СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятия по этнокультурному составляющему

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вызвать интерес к предметам быта алтайского народа. Обряды и обычаи алтайцев.

Основной ход занятия: Рассказать детям, что алтайцы - древний народ. В основном они занимались скотоводством и охотой. Скотоводство было отгонным. Люди кочевали со скотом, перегоняя его на новые пастбища.

Просмотр содержимого документа
«Занятия по этнокультурному составляющему»

МКОУ «Жана-Аульская СОШ» детский сад «Балдырган»








Конспекты занятий по этнокультурной составляющей









Разработала: Улыкпанова

Нуржанат Владимировна

старший воспитатель























с.Жана-Аул-2013


Занятие по теме: «Алтайский национальный аил и их разновидности»

«Домашний очаг. Его почитание»

Задача: Познакомить детей с национальными алтайскими аилами.

Вызвать интерес к предметам быта алтайского народа. Обряды и обычаи алтайцев.

Основной ход занятия: Рассказать детям, что алтайцы - древний народ. В основном они занимались скотоводством и охотой. Скотоводство было отгонным. Люди кочевали со скотом, перегоняя его на новые пастбища.

Здесь, можно рассказать о нелегком труде людей того времени. Пояснить детям, что дом, в котором живет человек, зависит от условий труда. Чабан пасет овец в горах. Поэтому, его дом должен быть там, где ему тепло и уютно было.

Поэтому, алтайцы жили в легко перевозимом аиле — войлочной юрте. Решетчатая юрта покрывалась войлоком. Дверь делалась тоже из войлока. Юрта имеет размер круга.

Распространены конусообразные аилы(чадыры), и 6-гранная юрта (агаш аил). Конусообразные аилы покрывались из жердей или лиственной корой. Чадыры встречаются и сейчас. Чадыр строят из круглой лиственницы, имеет 6 углов.

(Слайд разновидностей аила)

В середине аила ставят очок. (Здесь рассказать о культе огня).

У алтайцев особо соблюдался культ огня. Огонь считается хранителем семейного очага. Огню люди поклоняются, чтят свой очаг, угощают. Насколько будешь чтить свой огонь, настолько благополучно и богато будут жить хозяева. У алтайцев культ домашнего очага охранялся женщиной и поэтому домашний очаг олицетворялся в женском образе. От-эне (огонь-матерь). Считается, что огонь не впускает в жилище злых духов. Нельзя напрасно проливать воду на огонь, плевать, кидать мусор и грязь.




Занятие по теме: «Алтайская национальная одежда», «Алтайский орнамент»


Задачи: Познакомить детей с алтайской национальной одеждой. Вызвать интерес к красоте узора алтайского орнамента, к фантазии мастеров. Развивать умение сравнивать элементы и украшения одежды с красотой Алтая, подчеркивать колорит, насыщенность изделия. Знакомство с алтайской народной сказкой «Торко-Чачак» (Шелковая Кисточка).

В алтайских орнаментах преобладают цвета красный, оранжевый и золотисто-желтый, которые вызывают в сознании сходство с солнцем. Голубой, синий, зеленый, белый цвета вызывают ассоциации с небом, озерами, реками Горного Алтая.

Алтайский орнамент и аппликации наносились мастерами на деревянные посуды (ведро, пиалы) и кожаные сосуды (тажуур), кожаной обуви (тере одук), коврах, кисетах (калта), сумочках, подушках, на сундуке (кайырчаке) и т.д.. Каждый узор в орнаменте, его линии, точки, геометрические и роговидные фигуры, завитки имеют свою неповторимую легенду. В алтайских орнаментах описаны бурные реки Алтая, высокие горы, рога животных, птицы в полете, шкуры животных.

Поговорив с детьми об алтайской одежде, орнаменте можно прочитать сказку «Торко-Чачак», о красивой, работящей девочке-алтайке.

Вот описание портрета Торко-Чачак «Жила-была девочка, звали ее Торко-Чачак — Шелковая кисточка. Глаза у нее были как ягоды черемухи. Брови — две радуги … а в косах звенели китайские раковины».

Показать изображение алтайской шапки. Рассмотреть шелковые ниточки цветов радуги, то есть кисточку, которая прикреплена к алтайской шапке. Вспомнить с детьми цвета радуги, какими они бывают красивыми. Показывая, подчеркнуть что, вот такая красота прикреплена к алтайской шапке. Этой красотой обозначено имя девочки в сказке «Торко-Чачак» (Шелковая Кисточка). Уточнить имена детей. Помочь детям красиво описать свои имена. Далее можно дать возможность нарисовать Торко-Чачак или алтайскую шапку, либо чачак (кисточку) шапки используя разные цвета краски.

































Занятие по теме: Алтайская пища. Талкан. Теертпек. Курут.


Знакомство и инсценирование алтайской народной сказки «Теертпек».

Задачи: Закрепить знания детей о национальном аиле, предметах быта, одежде, познакомить с национальной едой – талкан, теертпек, курут. Развивать умение внимательно слушать сказку, беседовать по ее содержанию, вызвать желание инсценировать, подражать героям сказки.

Алтайские слова: Теертпек – лепешка, курут — сырчик, талкан.

В условиях кочевого быта и скотоводческого хозяйства основными пищевыми продуктами у алтайцев были молоко, мясо диких и домашних животных. Из кобыльего молока изготовляли кумыс, из коровьего молока — кислый чеген, айран, которых хранили в специальных кожаных или деревянных бочках (куп). Из чегеня делали курут - сырчик, быштак — брынза. Изготовление курут – сырчика; чеген кипятят, доводят до густоты, охлаждают и процеживают. Готовую массу нарезают на пласты или кубики и сушат над очагом или на солнце.

Талкан готовят из ячменя. Сначала его обжаривают в казане, помешивая специальной палочкой — булгууш. Затем толкут в деревянной ступе — сокы. А потом отвеивают на специальном подносе — эскине и готовые зерна перетирают между камнями — баспака. Получается талкан, который добавляют в чай.

Теертпек — лепешка, замешанная на сметане и выпеченная в золе.

Здесь можно поговорить с детьми о том, где они живут, как называется село (город), какие сказки любят слушать. Предложить послушать алтайскую народную сказку «Теертпек».


Теертпек

Долго искал Теертпек самого сильного на свете. Много гор перевалил, реки перешел. Наконец он увидел человека, который косил в логу сено.

Подходит Теертпек к Человеку и спрашивает:

- Вы на свете всех сильнее?

- Да, конечно, я, - ответил человек и положил Теертпека к себе в мешочек. - Надо же, еда сама пришла, не пойду я домой.

Продолжал он работать дальше.

В это время Теертпек тихонечко вылез из мешочка, спрятался за дерево.

Наступил вечер. Человек устал и решил перекусить, хвать, а в мешке нет Теертпека. Мешок пуст. Идти в село за едой далеко, да и темно уже. Так и уснул спать голодный.

Утром еще раз поискал в мешке свой Теертпек, но его нигде нет. Идти домой сил нет, к ногам будто тяжесть привязали.

Увидев обессиленного Человека, Теертпек крикнул ему:

- Что с Вами случилось? О чем думаете?

- Какие мысли могут прийти, если он два дня не поел хлеба? Исхудал весь!ответил Человек.

- Человек, ты же сказал, что ты на свете самый сильный? Как же так устал?спросил его Теертпек и слез с дерева.

- Без хлеба, Теертпек, нет у меня сил, - тихонько пробурчал Человек.

- Теперь ты понял, кто самый сильный, - сказал Теертпек и улыбнулся.






















Занятие по теме: «Музыкальная культура алтайцев», «Алтайские национальные музыкальные инструменты»


Знакомство с музыкальным фольклором народов РА, на примере национальных праздников «Эл-Ойын», «Масленица», «Наурыз», «Тюрюк байрам».

Знакомство с алтайскими музыкальными инструментами: комус, шоор, икили, jадаган. Знакомить со словом кайчи. Рассказ о кайчы-сказителях алтайского народа (Н.У. Улагашев, А.Г. Калкин, С. Савдин, Т. Чачияков И.Б. Шинжин и др.).



Топшуур

Топшуур – алтайский щипковый музыкальный инструмент. Имеет деревянный долбленый кузов овальной формы, закрытый сверху кожаной или деревянной декой, длинную щейку без ладов, две волосяные струны, настроенные в кварту. (Энциклопедический словарь)

Звук, извлекаемый на струнах, напоминает звучание туго натянутой нити, но несколько чище и ярче, поэтому звучность топшуура невелика.

Приемы игры разнообразны: бряцание, тремоло, щипки.


Комус

Устроен из металлической подковки, со скованной посреди упругой пластинкой вибратором, загнутой на конце и называемой язычком. В руках у одаренного исполнителя на этой пластинке - вибраторе можно получить практически все слышимое, а порой и незнакомые нам звуки окружающего мира. Исполнитель щипком правой приводит в движение язычок, в результате чего издаются тихие жужжащие звуки, высота которых зависит от сокращения или расширения полости рта исполняющего, являющейся одновременно и резонатором. Комус проводник космической вибрации – вселенского ритма, который переливается от исполнителя к слушателям. Вибрации комуса обладают целебным воздействием на органы человека.

Дьядаан (jатакан) скифская арфа

Инструмент найден в Пазырыкском кургане археологом С.И. Руденко Оригинал хранится в Эрмитаже. Копия изготовлена мастером Гнездиловым А.И. (г. Барнаул). Изготовлялся из цельного дерева, струны натягивались жильные.

Икили

Икили - похож на топшуур, но с более высокой подставкой. Играют на икили лучковым смычком, сделанного из ивового прута, на который натягивается волос. Для большего трения его натирают смолой лиственницы или кедра. При игре инструмент ставят на левое колено или держат между ног наклоном влево, слегка прижимая корпус икили коленями. Звук икили негромкий, но мелодичный и богатый. Икили использовал кожончи - исполнитель лирических, бытовых, исторических песен.

Бубен - барабан

Бубен-барабан (тунур) принадлежит к разряду ударных инструментов. Остов бубна деревянный, на обечайку натягивается шкура животного и подвешивается к обечайке ремнями. В открытую сторону бубна крепится деревянная перекладина, за которую держат бубен. На коже бубна выцарапываются рисунки животных, птиц и человека. На железных перекладинах навешиваются маленькие загнутые железки. При ударе получается сильный гул и бряцанье железок.

Шоор

Шоор - тип продольной флейты, сходный с башкирским народным инструментом кураем. Шоор изготовляются из пустотелого ровного стебля высохшего растения комургай (пучки), длиной не менее 50-60 см, диаметр у основания 1,5-2 см. С обеих сторон шоор открыт. Более широкий конец трубки прижимается у правой половины рта к верхним зубам. При вдувании воздуха получается свистящий звук. Звучащим телом является воздушный столб, заключенный в трубке. При вдувании исполнителем струи воздуха столб приходит в колебание. Если закрыть все имеющиеся отверстия на корпусе, то получится самый низкий звук. Если открывать отверстия постепенно, то столб воздуха станет короче и звук повысится. Периодически закрывая и открывая выходное отверстие, а также изменяя напор воздуха, исполнитель получает ряд звуков в виде обертонов основного главного звука. Звучание шоора мягкое, переливчатое. Строй определенной высоты не имеет и зависит от длины инструмента. Мягкая переливчатость хорошо передает красоту народных мелодий.





















3. Примерные темы занятий для детей старшего возраста


Занятие по теме «Устное народное творчество алтайского народа»

Алтайский народ на протяжении многих веков, когда еще письменности не было, сложил множество ярких и сильных, глубоких по замыслу, обаятельных по образам устное творчество. Устное народное творчество алтайцев разнообразно по жанрам: героические сказания о богатырях, сложенные в стихотворной форме, социально-бытовые, фантастические сказки и легенды, предания, песни, пословицы, поговорки, загадки.

Алтайцы всегда говорят алкыши-благопожелания: благопожелания огню, природе, ребенку, жизни, солнцу. В них отражаются этические взгляды на традиционные занятия народа.

С образом Алтая связывалось благополучие человека и его богатство, проявляемое, по представлению народа, в многочисленности скота и детей:


Пусть людным дом будет,

Пусть драгоценный скот пасут.


Пусть полон загон скота кормит,

Пусть полон дом богатства держит.


Пословицы являются одним из древних жанров алтайского фольклора, в которых отразились представления и обычаи различных исторических эпох. Пословицы учат быть добрым, трудолюбивым, честным, высмеивая ленивых, злых.


О родине, о народе

Корни дерева в земле, корни человека в народе.

Что одному не под силу, народу под силу сделать.

Родная земля лучше чужбины, полной серебра и золота.

Корни дерева проникают в землю, корни человека проникают в народ.

В связке дров тепла больше; у народа, собравшегося вместе, силы больше.

Одинокого коня волк в поле зарежет, а табун от волков отобьётся.


О трудолюбии, о лени

У хорошего стрелка пуля мимо не пролетит.

Работа от случая к случаю работой не будет.

Работящий ждёт восхода солнца, лентяй захода.

Лёжа пищу не найдешь.

Тот человек ценен, кто смолоду работать привык.

Скор на язык – себе на голову, скор на ногу – будешь с хлебом.

Ленивому и тысячи дней мало, трудолюбивый в один день дело сделает.



О знании человека


Знающий всё с полслова понимает, а незнайка на всё только рот разевает.

Кошма развернётся – широкой станет, человек вырастет – умным станет.

Не с подола одежду надевают, а с воротника; не у глупого совета просят, а у умного.

Молоко выкипает, глупец пробалтывается.

Грамотному всегда свет, безграмотному – всегда ночь.


Загадки для алтайцев, как и для других народов, в прошлом была одной из форм сохранения и передачи знаний об окружающем мире из поколения в поколение. Загадки отражают быт, обычаи народа.

Давайте отгадаем загадки

Чего не мог постичь я сам,

Постигли мои черные, круглые... (глаза).


Рыжая корова лижет черную. (пламя и котел).


Нога в земле голова в небе. (Гора).

Если встану, то до неба достану,

Поэтому не встаю. (дорога)

Сто пташек, в озеро заглядывают? (Ресницы и глаза.)

Два друга, да друг друга не видят. (Глаза.)

Две торбочки торчат, да увидеть их не могу. (Глаза не видят ушей.)

Вокруг озера деревья растут, да сверху радуга-дуга. (Глаза, ресницы и брови.)


Героический эпос — один из самых распространённых жанров устного народного творчества. В героических сказаниях раскрывается борьба богатыря со злыми и жестокими царями-каанами. Сказания о богатырях исполнялись по ночам или в юртах, у костров охотников и пастухов. Их исполняли под звон топшуура. Это особое горловое пение — кай. Исполнитель — кайчи. Раньше были настоящие кайчи. Они сами сочиняли и пели людям. Здесь детям давать в сравнении с русскими богатырями, какими они были сильными и могучими,

которые всегда побеждали зло.

В устном народном творчестве алтайского народа есть такие герои, имена которых на протяжении многих веков рассказывают легенду об этом человеке. Таким является Сартакпай.

Во всех сказаниях рассказывается о необычных подвигах этого легендарного богатыря. Все его деяния направлены на облегчение жизни людей. Сартакпай пальцем провел русло реки Катунь в том направлении, которое было необходимо людям. Он мог стрелой лука раздвигать горы и скалы, построил мост через бурную реку.

Как говорится в легенде, «Сартакпай — строитель, созидатель, не знающий устали. Трудясь ночью, он хватал рукой молнию и закреплял ее в расщелине дерева и таким образом освещал землю. Сартакпай был богатырем-великаном. Там, где он проходил, повсюду оставались его следы на земле. Камни, где он сидел на них, отдыхал или поставил где-нибудь, можно и сейчас встретить во всех уголках нашей республики. Чтение легенды о Сартакпае. Беседа с детьми: какие добрые дела сделал Сартакпай? Каких ещё национальных героев знают дети?








Занятия по теме «Чтение художественной литературы»


Знакомство детей с творчеством поэтов и писателей Горного Алтая нужно начинать с творчества Александра Ередеева. Он очень много стихов и рассказов посвятили детям. Работая в телерадиокомпании в 80-х годах, он вел передачу для детей сочинял и рассказывал сказки, его чудный голос подражал всех животных и птиц. «Эрjине чорчоктор», «Куулгазынду чочрчок телекейи» (Волшебный сказочный мир) Александра Ередеева выпущены на СД-диске в 2008 году.

Стихотворения Александра Ередеева по-детски непосредственны, в них все вечно живое, его «Ягоды» свежие и сочные, «Капельки», «Любопытный ветерок». Рассказы «Цветы без названия», «Чертишке», «Маленький парашютист» научат детей бережно относится к окружающему миру, дать понять, что все вокруг живое, погибнет, не будет красоты. Здесь красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свою Родину прекрасной.

Вот одно стихотворение

КРЫЖОВНИК


Эта ягодка невзрачна,

Неприметна и скромна.

Эта ягодка прозрачна,

И душиста и сочна.

В ней получше посмотри!

Видны зернышки внутри.

И считает медицина;

В ней, как в маленьком ларце,

Затаились витамины;

А и В, а также С.

А.Ередеев

Детям старшего возраста уже доступны стихотворения и произведения о детях, о природе Аржана Адарова, Бориса Укачина, Лазаря Кокышева, Эркемена Палкина, Куугей Толосова. Дать детям как тепло и лирично о своей земле пишут эти поэты. Их стихотворения о своей родине, красоте природы Горного Алтая, о добрых, смелых, трудолюбивых людях Горного Алтая научат детей быть истинным патриотом своей малой Родины.

При изучении темы «Моя Родина» можно включать материалы о Горном

Алтае. Родина – это место, где он родился (знания о местности, в котором они живут, название села, города). Рассказ о Горном Алтае, о городе Горно-Алтайске. Объяснять, что наша родина Алтай находится в России. В России живут разные народности. Вызвать интерес к истории и культуре своей страны, закрепить понятие «Родина». Ознакомление с художественной литературой, чтение стихотворений об Алтае, использование картин, фотографий об Алтае.


«Мой Алтай, прекрасный как сказанье!

Сколько тайн здесь ждёт ещё сейчас

Взгляда изыскателя, касанья

Рук рабочих, твердых как алмаз!»

Б. Укачин


…Алтай не просто горы, леса,

Реки, водопады, а живой дух,

Щедрый, богатый исполин – великан.

Сказочно красив он своей многоцветной

одеждой лесов, цветов, трав.

Туманы, его прозрачные мысли,

Бегут во все страны мира.

Озера – это его глаза, смотрящие

во Вселенную.

Водопады и реки – его речь и песни

О жизни, о красоте земли, гор…

Г.И. Чорос-Гуркин

Можно прочитать детям старшей группы отрывок из автобиографической повести «Дети гор» (Туулардан келген балдар) Лазаря Кокышева. Как Карабаш и Койло, главные герои повести, летом пасли овец, телят, свиней.

Как увлекались строительством города из глины и забывали о свиньях, а они в то же время заходили в огороды людей... Вот отрывок «..А ребята увлекались игрой на склоне оврага: лепили из глины «городок», который видели на картинке в старом букваре. Тут были дома, улицы, по которым сновали прохожие и машины, а в центре дымил большой завод. Карабаш и Койло соорудили высокую глиняную трубу, пустив из нее дым от подоженной березовой коры. И проглядели, конечно, как колхозная свинья со своими свинскими дитятками забралась в председательский огород и принялась рушить картофельные грядки...».

Очень увлекательны стихотворения и рассказы Куугей Телесова «Приметы весны», «Цветы с серьгами», «Цветы мигают», «Jантык курт».











































Занятие по теме «Поэты, писатели, художники о красоте природы Горного Алтая»


При проведении занятий по теме «Природа Горного Алтая» педагог должен провести беседу о красоте Алтая, о величественно высоких горах Белуха, Аргут, о красоте реки Катунь, о величественном Телецком озере, о богатом животном и растительном мире Горного Алтая. На занятиях использовать картины художников Горного Алтая. Например, «Катунь весною», «Катунь зимой», «Вид на Белуху», «Озеро Каракол», и других картин Г.И. Чорос-Гуркина, фоторепортаж «О телецком озере» А. Лотова и других, слушать музыку композитора А. Трифонова «Дыхание Алтая».

Наряду со знакомством с произведениями писателей о природе Горного Алтая, знакомить детей с художниками Горного Алтая, которые своими картинами передают красоту нашей родины.

Выдающимся алтайским художником был Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Можно рассказать кратко биографию Григория Ивановича, основная тема рисования у него была «Красота природы Алтая»

Например, при проведении данного занятия предлагаем рассмотреть картину художника Г.И. Чорос-Гуркина «Юрта в саду художника». Рассматривая картину, дети проникаются радостным, приподнятым настроением, светлым чувством художника, проснувшегося утром и не узнавшего своего сада. Видимо, день накануне был хмурый, неприветливый. Было тоскливо и неспокойно. И вдруг, утром такое великолепие, всё покрыто белым атласным снегом, и сад, и горы вокруг, и крыши домов. На душе светло и чисто. В это время звучит музыка Александра Трифонова «Зима», которое как нельзя лучше передаёт радостное светлое чувство, ощущение чистоты и свежести снега.

Прослушивание музыки «Весна» А. Трифонова. Что такое весеннее время года? Это обновлённая, звучащая, ликующая природа врывается в нашу повседневную жизнь. И каждый из нас живёт ожиданием новизны, праздничного настроения.

Прослушивание музыки начинается с рассмотрения репродукции картин алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина «Катунь весной», «Цветущий маральник», «Ледоход» и другие. Весной на Алтае цветущий маральник в горах, только что распустившиеся марьины коренья, огоньки на берегах рек радуют глаз яркими красками.

О прекрасной красавице Катунь слагались песни, стихотворения, множество картин посвящены ей.

Катунь

Из-под шапки белоснежной

Из горы седой, как лунь,

Вытекает струйкой нежной

Изумрудная Катунь...

Внемля звезды в них глядели,

Улыбалася луна,

Ветры буйные там пели,

И вторила песнь волна.

Все сметая, разбивая

О скалистые брега,

Мчится дальше из Алтая

Дико бурная река.

Андрей Анохин

Мчись, Катунь, играя светом,

Шумная струя!

Нет волны на свете этом

Чище, чем твоя!

В ней отражена,

Молодеет, улыбаясь

Старая луна.

Ты летишь с вершин Алтая

Вниз, к теплу, жилью,

Песню сбивчиво слагая

Длинную свою...

А.Адаров

То она, изумрудная, нежная, то она бурная, дикая. Но все-таки она прекрасная, волшебная, вечная.

Легенда-сказка о реках Катунь и Бия


Когда-то в горах Алтая плескались два озера: первое называлось юношей, быстрым как олень, и смелым, точно орел; второе красивое озеро называлось девушкой, лицо которой было светлее луны, глаза красивее каракольских озер и губы алее июньских пионов.

Сердце юноши и сердце девушки были связаны крепким арканом, который не перерубить, не перерезать. И никогда тот аркан не перегниёт, не перетрётся. Он был крепче железа и долговечнее стали. Были они из одного рода – сööка, и родители их ужасно рассердились, когда узнали, что они любят друг друга. Для девушки стали искать жениха, а юношу измучили упреками и насмешками. Но молодым легче было умереть, чем потерять друг друга. И сговорились они убежать в далекую степь, ровную как небо и усыпанную родниками, будто звездами.

В лунную ночь заседлали они коней и поскакали. Бий (река Бия) - так звали юношу - первым выбежал в степь. Долго он искал свою возлюбленную, улыбка радости не появлялась на его лице. А случилось так: отец девушки проснулся не вовремя и в ярости набросал ей на дорогу горы камней до самого неба. Долго билась Кадын (река Катунь) - но ничего сделать не смогла. Упала она замертво. Перед утром услышала голос возлюбленного, и вновь закипела в ней сила, заволновалось сердце. В кровь себя изодрала, камни разбросала, а сама - к своему милому. Встретились они в степи, у подножия последних сопок Алтая, и крепко обнявшись, помчались вдаль на север вместе. Так образовалась река Обь.



Белуха - самая высокая гора в Сибири. Она вся покрыта снегом и льдом. Белые снега на вершинах гор называют белками. На вершине Белухи вечная мерзлота, снег не тает. Потому что Белуха очень высокая гора. Рассказать детям, что река Катунь берет начало от Белухи.


Использовать картину Г.И. Чорос-Гуркина «Хан-Алтай». Показать величественную красоту Белухи. Какие краски использовал художник, чтобы передать красоту Белухи, вечную мерзлоту. Дать детям самим нарисовать высокую гору, снег, используя цветовведение, контрастность красок.


Телецкое озеро – самое длинное и глубокое в Горном Алтае. Здесь очень красивая природа. Лес вокруг озера богат кедрами орехом, ягодами и грибами. В этом лесу живет очень много зверей и птиц. Здесь предлагаем использовать фоторепортаж А. Лотова «Телецкое озеро».

Рассказать легенду о Телецком озере.

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

О ТЕЛЕЦКОМ ОЗЕРЕ

Давным-давно на берегах горного озера поселились люди тюркского племени тёёлёс. Стали называть озеро по имени поселенцев Тёёлёс-Кёль.

Откуда же пошло другое название озера Алтын-Кёл?

В далёкие времена в долине реки Чолушман, что впадает в озеро, жил охотник Чокул. Однажды отправился он на охоту. Вдруг конь его споткнулся. Смотрит охотник – внизу что-то блестит. Это был золотой самородок величиной с лошадиную голову …

Чокул схоронил свое богатство и думал, что теперь никакая беда не страшна.

Однажды наступил год великой жары. Высохли колосья ячменя, выгорела тайга, звери и птицы ушли с берегов озера, люди бродили в поисках пищи.

Пришла беда и в юрту Чокула. Поехал он по аилам, чтобы сменять золото на еду. Но люди жили так бедно, что ничего не могли предложить на такое богатство.

Видя, что и золото бессильно помочь, охотник поднялся на самую высокую гору над озером, бросил это никому не нужное богатство в пучину и в отчаянии бросился сам.

С тех пор озеро называется Алтын-Кёл (Золотое озеро), а гора получила название Алтын-туу (Золотая гора).





























Приложение


Алкыши. Благопожелания


Благопожелание ребенку

Будь белее зайца,

Жирнее барана.

Пусть сильный не обидит,

Злые языки обойдут.


Расти, сынок, расти,

Высоким будь,

Расти, дитя, расти,

Крепким будь,

Сильным будь.

Загадки

1. Сто пташек, в озеро заглядывают? (Ресницы и глаза.)

2. Два друга, да друг друга не видят. (Глаза.)

3. Две торбочки торчат, да увидеть их не могу. (Глаза не видят ушей.)

4. Вокруг озера деревья растут, да сверху радуга-дуга. (Глаза, ресницы и брови.)

5. Тридцать два белых коня, а в середине красный. (Тридцать два зуба и язык.)

6. Нога в земле, голова в небе. (Гора.)

7. Идет золотисто-рыжий конь, все вокруг освещает. (Солнце.)

8. Над аилом висит золотой топор. (Луна.)

9. Синее море без дна и края. (Небо.)

10. Разноцветная дуга гору опоясывает. (Радуга.)


Как некрасивое пользу принесло

(Алтайская народная сказка)

Стоял осенний, солнечный день. Вдруг на пригорке зашелестела сухая листва. Это проходил тонконогий олень с широко разветвленными рогами. Он прискакал к водопою напиться родниковой воды. В воде олень увидел свое отражение:

- Я один из самых величественных и красивых животных Алтая. Глаза черные, большие. Стан мой стройный, а рога, рога! Все позавидуют их красоте и могуществу. А вот, только ноги – какие-то тонкие и некрасивые.

Вдруг из-за кустов он услышал какой-то шум. Внимательно прислушавшись и приглядевшись, олень увидел человека с ружьем. Сердце его затрепетало, ноги затряслись от страха. Изо всех сил он рванул в ближайший лес, в горы. Остановился у пригорки, оглянулся, а охотник уже целится из ружья. Еще резче поскакал олень. Его широкие и ветвистые рога цеплялись за ветки деревьев и не давали набирать ему скорость. Он еле спасся от охотника и отдышавшись, подумал:

- Мои тонкие и некрасивые ноги спасли мне жизнь, а из-за красивых и ветвистых рогов меня чуть было не убили.

После этого случая, олень никогда не говорил плохо о своих тонких ногах и не расстраивался, когда выпадали красивые рога.




Как счастье делили

(Алтайская народная сказка.)

Однажды на Алтае собрались все живые существа, чтобы поделить самое великое счастье. Счастье было разным: и большое, и среднее, и маленькое.

Что делать?

- Великое счастье должно быть моим, потому что я самый умный и сильный, - первым выскочил человек.

- Нет, нет! Великое счастье мое. Я самая красивая из всех животных, у меня пушистый хвост, - виляла хвостом лиса.

- Я для всех еда. Живу мало, мне должно достаться великое счастье, - блеяла овца.

- Счастье мое – я радую вас своими звонкими песнями, - пропел соловей.

- А без моей песенки не видать вам весны, - куковала кукушка.

- Я самый величественный и стройный, и должен иметь великое счастье, - горделиво сказал олень.

- Мыр-р! Я хозяин счастья. Шустрее и проворнее меня никого нет, - мягко прыгала с одной ветки на другую рысь.

О-о-о! – орал медведь. - Я царь зверей и хозяин тайги. Великое счастье унесу я.

Долго они спорили, в конце концов, решили, что великое счастье должно достаться самому трудолюбивому, не знающему лени существу. Условием испытания было: нужно донести до определенного места свинец равный весу того или иного живого существа. Кто выиграет состязание, тот и получает великое счастье.

Сделали весы. На одной чаше взвешивали существо, а на другую наливали свинец равный его весу.

Сказанное слово, что пущенная стрела. Началось состязание, ни одно живое существо, кроме муравья, не смогло поднять свой вес. Муравей не только поднял свинец равный его весу и унес на обозначенное место, но и вернулся, на второй раз он унес в два раза тяжелее, в третий раз в три раза, а в десятый – в десять раз тяжелее своего веса.

Все живые существа низко поклонились маленькому трудолюбивому муравью и вручили ему справедливо выигранное великое счастье.

Поднял великое счастье муравей, поблагодарил всех и разделил великое счастье поровну между всеми живыми существами словами «Жить нужно ради счастья всех живых существ».

С тех пор на земле муравьи имеют самый большой дом – муравейник и никто не смеет нарушить их покой.


МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

О ТЕЛЕЦКОМ ОЗЕРЕ

Давным-давно на берегах горного озера поселились люди тюркского племени тёёлёс. Стали называть озеро по имени поселенцев Тёёлёс-Кёль.

Откуда же пошло другое название озера Алтын-Кёль?

В далёкие времена в долине реки Чолушман, что впадает в озеро, жил охотник Чокул. Однажды отправился он на охоту. Вдруг конь его споткнулся. Смотрит охотник – внизу что-то блестит. Это был золотой самородок величиной с лошадиную голову …

Чокул схоронил свое богатство и думал, что теперь никакая беда не страшна.

Однажды наступил год великой жары. Высохли колосья ячменя, выгорела тайга, звери и птицы ушли с берегов озера, люди бродили в поисках пищи.

Пришла беда и в юрту Чокула. Поехал он по аилам, чтобы сменять золото на еду. Но люди жили так бедно, что ничего не могли предложить на такое богатство.

Видя, что и золото бессильно помочь, охотник поднялся на самую высокую гору над озером, бросил это никому не нужное богатство в пучину и в отчаянии бросился сам.

С тех пор озеро называется Алтын-Кёль (Золотое озеро), а гора получила название Алтын-туу (Золотая гора).



МЕДВЕДЬ


Медведь в древности был человеком.

Жили два брата, рассорившись, старший брат ушёл в лес, надев шубу наизнанку, находился там так долго, что шуба приросла к нему и стала представлять поверхность кожного покрова. Он не стал появляться к человеческому очагу, но вредит пасеке и животным.

Человек наказал его, чтоб он шесть месяцев не питался, а спал. Медведь не нападает на человека, а человек, считаясь с ним как с собратом не называет его прямым именем (айу), а называет – «абай», «ǒрǒкǒн», «кайракан», чтобы не обидеть. (Дедушка, уважаемый, величественный).


КУКУШКА


Кукушка – это девушка. У бедных родителей была единственная дочь: красива, стройна, мила. Родители очень любили её. У неё появился жених, такой же молодой и красивый юноша. Об этой девушке узнал бай. Зачастил он в гости в бедный аил. Родители были расстроены, пролили много слёз, зная, что с баем дочь не будет счастлива. И они решили превратить дочь в кукушку. Дочь кукушкой взлетела в дымоход, родители спохватились, что больше её не увидят. Отец схватил улетавшую дочь за ногу, башмачок её остался у отца в руках.

С тех пор у кукушки ноги разного цвета: одна нога – чёрная, другая без башмачка – серая.

Кукушка всегда оплакивает родителей, любовь свою, поэтому в её песнях всегда грусть и печаль. Она часто прилетает к домашнему очагу, её появление предвещает несчастье.



ЛЕГЕНДА О КОНЕ И ЗМЕЕ


Заспорили между собой лошадь и змея: кто из них движется быстрее. Услыхала об этом Мать-Земля и сказала:

– Условия спора будут таковыми, кто в течение семи дней выстоит на ногах, тот будет победителем.

Лошадь встала у коновязи и закрыла глаза. Змея выпрямилась, подняла голову, опёршись на лопух, тоже замерла. Пошёл отсчёт времени. Солнце всходит и заходит, а лошадь всё стоит не шелохнувшись, а змея искривила свой стан, шелохнулась и повалилась на землю. лошадь выстояла и выспорила пари, стала победителем …

Лошадь и змея так и живут, не примирившись до сих пор.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ


О родине, о народе

Корни дерева в земле, корни человека в народе.

Что одному не под силу, народу под силу сделать.

Родная земля лучше чужбины, полной серебра и золота.

Корни дерева проникают в землю, корни человека проникают в народ.

В связке дров тепла больше; у народа, собравшегося вместе, силы больше.

Одинокого коня волк в поле зарежет, а табун от волков отобьётся.


О трудолюбии, о лени

У хорошего стрелка пуля мимо не пролетит.

Работа от случая к случаю работой не будет.

Работящий ждёт восхода солнца, лентяй захода.

Лёжа пищу не найдешь.

Тот человек ценен, кто смолоду работать привык.

Скор на язык – себе на голову, скор на ногу – будешь с хлебом.

Ленивому и тысячи дней мало, трудолюбивый в один день дело сделает.



О знании человека


Знающий всё с полслова понимает, а незнайка на всё только рот разевает.

Кошма развернётся – широкой станет, человек вырастет – умным станет.

Не с подола одежду надевают, а с воротника; не у глупого совета просят, а у умного.

Молоко выкипает, глупец пробалтывается.

Грамотному всегда свет, безграмотному – всегда ночь.



О речи человека


Пустой смех хуже слёз.

Хорошое слово – полконя.

Доброе слово – полконя стоит.

Конь вырвется – догонишь, а сказанное слово не воротишь.

Сказанное слово – выстреленная пуля.

Межи не переходи, лишнего слова не говори.

Рана от пули заживает, а от злого языка – никогда.



О любви человека к семье, к детям

Нет человека без рода, а сапога без мерки.

Ягнёнок, блея, растёт, а ребёнок, плача, растёт.

Не смотри на красоту, а смотри на сердце.

Нет шубы без воротника, нет рода без старшего.

Не бывает обуви без выкройки, нет человека без рода.





О характере человека


Плохой лошади – тысяча плетей, хорошей – одной достаточно; плохому человеку – тысячу слов сказать надо, доброму – одного достаточно.

Дым осинового дерева едок, едок язык плохого человека.

У иноходца – тысяча путей, а у хитреца – тысяча слов.

Коршуна узнают по полёту, лёгкого человека по походке.

У плохого человека восемь ног, девять голов.

Конь привыкает к привязи, человек к человеку.


У бессовестного человека лоб толстый.

Встретятся двое дурных – не станет народу спокойствия.

У завистника не бывает рубашки.

Худая погода пройдёт, а злоба плохого человека никогда.

Ругань к хорошему не приведет.

У бороды ума нет.



































Произведения алтайских поэтов и писателей



Мечта Jыргала

С трудом поднялся на своих еще влажных копытах и потянулся к соску мамы, едва родившийся теленок. Он был такой беспомощный, но глаза как два уголька – черные, блестят. Маленький, да активно и шустро нашел сосок матери. Девочке Jыргал теленок очень понравился. Она назвала его Шулмузак, то есть шустренький.

Мама девочки Jыргал работала дояркой в колхозе. Утром она принесла молозиво. Jыргал сварила молозиво, остудила и побежала к Шулмузак. Намазывая им лоб теленка, наговаривала благопожелание:

Будь жив, здоров,

Не отставай в конце коров,

Вырастай скорей,

Радуй нас быстрей.

Крепким рос Шулмузак, руки ноги длинные, сам крупный, наверно в породу отца.

Девочка Jыргал тоже была маленькая да шустрая. Без дела никогда не сидит. Поможет маме, то траву для коров раскинуть, то принесет что попросят. Для Шулмузак она отбирала самой лучшей сухой травы: листочки, да цветочки. Любили они вместе играть. Иногда возьмет ведерко, да играет, что доит корову.

Как-то она спросила свою маму:

- Мама, когда Шулмузак станет коровой? Тогда я бы по-настоящему доила ее и получала много молока.

- Сейчас ты и Шулмузак еще маленькие, - поглаживая голову дочери, сказала мама. – Вот вырастете обе, и сбудется твоя мечта. Много добрых дел сделаешь.

Александр Ередеев




Кырын и Мырын

У мамы Кошки было два котенка. Одного звали Кырын, потому что любил петь «Кыр-р-р-н!», другого же звали Мырын. Он любил петь «Мыр-р-р-н!»

Мама Кошка поймала своим котятам маленькую мышку:

- Играйте, да не упустите! – сказала мама и ушла на охоту.

Котята долго играли с мышкой, то подкинут вверх, то опустят, валяют по земле, подбрасывают друг другу.

Вдруг Кырын стал жадничать:

- Кыр-р-р-н! Это моя мышка. Сначала ее мама дала мне. Хочу - играю, а хочу - съем!

- Мыр-р-р-н! Нет, нет! Это моя мышка. Я буду с ней играть, - чуть не плакал Мырын.

Пока котята спорили и ссорились, мышка тихонечко «шмыг» в свою норку. Только хвостиком и махнула.

Jоргой Кыдыев


Зуб

Шестилетний Аjыс с ревом забегает домой. Бабушка Jаана, пряла шерсть, увидев его, испугалась:

- Что с тобой случилось, балам? Кто тебя обидел?

- Меня никто не обидел, - вытирая рукавом слезы, он приоткрыл рот. – Смотрите, Jаана, у меня зуб выпал, что со мной теперь будет?

- Ничего, Аjыс, - успокоилась бабушка, - А где твой зуб?

- Вот, - тихонечко он вытащил из кармана выпавший зуб и дал бабушке.

- Ничего страшного в том, что выпал зуб нет, сказала бабушка. Положи в кусочек хлеба свой зуб и дай собаке Тайгыл словами:

Возьми мой зуб, Тайгыл,

Отдай свой крепкий.

Так и сделал Аjыс. что дал Тайгыл, быстро он проглотил кусочек хлеба с зубом, хвостиком виляет, да еще просит.

Не прошло и полгода, у Аjыса, вместо выпавшего, вырос такой крепкий и красивый белый зуб.

В это время выпал зуб у бабушки Jаана.

- Не переживайте Jаана, - сказал Аjыс. Ваш зуб я дам Тайгылу, и у Вас вырастет еще крепче зуб.

Jаана ничего не сказала, поцеловала внука и улыбнулась.

Кулер Тепуков


Теертпек

Долго искал Теертпек самого сильного на свете. Много гор перевалил, реки перешел. Наконец он увидел человека, который косил в логу сено.

Подходит Теертпек к Человеку и спрашивает:

- Вы на свете всех сильнее?

- Да, конечно, я, - ответил человек и положил Теертпека к себе в мешочек. - Надо же, еда сама пришла, не пойду я домой.

Продолжал он работать дальше.

В это время Теертпек тихонечко вылез из мешочка, спрятался за дерево.

Наступил вечер. Человек устал и решил перекусить, хвать, а в мешке нет Теертпека. Мешок пуст. Идти в село за едой далеко, да и темно уже. Так и уснул спать голодный.

Утром еще раз поискал в мешке свой Теертпек, но его нигде нет. Идти домой сил нет, к ногам будто тяжесть привязали.

Увидев обессиленного Человека, Теертпек крикнул ему:

- Что с Вами случилось? О чем думаете?

- Какие мысли могут прийти, если он два дня не поел хлеба? Исхудал весь! – ответил Человек.

- Человек, ты же сказал, что ты на свете самый сильный? Как же так устал? – спросил его Теертпек и слез с дерева.

- Без хлеба, Теертпек, нет у меня сил, - тихонько пробурчал Человек.

- Теперь ты понял, кто самый сильный, - сказал Теертпек и улыбнулся.


«Моя Родина, «Мой город»


«Мой Алтай, прекрасный как сказанье!

Сколько тайн здесь ждёт ещё сейчас

Взгляда изыскателя, касанья

Рук рабочих, твердых как алмаз!»

Б. Укачин


…Алтай не просто горы, леса,

Реки, водопады, а живой дух,

Щедрый, богатый исполин – великан.

Сказочно красив он своей многоцветной

одеждой лесов, цветов, трав.

Туманы, его прозрачные мысли,

Бегут во все страны мира.

Озера – это его глаза, смотрящие

во Вселенную.

Водопады и реки – его речь и песни

О жизни, о красоте земли, гор…

Г.И. Чорос-Гуркин


АЛТАЙ


Много лет назад я, голубой Алтай,

По тебе бродил из края в край,

Но не пел, не славил до тсих пор

Красоту твоих скалистых гор …

недаром красоту твою

В песнях, сказках славят и поют.

Вот и я, бродя из края в край,

В честь твою пою, родной Алтай!

П.В. Кучияк



МОЙ ГОРОД

Город мой лежит в долине

В ожерелье гордых гор,

Там, где в елях синих-синих

Росный звонкий разговор.


А найти его так просто:

Не плыви и не летай –

Чуйский тракт всегда забросит

В город мой Горно-Алтайск.

Вечно юн и вечно зелен,

Он к радушию привык.

Голубые наши ели –

Украшение Москвы!

Город мой лежит на тропах

Следопытов егерей:

Носят модницы в Европах

С шиком наших соболей.

А. Жуков



СЛОВО О ЛИСТВЕННИЦЕ


О, лиственница, как дары

Ты щедро раздаешь!

Нас крыша из твоей коры

Спасала в снег и дождь.

Твои поленья мы зимой

В очаг бросали свой.

Не зря молился пред тобой

Далекий предок мой.

А. Адаров


ЛЕТО

Наш июль – это лето зенит,

Это праздник цветов Алтая,

Колокольчик синий звенит,

Ярко-алый пион расцветает.


Огоньки на полях меж гор

Хороводы цветов у опушек.

И звучит несмолкаемый хор

Синегрудых синиц и кукушек.

Б. Суркашев



На деревьях солнца пятна

Синий свет из-за ветвей.

Есть где бегать оленятам

В синегории моей.

Солнечные склоны,

Горные края.

Милый олененок у ручья.

Г. Кондаков


УТРОМ


Едва светает. Тишина …

Лес только ждёт ещё восхода.

Заря на небе чуть видна,

А я уже готов к походу.


Вот под лучами вспыхнул бор –

Вершин коснулся луч светила.

Пока я разводил костёр,

Заря всю землю охватила.


Как радостно начало дня!

Всё громче птичий гомон в кронах.

Я быстро оседлал коня,

Вскочил в седло, поводья тронул.


Поехал, поглядев вокруг

На россыпь рос в траве несмятой

Кусты зашевелились вдруг

И предо мною – косулята!


Ещё малы, мокры, пестры

И даже не окрепли ноги,

Глядят, не зная до поры,

Что человек на их дороге …


Я их унёс в траву тогда

И на прощанье их погладил.

Окрепнут ноги, не беда! –

Привольно будет в горных падях …

Б.Суркашев

ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ


Звенит весенняя капель,

Кругом сверкают лужи.

Вернулся к нам опять апрель,

Впервые после стужи.


На ножке скачет воробей

Он в луже оступился.

А ну-ка, солнышко, погрей,

Воробышек взмолился.


Пришла пора весенних дней

Зверюшки все проснулись.

И птицы с зимних лагерей

К себе домой вернулись.

Б.Суркашев



* * *



ЛЕТО


Наш июль – это лета зенит,

Это праздник цветов Алтая:

Колокольчик синий звенит,

Ярко-алый пион расцветает.


Огоньки на полях меж гор,

Хороводы цветов у опушек,

И звучит несмолкаемый хор

Синегрудых синиц и кукушек.


Вот удод подпевает в лесу,

Опереньем красивым гордится.

Славят доброго лета красу

И про осень не думают птицы.

Б.Суркашев


ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ


Зреют шишки целебные кедра,

От брусники в бору красно,

Костяника, смородина щедро

Одаряют уже давно.

Лист берёзы в зелёных рощах

Чуть желтеет, под ветром ропщет.


На Алтае месяц марала

В амыргы по лесам трубит,

Россыпь звёзд словно гуще стала,

Небо выше и даль скользит.

Золотые надели уборы,

Как серёжки, Алтая горы.

Собираются птицы к югу,

Б.Суркашев


ЗИМА


Ещё зима, ещё метели по дорогам,

Ещё держаться ледяным мостам,

Но дольше день, и ждать совсем не много,

Пройдёт каких-то десять дней, а там …


А там ленивый март, дитём проснувшись,

Сосулькой звонко хрумкнет у крыльца,

И ласково кому-то улыбнувшись,

Веснушек нарисует в пол-лица.


А там … а там восторженный апрель

С далёких гор снесёт последние снега,

Нагих берёз пригубит сладкую капель,

И рек ломая льды, затопит берега …


И грянет май грозой весенней, гулкой,

Заблещет бисером на мокрых проводах,

Проскачет босиком по переулку,

И зашумит в разбуженных садах …


Пускай февраль усердно заметает

Зимы прошедшей белые следы,

Холодный снег когда-нибудь растает,

Вновь оживут уснувшие цветы …

Б. Суркашев


КРЫЖОВНИК


Эта ягодка невзрачна,

Неприметна и скромна.

Эта ягодка прозрачна,

И душиста и сочна.

В ней получше посмотри!

Видны зернышки внутри.

И считает медицина;

В ней, как в маленьком ларце,

Затаились витамины;

А и В, а также С.

А. Ередеев


Доверие к птицам умею хранить,

Бывает легко на душе, когда

Случайно удается жизнь сохранить

Птенцу, упавшему из гнезда.

Себя самого узнать не могу,

Осинки в лесу зазря не срублю,

В корнях родничок, чтобы клад берегли.

На муравейник не наступлю,-

Люблю все живое,

Живое люблю!

А. Яшин


КАТУНЬ


Если с берега на тебя погляжу –

Ты походишь на белое пламя.

Размываешь ты синий песок,

Лижешь синие камни.

Как стрела ты быстра. На порогах,

Точно тёмная лава, кипишь.

Разбиваясь, тяжёлые волны

Сеют серебряный блеск.

Шум твой – вечные споры с камнями –

По окружности эхо разносит,

Каменистые склоны Алтая

Повторяют слова твои …

Ты ж звенишь тяжёлой волной:

«Много сил есть у меня,

Все отдам я их человеку».

П.В.Кучияк



Рекомендуемая литература по этнокультурной составляющей


1. Акунова Г.Н. Хрестоматия по алтайской литературе для детей дошкольного и младшего школьного возраста - Горно-Алтайск, 2006.

2. Огнева Г.Н. Алтайская литература (Хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста) - Горно-Алтайск, 1991

3. Огнева Г.Н. Детям о культуре и искусстве алтайского народа - Горно-Алтайск, 1992г.

4. Тобоева Е.Н. Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек» - Горно-Алтайск, 2007г.

5. Тобоева Е.Н. Учебно-методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек» - Горно-Алтайск, 2006.

  1. Тобоева Е.Н. «Кÿнеш» (2 jаштан 6 jашка jетире болчомдорго кычырар хрестоматия) - Горно-Алтайск, 2004.

  2. Алтайская литература Книга для чтения . Составитель О.А. Федяева — Горно-Алтайск, 2002