СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективное занятие по биологии «Лекарственные растения» (6 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие элективного курса "Родная природа" по биологии на тему "Лекарственные растения" предназначено для учащихся 6 класса. Школьники познакомятся с лекарственными видами растений своей местности. Узнают об их целебных свойствах, правилах сбора лекарственных растений, научатся определять лекарственные виды растений по рисункам и гербариям.

Просмотр содержимого документа
«Элективное занятие по биологии «Лекарственные растения» (6 класс)»

- 3 -

Элективное занятие по биологии «Лекарственные растения» (6 класс)


Тема занятия: Лекарственные растения нашей местности.


Задачи: Усвоить понятие «лекарственные растения»; познакомить с видами лекарственных растений нашей местности; научить определять лекарственные растения; охарактеризовать лечебные свойства растений: зверобоя, душицы, тысячелистника, цмина; сравнить лекарственные растения по их местообитаниям; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, научить правилам сбора лекарственных растений.


Оборудование: Стенд Музея природы «Лекарственные растения», засушенные растения: душица, зверобой, тысячелистник, цмин, книга «Лекарственные растения», наглядное пособие «участок луга».

Ход занятия:

1. Вводное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с лекарственными растениями, которые растут в нашей местности. Все вы любите летом ходить в лес, на луг, в овраги, на речку. Очень часто вы собираете ягоды, грибы, рвете цветы в букеты. А вот какие это цветы, многие из вас затрудняются ответить.


2. Изучение нового.

Сегодня я вас познакомлю с некоторыми из них. У нас присутствуют на занятии 4 замечательных растения – это душица, зверобой, тысячелистник и цмин – бессмертник.

Каждое из этих растений – целебное, лекарственное. Каждое – друг и помощник человека. И, если бы вы, ребята, смогли с ними подружиться, то они помогли бы вам спастись от многих болезней.

Давайте я представлю вам эти растения. Поиграем в игру. Представьте себе, что растения наши ожили и могут разговаривать с вами. Что бы они тогда сказали вам?

Вот послушайте их.

Зверобой: Я – зверобой, ваш добрый друг,

Меня вы знайте все вокруг!

В траве моей бактерициды

Помогут справиться с недугом.

При воспалительных процессах

Я стану вашим лучшим другом!

Это значит, что если вы простудитесь, и у вас заболит горло, или же заболит живот, то зверобой придет вам на помощь. Чай из зверобоя принесет всем вам здоровье.

А вот пришла к нам в гости подруга зверобоя – душица. Что скажет нам она?

Душица: Я – душица, к вам пришла

Из степи далекой я.

Очень мне хотелось силу

Всем ребятам показать.

Выпей чай с душицей милый,

Будешь крепче ночью спать.

Чай мой улучшает аппетит,

Да и простуду победит!

Значит, ребята, если подружитесь с душицей, то простуда, кашель, насморк она поможет прогнать от вас прочь.

А это, ребята, познакомьтесь – бессмертник, или цмин песчаный.

Цмин: Я – бессмертник, цмин песчаный,

Друг я взрослых и детей.

Во мне очень много силы,

Витаминов С и Ка,

Много разных есть кислот,

Чтобы не болел живот.

Жаль, что рвут меня с корнями,

Выдирают, почем зря.

Популяция все меньше,

Пропадем совсем, беда!

Да, действительно, ребята, эти два растения – душица и цмин (показать их) являются редкими и находятся под охраной. А почему эти растения стали редкими? Потому, что многие не знают правила сбора лекарственных трав. Есть растения сорные, но и из них тоже есть лекарственные.

Тысячелистник: Тысячелистник я – сорняк,

Расту я где попало!

Но кислот и витаминов

Есть и во мне не мало.

При насморке, кашле,

Плохом аппетите –

Я вам помогу,

Отказать не смогу!

И хотя тысячелистник – сорняк и растет где попало, но это не означает, что его нужно вырывать с корнями. Сейчас мы познакомимся, как надо правильно собирать растения, чтобы они не стали редкими и не исчезли совсем с лица Земли. (На подставке из пластилина закреплены растения цмина песчаного – элемент луга). Вот, ребята, перед вами небольшая популяция бессмертника – цмина песчаного. Вам нужно собрать это растение для лекарственных целей, или же просто в букет, чтобы подарить своей маме, бабушке или сестре. Ни в коем случае нельзя вырывать растения с корнями! Нужно срезать аккуратно ножницами или ножом. Причем можно срезать только одну третью части этих растений, то есть одно растение срезать, а два оставлять. Это необходимо для того, чтобы остальные растения в этом месте смогли дать семена и вырасти здесь же на следующий год.

Ребята, а вы любите природу? Как это прекрасно, что вокруг нас растут деревья, кустарники, цветут красивые полевые, луговые цветы, поют птицы, Не надо рвать зря цветы в букеты, ведь в букете они простоят совсем недолго, а потом завянут. Не лучше ли просто любоваться ими в природе, или взять фотоаппарат и запечатлеть эту красоту на память, либо же нарисовать цветы на бумаге. Пусть красота всегда будет рядом!

Давайте с вами выучим стихотворение, в котором отражено гуманное отношение к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если мы сорвем цветы.

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

( Повторить 2 раза )

Кроме этих четырех растений, которые мы изучили, у нас во флоре произрастают и другие лекарственные растения. Назовем некоторые из них: череда, чистотел, пустырник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка. (Показать гербарные виды растений на стенде «Лекарственные растения »). Все эти растения очень полезны и помогают людям.


3. Закрепление изученного:

Итак, ребята, у каждого из вас есть на парте растения с которыми мы с вами сегодня познакомились. Посмотрим, как же вы запомнили эти растения.

1). Что это за растение с желтыми цветками, будто маленькие солнышки горят? Помогает всем при болях в животе. Это? (Ребята отвечают: бессмертник или цмин песчаный) Правильно, ребята. Это цмин – бессмертник.

2). А это что за цветок, похожий на голубое небо? Понюхайте его ребята, как хорошо пахнет степью, летом. Чай из него поможет при простуде. Это? (Ребята отвечают: душица) Правильно, ребята. Это душица.

3) А эти желтые цветки какого растения? Ваш добрый друг, поможет при заболеваниях горла и при других воспалительных процессах. Это? (Зверобой) Правильно, это – зверобой.

4) А это – сорняк, хорошее средство от кашля. Как оно называется? (Тысячелистник) Да, ребята, тысячелистник всем знаком.

Вы знаете, ребята, а если заварить чай из всех этих растений вместе, то никакие болезни не будут страшны. На память о нашем сегодняшнем занятии я хочу подарить вам эти растения. Можете подарить их своим мамам, чтобы они заварили вкусный, лечебный чай. Или же можно просто поставить их в вазу в качестве зимнего букета. Он будет напоминать вам о лете.


4. Домашнее задание.

Приготовить сообщение об одном из лекарственных растений нашей местности.

Элективное занятие по биологии «Лекарственные растения» (6 класс)

Автор – составитель: Кяшкина Е.В., учитель биологии и экологии

Стародевиченской средней школы Ельниковского района Республики Мордовия