СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие на тему: "Экология в филологии"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест помогает вспомнить пословицы, поговорки, фразеологизмы в которых упоминаются растения, птицы, животные, рыбы.

Просмотр содержимого документа
«Занятие на тему: "Экология в филологии"»

Занятие на тему «Экология в филологии».


Цели:

  • посмотреть на науку экологию с необычной точки зрения;

  • расширить круг знаний и интересов учащихся;

  • пополнить словарный запас учащихся.

Оформление и реквизит:

  • книжная выставка;

  • карточки с пословицами для конкурса «Сложи пословицу»;

  • карточки с изображениями животных и растений для конкурса «Скажи пословицу»;

  • карточки с объяснениями крылатых выражений для конкурса «Найди слово»;

  • карточки с фразеологизмами для конкурса «Покажи слово»;

  • карточки со словами и предметы (луковица, спички, монета, бутылка, газета, исписанный лист) для конкурса «Найди предмет»;

  • карточки с изображениями животных и фразеологическими оборотами для конкурса болельщиков «Рисунок - подсказка».

Педагог. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие - толк - урок «Экология в филологии». Каждый из вас знает, что экология связана с природой, а филология - с языком, нашей речью. Что же между ними общего? Названия растений, животных, птиц, рыб, насекомых в русском языке, да и не только в русском постоянно используется в речи человека как для обозначения представителей флоры и фауны, так и для наименования разных вещей и предметов, которые человека окружают, для характеристики самого человека, его поведения и поступков. Они значительно обогащают словарный запас, делают нашу речь более выразительной. Большой популярностью пользуется в нашей речи пословицы и поговорки, среди которых есть огромное количество «природных», «экологических».

Каждой команде педагог предлагает по 5 карточек с изображениями животных и растений. Задание - вспомнить пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых они упоминаются.


Карточки первой команде:

  1. Волк. (Волков боятся - в лес не ходить. И волки сыты и овцы целы. Волка ноги кормят, Как волка ни корми, он в лес смотрит. Ловит волк, ловят и волка. Волк не пастух, свинья не огородник. Старого волка в сети не заманишь. В согласном стаде, волк не страшен.)

  2. Ворона. (Пуганная ворона и куста боится. От ворон отстал, а к павам не пристал. Была бы падаль, а воронье налетит. В своем гнезде и ворона коршуну глаз выклюет.)

  3. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает. От одного порченного яблока весь воз загнивает.)

  4. Рыба. (Рыба портится с головы. На безрыбье и рак рыба. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше. На то и щука в реке, чтоб карась не дремал.)

  5. Кошка. (Знает кошка, чье мясо съела. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Кошки - игрушки, мышке - слезки. Не все коту масленица, будет и великий пост.)

Карточки второй команде:

  1. Заяц. (За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. У вора заячье сердце: и спит, и боится. Заяц уж сед: навидался он бед.)ъ

  2. Воробей. (Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведешь. Из пушки по воробьям не стреляют.)

  3. Цветок. (Это все цветочки, а ягодки потом будут. Весна красна цветами, а осень плодами. На хороший цветок и пчелка летит. Со всего свету не собрать цвету.)

  4. Птица. (Цыплят по осени считают. Всяк кулик свое болото хвалит. Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Ворон ворону глаз не выклюет.)

  5. Собака. (Собака лает, ветер носит. Собака на сене. Собака лает, а караван идет. Битому псу только плеть покажи.)