СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности "Ты в своей семье "

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Ты в своей семье.

 

Класс: 5

 

Форма организации внеурочного занятия: мастерская

 

Методы: беседа, постановка проблемных вопросов, проектная деятельность.

 

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности "Ты в своей семье "»

Внеурочная деятельность: курс «Граждановедение. Брянская область».


Направление: социальное.


Тема: Ты в своей семье.


Класс: 5


Форма организации внеурочного занятия: мастерская


Методы: беседа, постановка проблемных вопросов, проектная деятельность.


Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.


Задачи:

образовательные:

углубить знания уч-ся о семье, социальных ролях в семье, семейных ценностях;

развивающие:

совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать коммуникативные умения, наблюдательность, внимание, культуру речи, творческие способности учащихся; составлять связный ответ на заданную тему, аргументировать свою точку зрения, представлять подготовленное задание.

воспитательные:

воспитывать нравственно-этические качества уч-ся, культуру учебного труда.


Формируемые УУД:

личностные: ценить и принимать базовые ценности «социальная роль», «семья»; уважение к своей семье; осознание ценности образования, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата;

метапредметные:

регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция;

познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.


Основные понятия: социальные роли, семья, семейные ценности.


Оборудование: нетбук, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах.


Сценарий занятия

  1. Оргмомент. Мотивация. Целеполагание

Формы, виды, приемы деятельности

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учеников

Постановка учебной задачи

Читает притчу, побуждает к ее обсуждению, формулированию темы, цели занятия.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы  семьи: «Как вам удаѐтся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу  и  написал на ней что-то. Правитель посмотрел  и  удивился: на листе было написано сто раз одно  и  то же слово.

- Как вы думаете, какое слово написал старец?

= Обоснуйте свой ответ.

Слушают.

Размышляют о смысле притчи.

Формулируют проблемные вопросы.

Предполагают тему занятия.

Ставят перед собой цели.


  1. Познавательная деятельность.

Формы, виды, приемы деятельности

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учеников

Ассоциативный ряд (коллективная работа)


Предлагает составить ассоциативный ряд «СЕМЬЯ»

Высказывают свое мнение

Решение учебных задач: игровые ситуационные задачи (коллективная работа)

1) Игра: «Расскажи о своей семье»

Задание:

  • Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут вашу маму и вашего папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? Кто ещё у вас есть из близких родственников?

2) Игра « Кто кому кто?»

- Кем вы являетесь для мамы? (дочь)

- Кто называет вас сыном? (папа)

– Кем вы являетесь для бабушки? (внук)

– Если у папы есть мама. Кто она вам? (бабушка)

– Если у мамы есть сестра. Кто она вам? (тетя)

– Если у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они вам? (двоюродные братья и сестры).

Слушают, осмысливают.

Отвечают.





Слово учителя с элементами беседы. Работа со словарями (+ презентация)




















Мини-исследование (работа в парах)



























Введение понятия «социальная роль»

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с  семьи.

- А что такое в вашем понимании  семья ?

Словарь Ожегова С. И.:

1. Это группа  живущих   вместе  близких  родственников;

2. Объединение людей, сплочѐнных  общими  интересами.

Ушаков Д.Н.:

 Семья  – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков  и  ближних  родственников,  живущих   вместе.

-Какое из этих определений более точно подходит слову  семья? Почему?

-А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

До сих пор никто не знает, как  и  почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на семьи в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

-А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов  семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира.

У каждого свой кошелек.

Каждый член семьи отдыхает отдельно.

У каждого члена семьи свое  хозяйство .


Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.

- А чем семья отличается от другой группы людей?

- Можно ли наш класс назвать семьей?

В старину членов  семьи  называли «домочадцами». В одной  семье  могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений.

- Как вы понимаете значение слова «поколение»?

Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время.  

Все ученики нашего  класса  – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.

В  семье  каждый из нас  имеет  множество воплощений. Это и есть социальные роли, которые мы выполняем в семье.

Слушают, участвуют в диалоге, высказывая свое мнение.






















Работают по предложенному заданию.

Презентуют результат работы.


Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.


Обсуждают услышанное.

Дискуссия (фронтальная работа)

Организуют дискуссию.

Задания:

= Прочитайте выразительно стихотворение.

= Ответьте на вопрос: «Какие ценности позволяют создать и сохранить крепкую и дружную семью?»

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья! 

Участвуют в дискуссии.

Мини-проект (индивидуальная работа)

Организует работу по составлению мини-проекта «Каким я буду родителем и как я буду воспитывать своих детей»

Задание:

= Создайте мини-проект по заданной теме: в виде ладони, солнышка, ромашки … сформулируйте 5 основных правил воспитания в вашей будущей семье.

Выполняют задание.

Презентуют результат



  1. Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.

Формы, виды, приемы деятельности

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учеников

Прием «Словарь темы» (коллективная работа)


Предлагает составить словарь темы занятия.

Высказывают свое мнение


  1. Рефлексия.

Формы, виды, приемы деятельности

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учеников

1.

Самооценивание (индивидуальная работа)


Предлагает оценить работу на занятии.

Высказывают свое мнение