СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие в средней группе - Воздух вокруг нас

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие в средней группе - Воздух вокруг нас»

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе

Воспитатель: Рамазанова Э. Э.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Цель: Расширять знания о воздухе.

• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

Задачи:

Образовательные: Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие: Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, емкости с водой, флаконы, одноразовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, листы бумаги, гуашь, кисточки; фонарик, вееры (по количеству детей, шапочки, халат, воздушные шары, кукла бибабо профессор, капсулы от киндер сюрпризов, салфетки. МП-3 проигрыватель, схемы.

Ход занятия:

- Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».

- Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?( Солнышко!)

- Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям. ( Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова.

Солнышко, солнышко

Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими

Ты нас научи.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите? ( Да!)

-А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! ( Воздух!)

- Правильно, это воздух.

- Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? ( Нет, не видим.)

- Раз мы его не видим, значит, какой воздух?( бесцветный, невидимый!)

- А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1).

- Надевайте скорее шапочки!

-Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? ( Да).

Опыт 1«Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? ( Он пустой).

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

( Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким).

 Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух(ответы детей).

-У меня есть фонарик, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?

( Свет фонарика проходит через пакет).

- Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.

СХЕМА №1 ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ

- Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили

И на волю отпустили!

Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой, когда воздух мы выпустили?

Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым. Значит воздух находится повсюду.

СХЕМА №2 ВОЗДУХ ПОВСЮДУ

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем.

Артикуляционная гимнастика:

 «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 секунд, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

- А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

«Воздух в человеке». Опыт 2. 

А. - Я предлагаю проверить. Повторите всё, что я покажу. Положите руку на грудь и сделайте глубокий вдох. Что происходит, когда вы вдыхаете?

- Значит, когда мы вдыхаем, воздух занимает внутри нас место. А что происходит, когда мы выдыхаем?

Б. - Я предлагаю вам взять стаканчики с водой и трубочки. Повторите точно всё за мной. Подуйте в трубочку. Что происходит?

Пузырьки – это воздух. Откуда они появились?

-Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.

-В этом опыте вы смоги увидеть воздух?

А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку).

В. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте друг другу покажем, как дышат наши носики.

Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

- А с салфеткой видно. Смотрите, какие красивые салфеточки я вам принесла. Берите их скорее в руки. Подышите на них. Что вы замечаете?

- Салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А почему качаются листочки?

- А что такое ветер? Правильно, это движение воздуха.

Значит сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!

СХЕМА №3 ВОЗДУХ В ЧЕЛОВЕКЕ

Физкультминутка:

Воздух-невидимка(руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка(руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду(Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду(Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Опыт 3. «Что легче: вода или воздух

- Как вы думаете, ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке(Есть).

А. Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банкизаняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.

Б. Возьмите контейнеры от киндерсюрпризов. Как вы думаете, в них что-то есть. Верно в них воздух. Положите их в емкость с водой. Посмотрите, они не тонут. Значит воздух легче, чем вода.

Теперь мы с вами убедились, что воздух легче воды, потому что вода его вытеснила.

СХЕМА №4 ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ

Опыт 4. «Воздух движется и переносит запахи».

- Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? ( В лицо дует ветерок).

- Значит, когда воздух движется, получается ветер.

-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах?

Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

СХЕМА №5 ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

Опыт 5. «Подуй на кораблик» На столе емкость с водой на которой плавает бумажный кораблик. Ребята, давайте проведем еще один эксперимент.

У нас на столах трубочки для коктейля. Возьмите их и подуйте на кораблик. Что происходит? Правильно, кораблик движется по воде. Но, как вы думаете, что его заставило двигаться? ( воздух, который находится внутри нас).

-Правильно, дети. Если воздух подвинул наш кораблик, какой можно сделать вывод?

СХЕМА №6 ВОЗДУХ ДВИГАЕТ ПРЕДМЕТЫ

Опыт 6. «Раздуй каплю» (рисование воздухом - Кляксография).

- Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем-

Капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

- Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :

- что воздух прозрачный, бесцветный;

- что воздух постоянно нас окружает;

- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;

- что воздух легче воды;

- что мы с вами дышим воздухом;

- что воздух есть внутри людей;

- что воздух не имеет запаха, но может его переносить;

- что воздух может двигать предметы.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздухаответывоздух необходим всему живому).

Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играет,

Бурю в море он поднимает

Воздух разный, он такой!

Нужен всем и нам с тобой.

Сюрпризный момент: в гости на воздушных шарах, заполненных гелием залетает профессор Энштейн (игрушка бибабо). Он хвалит детей за продуктивную деятельность на занятии, предлагает оформить свою научную работу в папку, поощряет детей, раздавая воздушные шары.