| Решение учебных задач: игровые ситуационные задачи (коллективная работа) | 1) Игра: «Расскажи о своей семье» Задание: Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут вашу маму и вашего папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? Кто ещё у вас есть из близких родственников? 2) Игра « Кто кому кто?» - Кем вы являетесь для мамы? (дочь) - Кто называет вас сыном? (папа) – Кем вы являетесь для бабушки? (внук) – Если у папы есть мама. Кто она вам? (бабушка) – Если у мамы есть сестра. Кто она вам? (тетя) – Если у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они вам? (двоюродные братья и сестры). | Слушают, осмысливают. Отвечают. |
| Слово учителя с элементами беседы. Работа со словарями (+ презентация) Мини-исследование (работа в парах) Введение понятия «социальная роль» | Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. - А что такое в вашем понимании семья ? Словарь Ожегова С. И.: 1. Это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочѐнных общими интересами. Ушаков Д.Н.: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. -Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему? -А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями? До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на семьи в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. -А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи? Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство . Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. - А чем семья отличается от другой группы людей? - Можно ли наш класс назвать семьей? В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. - Как вы понимаете значение слова «поколение»? Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения. В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Это и есть социальные роли, которые мы выполняем в семье. | Слушают, участвуют в диалоге, высказывая свое мнение. Работают по предложенному заданию. Презентуют результат работы. Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством. Обсуждают услышанное. |
| Дискуссия (фронтальная работа) | Организуют дискуссию. Задания: = Прочитайте выразительно стихотворение. = Ответьте на вопрос: «Какие ценности позволяют создать и сохранить крепкую и дружную семью?» Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! | Участвуют в дискуссии. |