюдей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают.
И никакого спасибо не ждут.
Список литературы:
Максимова,Т.Н. Классные часы 1 класс : пособие / Т.Н.Максимова, - Москва : ВАКО, 2011. - 272. с. - ISBN 978-5-408-00352-5.
Меремьянина, О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет : пособие / О.Р. Меремьянина, - Волгоград : Учитель, 2013. - 142 с. - ISBN -978-5-7057-3342-2.
Бугрова, Е.Б. Классные часы 1 класс : пособие / Е.Б. Бугрова, Л.Г.Диденко. –Волгоград : Корифей. - 96с. – ISBN 5-93312-543-1.