СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Зачем планировать расходы семьи" по программе внеурочной деятельности "Основы финансовой деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку занятия можно использовать во 2 классе по программе внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности".

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Зачем планировать расходы семьи" по программе внеурочной деятельности "Основы финансовой деятельности"»

Тема: Зачем планировать расходы семьи

Цель занятия: содействие формированию у обучающихся знаний и умений правильного распределения расходов и степени их необходимости.

Задачи:

  • Изучить необходимые расходы семьи.

  • Способствовать формированию умения планировать семейный бюджет.

Базовые понятия: Расходы. Обязательные расходы. Необязательные расходы,

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов в области семейных финансов;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • Овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей.

Регулятивные:

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты:

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • знание направлений расходов семьи.



Описание хода занятия с организацией учебной деятельности


- Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

(Деление класса на группы)


-На предыдущих занятиях мы с вами говорили о том, что такое деньги и как они приходят в семью.


А что такое деньги? – платежное средство. Какими они бывают? Деньги бывают бумажными, металлическими и электронными.

А как они приходят в семью?

А для чего нужны деньги?

Учитель подводит итог, что деньги нужны для того, чтобы их тратить на нужды семьи.

Посмотрите на слайд №1

Рассуждения детей

Посмотрите на слайд №2

Рассуждения детей

То есть расходы нужно планировать. Согласны?

Ответы детей

Тема занятия будет связана с планированием расходов.

И звучит она так: «Зачем планировать расходы семьи»

Давайте попробуем сформулировать цель занятия.

Попробуем научиться планировать расходы семьи.

Как вы считаете, чему вы сегодня можете научиться?

Каждая команда сегодня будет представлять семью. Предлагаю вам определить главу семьи и остальных членов семьи.

Ивановых

Состав семьи: папа, мама, два ребенка – школьника

Петровых

Состав семьи: папа, мама, ребенок – дошкольник 1 год, ребенок- школьник

Сидоровых

Состав семьи: папа, мама, бабушка-пенсионер, ребенок – студент, ребенок – школьник.

Глава семьи представлет свою семью.

Предлагаю правила игры, которые следует соблюдать в семье:

  • Семья должна быть дружной.

  • При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

  • Все вопросы решаются с учетом большинства голосов

  • В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.

Прочитав правила вы можете согласится, а можете какое-нибудь правило убрать или добавить.

У каждой семьи есть свой семейный бюджет. Как вы думаете, что это такое бюджет?

Бюджет -это учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года

А как вы считаете, что такое доходы и расходы?

Доходы – это денежные средства, которые получает каждый из членов семьи.

Есть доходы, которые запланированы в семье, и к ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Эти доходы составляют стабильный доход. А есть незапланированные доходы, к ним относятся: подарок, выигрыш, премия.

Заполнение кошелька различными видами доходов.

Расходы - это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи. 

Учитель представляет сосуд потребностей семьи.

Расходы также бывают запланированные и незапланированные.

Какие расходы мы называем запланированными и незапланированными?


Давай потренируемся в определении запланированных незапланированных расходов.



Соедините стрелками запланированные и незапланированные расходы в вашей семье:

Расходы


Оплата продуктов питания

Запланированные

Оплата телефона

Подарок на день рождение друга

Ремонт одежды (сломалась на куртке молния)

Незапланированные

Оплата жилья

Посещение ресторана


Соедините стрелками запланированные и незапланированные расходы в вашей семье:

Расходы


Оплата детского сада

Запланированные

Оплата продуктов питания

Поход в кино

Поломка телевизора

Незапланированные

Оплата лекарств, в случае болезни

Покупка новой компьютерной игры


Соедините стрелками запланированные и незапланированные расходы в вашей семье:

Расходы


Обучение

Запланированные

Отдых в санатории

Покупка новой одежды

Оплата кружка ребёнка

Незапланированные

Оплата продуктов питания

Покупка бензина для машины


Каждая команда называет сначала все запланированные расходы, а затем незапланированные и соответственно сначала заполняя сосуд заплан., а потом незапл. расходами.

Самое главное нужно запомнить, что незапланированные расходы тоже бывают. Их нужно учитывать при планировании бюджета.

Например, можно оставлять на незапланированные расходы десятую часть доходов.

Так же расходы бывают желательными.

Какие расходы мы назовем желательными?

Расуждения детей. Когда мы можем себе их позволить купить?

Когда, например, сэкономили на чем - нибудь или откладывали (копили).

Выберете из предложенных товаров желательные.

  • Хлеб

  • Молоко

  • Сметана

  • Печень

  • Конфеты

  • Мороженое

  • Газированная вода

  • Масло подсолнечное

  • Барби

  • Конструктор «Лего»

  • Коллекционные машинки

  • Железная дорога

  • Связь (телефон стационарный)

  • Свет (лампочка)

  • Вода (кран с водой)

  • Автобус

  • Маршрутное такси

  • Троллейбус

  • Платье

  • Куртка

  • Очки солнцезащитные

  • Кинотеатр

  • Чайник

  • Компьютер

  • Холодильник

  • Цирк

  • Музей

  • Таблетки

  • Ананасы

  • Бананы

  • Яблоки

  • Груши

  • Помидоры

  • Огурцы

  • Лук

  • Картофель

  • Колбаса

  • Мясо

  • Яйца

  • Рыба

  • Кириешки

  • Чипсы

  • Жевательная резинка

  • Лапша быстрого приготовления «Доширак»

  • Киндер-Сюрприз

Т.е желательные товары мы покупаем тогда, когда у нас есть сэкономленные деньги или ...

А когда мы можем сэкономить?

С.19 практикума. Примеры экономии (выключить свет, воду и т.д.)

Когда мы понемногу экономим в течение мясяца, то можно сэкономить приличную сумму из вашего бюджета. Еще говорят, копейка рубль бережет.

Вам ваши родители также дают деньги на расходы. Как вы называете эти деньги? (Карманные) А вы можете их экономить и копить на что-нибудь. Например, на желательные расходы. Обычно дети эти деньги складывают в копилку.

Заполение сосуда желательными расходами.

Когда человек экономит или еще говорят не бросает деньги на ветер. Как называют такого человека? (Бережливым)

У каждой семьи свой доход и соответственно свои расходы. Чем больше семья, тем должно быть больше доходов и соответственно расходов.

Сейчас я вам предлагаю заполнить потребительскую корзину, исходя из доходов семьи.

Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, который необходим для сохранения здоровья человека и обеспечения жизнедеятельности.

Есть еще одно понятие корзины – продуктовая. Как вы думаете, что это понятие означает?

Какое из понятий шире, а какое уже?

Что будет входить в потребительскуй корзину?

Заполнение корзины.

В результате доходы и расходы должны по крайней мере совпадать, а лучше, когда доходов больше, чем расходов. Тогда семья сможет откладывать деньги на покупку крупных товаров, на отдых. А если доход ниже расходов, то возникает дефицит или другми словами долги.

Поэтому семья планирует свои расходы изходя из доходов. Чем больше доход, тем больше семья может тратить.

Занятие я вам предлагаю закончить следующим образом. Я называю начало предложения, а вы его продолжаете.

- сегодня я узнал, что чтобы сэкономить нужно...

-для того, чтобы не было долгов нужно...

-бережливый человек это тот человек, который ...