СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие: «Вышивка атласными лентами»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие: «Вышивка атласными лентами»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕГОРЛЫКСКИЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ















Занятие: «Вышивка атласными лентами»









Подготовила

педагог дополнительного образования

Рыбинцева Татьяна Викторовна












Ст. Егорлыкская

2023г

Цель: Создать условия для развития творческих способностей детей, расширения их знаний при работе с разными материалами, формирование технологических умений.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с историей развития старинной техники вышивки шелковыми лентами;

  • вызывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

  • учить самореализации через выполнение изделия;

  • изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения вышивки;

  • развить творческое мышление, эстетический вкус;

  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполненную работу.

Выбор и обоснование форм и методов:

Формы:

  • фронтальная;

  • индивидуальная.

Методы:

  • наглядно-иллюстративные;

  • поисковый метод.

Методы проведения занятий:

  • беседа с объяснением нового материала;

  • практическая работа учащихся;

  • показ наглядностей;

  • демонстрация трудового приема.

Межпредметные связи:

  • история,

  • ИЗО.

Материально-техническое оснащение:

  • инструменты личного пользования;

  • пяльцы, ткань, иглы для вышивания, ленты атласные, нитки мулине, наперсток;

  • карты инструкционные по технике вышивания;

  • иллюстрации, рисунки и фотографии;

  • демонстрация готовых изделий.

Тип урока: комбинированный.









Ход занятия

    1. Организационный момент:

  • приветствие учащихся,

  • проверка посещаемости,

  • проверка готовности к занятию,

  • сообщение темы,

  • постановка цели,

  • знакомство с ходом занятия.

II. Объяснение нового материала:

В первобытной юности планеты, женщина цветком ее была.
Каждая имела чар приметы и в веках легендою жила.
Прославляли древние поэты ум ее и тела красоту,
Но как были женщины одеты, вам своей работой покажу.

Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты “оживляют” прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку.

На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами в зависимости от пола ребенка.

История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям.

История.

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы “оживить” свой образ.

Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.

В средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные столики, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 г. в нем было уже 50 тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, в Велзи и Сент-Этьене, почти 45 тысяч человек трудились на производстве тесьмы.

К 1660 г в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят для производства позументных изделий (позумент, галун, басон).

В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой. Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли “Летящие платья” с не застроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками.

Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание “Поставщики королевского двора”, с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова. В Англию. А от туда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из старого света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность.

Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К этому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.

После второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться.

Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки.

Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность.

Изучив шаговое описание различных видов швов, без труда можно повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи.

Помимо этого появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку, оформить детский полотняный рюкзачок или дамскую вечернюю сумочку, расшивать скатерти, салфетки, полотенца и многое другое.

Объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: “в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех”

Приспособления и материалы:

Иглы.

В давние времена куски кожи или ткани сшивались не иглами, а продырявленными колючками или рыбьими косточками.

С тех пор иглы сильно изменились и сегодня они производятся различных видов и размеров.

Для вышивания применяются разные иглы: тонкие – для легких тканей и толстые – для плотных. При шитье шелковой лентой используются острые иглы, ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек.

Ушко иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту и она, не скручиваясь, скользила по нему.

Для лент шириной 7, 9, 12 мм подбирают иглы № 18-22, для ленты в 3 мм рекомендуется № 24. Позолоченная игла имеет специальное гальваническое покрытие, защищающее её от кислотных выделений, ведущих сначала к окислению, в потом и ржавчине, которая затрудняет нормальное скольжение иглы в ткани.

Ленты.

В невероятном разнообразии имеющихся в настоящее время в продаже лент и тесьмы выделяют две основные группы: ленты, которые можно стирать и декоративные ленты.

Ленты и тесьму, подлежащие стирке, делают из тканей высшего качества и кромкой. На бобинах присутствуют подробные рекомендации (как их стирать, гладить и др. необходимую информацию). Декоративные ленты используются только для отделки. У большинства из них нет кромок, то есть их края особым способом уплотнены, чтобы при использовании ленты не распускались. Декоративные ленты нельзя стирать, поэтому прежде чем взяться за вышивку, внимательно следует ознакомиться со всеми рекомендациями.

Вышитые изделия стирают вручную с мылом (жидким или мыльной стружкой) и гладят с изнанки, чтобы вышивка не стала плоской. Ленты некоторых цветов, например ярко-красные и бордовые, нужно перед работой помочить, чтобы избежать при высыхании появления неэстетичного налета и разводов, которые могут испортить вышивку.

Вышивальные нитки требуются для создания основы (контура) для некоторых швов или для закрепления ленты на изнанке в конце работы.

Бусины и бисер выпускаются разных форм и размеров. Обычно они применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.

Ткани.

Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани.

Хлопковые:

  • рогожка,

  • батист,

  • сатин (хлопчатобумажный атлас),

  • плис (х/б бархат),

  • муслин (кисея).

Льняные ткани:

  • суровое полотно,

  • тонкое полотно,

  • грубая холстина,

  • льняная ткань с однородной основой.

Шелковые ткани:

  • шифон,

  • шелковый тюль.

Шерстяные ткани:

  • креп,

  • твид,

  • джерси.

Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.

Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты.

Так же при вышивке используют пяльцы, они предназначены для того, чтобы во время работы ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков.

Существуют также в продаже комплекты всех необходимых для вышивки материалов с уже напечатанными рисунками и подробными рекомендациями. Но можно создать и свою композицию. С помощью, например, переводного карандаша. На рисунок накладывают лист кальки и обводят его переводным карандашом. Затем соединяют кальку с тканью, проглаживают утюгом, и рисунок переноситься на вышиваемый предмет.

III. Выполнение практической работы:

Учащиеся, пользуясь инструкционными картами, выполняют различные виды швов под руководством педагога (приложение 1).

IV. Заключительная часть:

Вопросы для закрепления нового материала:

  • для чего люди занимаются прикладным творчеством?

  • какие материалы используются для вышивки шелковыми лентами?

V. Анализ и оценка работы:

Подведение итогов и оценка работы на уроке.

VI. Домашнее задание:

Предложить обучающимся разработать свою композицию вышивки (рисунок) из стежков и швов уже изученных на уроке. Принести ткань, пяльцы, иглы для вышивания, ленты атласные, нитки мулине, ножницы, наперсток.

Приложение 1


Основные стежки для выполнения работы

Выполнение классического стежка

Иглой проколите ткань с изнаночной стороны, выведите её на лицевую, расправьте ленту и положите на поверхность изнанкой вниз. Иглой снова проколите ткань сверху вниз. Длину стежка определяют по рисунку, а натяжение по объёму. Плоская фигура создается при максимальном натяжении, а выпуклая – при послабленном натяжении. Сменив направление, выстраиваются прямые стежки, и получается узор.

Французский узелок

Иглу вытяните на поверхность ткани, ленту расправьте и оберните вокруг подведенной к ней игле. После двух оборотов, воткните иголку рядом с предыдущим проколом, не выводя из ленточного узла, и выведите на изнаночную сторону.





Создание воздушных стежек-петель

Выведите иглу на лицевую сторону, ленту вытяните и введите обратно в ткань, отступив 1 миллиметр. Между частями ленточки поместите соломинку и затяните её. Закрепите и покройте шов бусинами. Соломинку уберите.

Выполнение японского шва

Выведите наружу иглу и проткните ею лежащую на поверхности ленту, на расстоянии в сантиметр от места прокола в центре или с краю. Через эту точку выведите иглу на изнанку.



Стебельчатый шов

С его помощью делают чаще всего стебельки цветов. При его создании ленту следует всегда держать под иголкой. Ленту вводят на лицевую сторону.

Затем проводят иглой по изнаночной стороне. Проводится аккуратное подтягивание ленты. Игла проводится по изнанке от точки. Затем выполняется подтягивание ленты. Шов создается аналогичными движениями. Перед каждым выполнением стежка важно расправлять ленту. Для завершения шва, иглу проводят на изнанку и делают и делают последний стежок. Лента подтягивается и закрепляется.

Тамбурный стежок вприкреп

1.Начертите круг, поставьте точку в центре и разделите круг на несколько сегментов, чтобы лепестки цветка располагались равномерно.


2.Выведите иглу с лентой в центральной точке с изнаночной стороны на лицевую, а затем в той же точке введите иглу с лентой с лицевой на изнаночную сторону, при этом оставьте на лицевой стороне вышивки петлю, примерно равную радиусу круга.

3.Теперь выведите иглу с лентой с изнаночной на лицевую сторону точно на линии окружности.

4.Проденьте иглу с лентой внутрь петли и натяните петлю так, чтобы она легла в форме лепестка от центра к линии окружности. Не натягивайте петлю слишком сильно, особенно если вы вышиваете широкими лентами.

5.Теперь выведите иглу с лентой с лицевой на изнаночную сторону в точке ее вывода на лицевую сторону на линии окружности-как показано на фото. При этом игла с лентой петлей захватывает петлю из ленты, сделанную ранее и протянутую из центра круга.

6.Выведите иглу с лентой на изнаночную сторону и затяните вторую, короткую петлю на линии окружности. Затягивающую петлю будет почти не видно, но если вы будете вышивать более широкой лентой, то она образует заметный узелок на конце получившегося лепестка. Красива уложите ленты лепестка.

7.Теперь выведите иглу с лентой с изнаночной на лицевую сторону вновь в точке центра и повторите описанный выше тамбурный стежок вприкреп.


8.Вышив 8 лепестков, мы поменяем цвет ленты и будем вышивать лепестки тамбурным стежком вприкреп бежевой лентой поверх голубой.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!