СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие для старшей группы "Музыкальные инструменты и игрушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Музыкальные инструменты и игрушки»

Цель: Формирование познавательных способностей детей через музыкальное воспитание.

Программное содержание:

 - Продолжать знакомить детей с различными музыкальными инструментами и их устройством (фортепиано, орган, гитара, скрипка).

 - Учить определять характер музыки, различать ее изобразительность.

 - Играть на детских музыкальных инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.

Репертуар:

  • «Танец» Ф.Шуберта;
  • «Шутка» И.С.Баха;
  • «Вальс №17» Ф.Шопена;
  • органная музыка И.С.Баха;
  • музыкально-дидактическая игра «Музыкальные инструменты»;
  • игра «Оркестр».

Ход занятия

Дети заходят в зал, здороваются с педагогом, друг с другом.

Музыкальный руководитель: Художники рисуют картины, писатели пишут книги, а кто сочиняет музыку?

Дети: Композиторы.

М.р.: Каких композиторов вы знаете? (ответы детей)

Сейчас мы послушаем отрывок из произведения И.С. Баха. (Включается магнитофонная запись).

М.р.: Какой инструмент прозвучал?

Дети: Орган.

М.р.: Из чего состоит орган? (Отвечают дети.)

Значит, он относится к группе…

Дети: Клавишно-духовых.

М.р.: Давайте найдем его в альбоме. Мы послушаем еще один отрывок того же композитора (звучит «Шутка» И.С. Баха). А здесь какие инструменты вы услышали?

Дети: Скрипки.

М.р.: А как называются такие инструменты?

Дети: Струнно-смычковые.

М.р.: Покажите их в альбоме. Послушаем отрывок еще одного композитора – Шуберта. Какой инструмент вы услышали?

Дети: Пианино.

М.р.: Давайте рассмотрим, как оно устроено. Внутри его есть струны, разные по толщине, и молоточки. Когда мы нажимаем на клавишу, молоточек ударяет по струне. И если струна толстая, то звук – низкий, средняя – звук средний, тонкая – звук высокий. Средние звуки соответствуют человеческому голосу, на этих мы поем с вами песни. Давайте попробуем «поймать» эти звуки. Низкий звук – где будем «ловить»? (Внизу).  А какой это звук? (Тяжелый, как камень.) Нам тяжело будет его держать и мы не сможем его поднять.

- А высокий звук, где мы будем ловить? (Вверху.) А этот звук какой? (Лежит, как пушинка, как перышко, как облачко.) Его можно удержать даже на одном пальчике.

- А средние звуки мы пропоем на слог «ля».

- Пианино называют клавишно-ударно-струнный инструмент. У него есть брат, потому что он устроен так же (показать в альбоме) – это рояль. Пианино и рояль называют одним словом – фортепиано. Они умеют играть громко – это форте и тихо – это пиано. Давайте сядем и поиграем в игру, которая требует большого внимания. Когда я буду играть громко, вы будете вставать, а тихо – садиться. Поможет нам в этой игре кукла-дирижер – Капиталина Филармоническая и воспитатель.

Проводится игра «Тихо — громко».

М.р.:   Кроме инструментов, о которых мы сегодня говорили, есть инструменты и игрушки, на которых можете играть вы. Вы их все знаете, поэтому попробуйте угадать на слух, какой из них будет играть.

Проводится музыкально-дидактическая игра

«Что музыкальный инструмент расскажет о себе» Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах. Игровой материал: музыкальные инструменты, озвученные и не озвученные (спрятанные в коробку), карточки с изображением музыкальных инструментов. Ход игры: Коробка с инструментами стоит за ширмой. Ребенок подходит к ширме, вытаскивает из коробки инструмент, и, не показывая детям, начинает рассказывать о нем. Если ребенок затрудняется, взрослый задает ему вопросы: «Что умеет делать инструмент?», «Как извлекаются звуки?», «На что похож звук инструмента». Дети могут задавать рассказчику вопросы. Игра повторяется до тех пор, пока дети не устанут, или пока все не побывают в роли рассказчика. М.р.: Музыкальных инструментов, знаю я, ребята, пять, А какой из них играет, ты попробуй отгадать. (Дети угадывают ложки, коробочку, бубен, маракас, металлофон).

М.р.: А знаете ли вы, что можете сделать инструменты самостоятельно? Я покажу вам как. (Троим детям даются бутылочки из-под йогурта, горох, макароны и пшено. Дети насыпают их в бутылочки).

М.р.: На какой инструмент похожи ваши инструменты?

Дети: На маракас.

М.р.: У ваших инструментов получились разные по высоте звуки.

Дети определяют по звучанию, у кого кокой звук: низкий звук – макароны, у кого высокий – пшено, у кого средний – горох.

М.р.: Давайте, попросим наших мастеров сыграть на них. (Трое детей играют, остальные – хлопают).

 М.р.: А теперь мы все с вами станем музыкантами и сыграем серьезные произведения выдающихся композиторов: И.С.Баха, Ф.Шуберта и Ф.Шопена.

Проводится малоподвижная игра «Оркестр»

Дети встают в круг, перед ними лежат музыкальные инструменты, они идут по кругу и поют:

Музыкантами мы стали, Друг за другом зашагали, Инструменты в руки взяли, Танец Шуберта сыграли/«Шутку» Баха заиграли/ Вальс Шопена заиграли.

Дети играют на инструментах, стараясь передать характер, темп, ритм и динамику произведений.

 

Итог занятия

М.р.: Сегодня мы узнали, что орган – это клавишно-духовой инструмент, скрипка, виолончель и контрабас – струнно-смычковые инструменты, фортепиано – клавишно-ударно-струнный инструмент. Вспомнили композиторов: Баха, Шопена, Шуберта. Сами научились делать инструменты и обязательно научите родителей. А теперь нам пора прощаться.

М.р.: До свиданья, дети.

Дети: До свидания.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!