1.Отгадайте ребус - Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? Правильно, это термин НОТАЦИЯ Кто знает, что обозначает этот термин? Видеоролик « Почему ферзя называют королевой?» Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске. У пешки- ценность в 1 очко, конь и слон-3; ладья-5; ферзь-9; король- бесценная фигура. Шахматно – математические задачи . Запиши ответ цифрой. ( на листочках) Конь+пешка =4 слон+конь=6 Ферзь+пешка=10 ферзь+конь=12 Ладья+слон=8 ладья+ферзь=14 Кто сильнее: • конь или ладья? •два слона или ферзь? • ферзь или две ладьи? • конь или две пешки? - 2.Актуализация знаний. Отгадайте второй ребус. 7Я Я знаю, что когда вы научились играть в шахматы, все поддерживали в семье и говорили. Что вы молодец! Шахматы развивают логику, ум. Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику. Видеоролик « Фиксики» В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.- Можно ли помочь Пете? Как?- Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. Поможет Пете, давайте, а нам понадобятся знания шахматной нотации. Перед вами на листочках, показаны положение фигур, когда закончил играть Петя с дедушкой. Запишите, сообща по парам по парте местоположение фигур. - На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами. Запишите на листочках шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране. А сейчас определите, у кого получился материальный перевес? Попробуйте определить, каких фигур больше на поле? Как посчитали это по количеству оставшихся фигур. А по преимуществу? Белые выигрывают т.к.( черную ладью бъем, остается королю убегать на Кр в-3, белая ладъя Ld-8:А-8 объявляет шах, Кр вынужден пойти на А-3.-белые объявляют мат).Материальный перевес получился. Считаем очки. Белые | Черные | 1. Ке1 | 1. Kb2 | 2. Лс3 | 2. Лa1 | 3. Лd8 | 3. Лс2 | 4. Сd3 | 4. пa2 | 5. Cg7 | | 6. пf5 | | 3.Формулирование темы урока и постановка целей - Так чему мы будем сегодня учиться на уроке? -Сегодня будем учиться использовать комбинации, ведущие к достижению материального перевеса приемами отвлечения, завлечения при игре в шахматы. Какие цели стоят перед нами? Узнать, что такое материальный перевес, научиться приемам отвлечения, завлечения. |