СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Занятие внеурочной деятельности Разговоры о важном как составляющая идеологического воспитания». Нравственность, духовность, патриотизм.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Занятие внеурочной деятельности Разговоры о важном как составляющая идеологического воспитания». Нравственность, духовность, патриотизм.

Просмотр содержимого документа
««Занятие внеурочной деятельности Разговоры о важном как составляющая идеологического воспитания». Нравственность, духовность, патриотизм.»

«Занятие внеурочной деятельности Разговоры о важном как составляющая идеологического воспитания». Нравственность, духовность, патриотизм.

Патриотическое воспитание — одно из основных приоритетных направлений современного образования. Как научить юного школьника, полноправного члена общества, любить свою Родину?

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Во все времена патриотизм играл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в нравственном, политическом, социальном и культурном плане. Возникает вопрос, а что представляет собой патриотизм, и какую роль он играет для российского школьника?

Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел.

В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма, духовности и нравственности.

С сентября 2022 года у школьников появился новая внеурочная деятельность, которая называется «Разговоры о важном». И в нашей школе учебная неделя началась с классного часа «Разговоры о важном», на котором обсуждаются разные вопросы, связанные с патриотизмом, нравственным воспитанием, защитой экологии, важными историческими событиями.

Для меня цель «Разговоров о важном» — пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Уверенна, что проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные занятия с детьми направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат данного внеурочного занятия - разговор, или беседа с обучающимися.

Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. На сайте «Разговоря о важном» уже разработан комплект материалов, которые содержат все необходимое для подготовки и проведения такого внеурочного занятия – сценарий внеурочного занятия, методические рекомендации, а также набор визуального контента (видео, презентации, интерактивные материалы).

Темы занятий  отличаются для школьников младших и старших классов. Так в начальной школе на уроке «Наша страна Россия» будут изучать природу, слушать звуки пения птиц, журчания ручья, потрескивания костра. Школьникам будет предложено изучить фотографии природы родного края, учитель прочитает стихотворения о животных, населяющих нашу страну. Подростки же обсудят понятие патриотизм, поговорят о художественных и публицистических произведениях на тему любви к Родине. Учитель попросит их вспомнить значимые события и истории из жизни выдающихся людей страны.

В проведении таких занятий учителю особенно важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.). Видеоролик разработан как самодостаточный мотивационный элемент занятия, который содержательно полностью соответствует тематике и сценарию занятия, учитель может выбрать наиболее удобный момент для его демонстрации. При отсутствии возможности просмотра видеоролика учитель может воспользоваться презентационными материалами, которые составлены на основе материалов видеоролика.

Каждое занятие приурочено к определенной дате. В сентябре прошли 4 занятия: 5 сентября занятие посвящается Дню знаний, 12 сентября — на тему «Наша страна – Россия», 19 сентября посвящено выдающемуся ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому, а 26 сентября – Дню пожилых людей.

Так, например, 12 сентября прошел урок «Наша страна — Россия» с «патриотизмом» и «любовью к Родине» как основными «формирующимися ценностями».

В сценарии для 5-7 классов есть упоминание военной спецоперации на Украине — она объявляется «проявлением подлинного патриотизма». Еще в методических рекомендациях есть патриотическая викторина с вопросами о головном уборе русских князей, количестве часовых поясов в РФ. Затем школьникам предлагается «творческие задания» с «решением проблемных ситуаций». Ученики пишут на березовых листочках продолжение фраз:

В России я люблю…

Я хочу быть полезным своей стране в…

Я горжусь тем, что Россия…

В России я уважаю….

В этих материалах есть примеры героических действий российских солдат, в том числе история капитана Александра Романова, «вытеснившего группу украинских националистов» на минные поля. Если верить сценарию урока, «националисты» не подорвались на минах, а сдались в плен.

Эти же примеры приводятся в материалах для 10-11-х классов. Там также говорится, что настоящие патриоты «готовы защищать свою Родину с оружием в руках». Впрочем, оговаривается, что это «не единственный путь проявления патриотизма»: в пример приводится «знание истории своей страны, уважение ее культуры и традиций».

В ноябре запланировано 3 занятия: 14 ноября – «Мы разные, мы вместе», 21 ноября – «День матери», 28 ноября – «Символы России».

Как сказал  Министр просвещения  в ходе  Всероссийского родительского собрания: « Если с детьми не разговаривать на волнующие их темы, это может привести к деструктивному поведению,  дети станут замыкаться и искать ответы в других источниках информации. При этом  не должно быть такого, чтобы в семье детям говорили одно, а в школе – другое».

Патриотизм — это эволюционное понятие, в каждую эпоху оно имело различное социальное и ценностное содержание, но в тоже время оно всегда было неотделимо от таких категорий как «Отчизна», «любовь к Родине».

В произведении Гоголя Тарас Бульба сказал: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. …». В этом произведении Тарас подчеркивает тот факт, что ценность настоящего русского товарищества намного выше всех иных «басурманских» традиций и ценностей, среди которых на первое место выбивается личное, а не общественное, личный достаток, а не достаток твоих верных товарищей.

В заключении хочется сказать: «Разговоры о важном»- это лишь первый шаг к осмыслению новой воспитательной системы гражданина без оглядки назад, с опорой на светлое будущее, но очень важный.