ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «ЯКУТСКИЙ ФОЛЬКЛОР».
Талантливый и трудолюбивый якутский народ, как и другие народы, имеет богатый и своеобразный фольклор. Якутский фольклор имеет различные жанры, отображающие особенности исторического развития народа.
Это богатая мифология, сказки, героический эпос-олонхо, обрядовая поэзия, народные песни, исторические предания и легенды, пословицы и поговорки, загадки, скороговорки-чабыргахи.
Исследователи считают, что древние предки якутов жили на юге Сибири, в Прибайкалье, а оттуда, постепенно оттесняемые, двигались на север и достигли берегов реки Лены. Здесь они встретились с коренными жителями Севера – древними племенами современных эвенов, эвенков, юкагиров. Это были таёжные охотники, оленеводы. Морские зверобои.
А древние якуты, называвшие себя ураанхай – Саха, принадлежали к группе тюркских народов. Они были скотоводами и на новой родине научили северные племена разводить лошадей, крупный рогатый скот, а у них научились звериному промыслу и охоте.
Но якуты не забыли своего далёкого тёплого юга, его описание сохранились в фольклоре.
Обрядовая поэзия.
Обрядовая поэзия возникла тогда, когда древние люди по-своему объясняли окружающий мир, природные явления. По их понятиям, каждая гора, озеро, река, долина, а также каждое растение, трава, предмет любой имели свой особый дух - иччи. На небе же обитали добрые божества - айыы, которые управляли миром. В Нижнем мире жили злые существа - абаасы, которые причиняли людям зло.
Древние люди относились с преклонением к верхним божествам и духам -иччи, старались заслужить их благосклонность и не гневить их. Поэтому в их честь совершались различные обряды с жертвоприношением, славословием в их честь. Эти славословия или моления назывались заклинательными песнями - алгысами. Эти песни, исходя из особенностей каждого обряда, делятся на разные виды. Среди них выделяются родильные песни, свадебные, календарные в честь различных празднеств.
Наиболее полным по обрядам и алгысам является летний праздник ысыах. По календарным представлениям древних якутов, июнь- это Новый год. На старинных ысыахах Белый шаман возносил заклинательную песню верхним божествам - айыы и духам – иччи природы. Шаман старался вступить с ними в контакт и просил у божеств за устроенный праздник всеобщей благодати собравшимся, плодородие рогатому и конному скоту.
Литература.
«Якутские народные песни»
Якутское книжное издательство. 1988 г.
Загадки.
В старину у якутов существовал обычай оберега, когда некоторые вещи не назывались своими именами. В таких случаях люди пользовались «тайной» речью. Особенно этим языком пользовались охотники. Они думали, что духи и звери понимают человеческий язык, поэтому, чтобы не раскрывать своих охотничьих секретов, пользовались «тайной» речью. Как считают учёные, загадки близки по своим образам к этим словам оберега. Главное в загадках – образное иносказание в виде замысловатого вопроса. Человек, который отгадывал загадки, упражнялся в догадливости, быстрой сообразительности, это была своеобразная гимнастика ума.
Содержание загадок очень разнообразно. Они охватывают все стороны жизни народа. Основа загадок связана с укладом жизни народа. В прошлом якуты – скотоводческий народ, поэтому большая часть загадок связана с этой деятельностью. В якутских загадках многие явления передавались образами то лошади, то быка, то коровы.
Литература.
«Якутские загадки». Составитель С. П. Ойунский.
Якутское книжное издательство 1975 г.
Кто на свете всех дороже? (Мать)
Говорят, золотая чаша сама по себе плавает. (Солнце)
Без дна есть золотое ведёрко (Солнце)
Посреди аласа стоит столб золотой (Солнце)
Горит, горит, но не сгорает (Солнце)
Дороже золота, живее соболя. (Человек)
Говорят, белые цветы по ночам распускаются, да по утрам увядают.
(Звёзды)
Говорят, один пастух тысячи коров пасёт. (Луна и звёзды)
Говорят, шёлковый кушак вниз повис. (Радуга)
Говорят, есть старик Бормотун-говорун, который все языки знает.
(Эхо)
Говорят, в лесу котёл кипит. (Муравейник)
Без семян, а растёт. (Волосы)
И в лютый мороз прорубь не замерзает. (Глаза)
Два близнеца всегда вместе ходят. (Ноги)
Говорят, русская девица за столом старшей в семье восседает.
(Самовар)
Говорят, одноглазая старуха из южной сторонушки сюда прибывает да узоры расшивает. (Игла)
Есть, говорят, нечто, что меньше ягодки, да сильнее быка. (Пуля)
Пословицы и поговорки.
Пословицы – это краткие народные изречения, обобщающие жизненный опыт народа в виде законченных суждений, выводов и поучений.
Поговорки – краткие изречения, образно определяющие предмет или явление.
Главной особенностью пословиц является их краткость.
Содержание пословиц охватывает все стороны жизни человека и природы. В них отражается философское мировоззрение народа.
Литература.
«Сборник якутских пословиц и поговорок» Составитель Н. В. Емельянов.
Якутское книжное издательство 1965 г.
Совесть – это не серая лошадка, не возьмёшь на время ни у кого.
Удобренную почву семя любит, доброго человека народ любит.
Всего дороже для оленя – оленёнок, для ружья – порох, для человека – здоровье.
Хорошего друга быстро не найдёшь.
Птица – своей окраской, человек – своим умом.
Не зарься на чужое – своего лишишься.
Доброе имя и громкая слава имеют быстрые крылья.
Плохое с хорошим ходят в обнимку.
Неплачущее дитя не кормят.
Не важничай, что ты богат, не унижайся, что ты беден.
Очаг бедных – тёплый, очаг богатых – холодный.
Совет старого человека приносит счастье.
Доброе слово дороже богатства.
Сломать легко, делать трудно.
Глупый человек без глаз и без ушей.
Семье с детьми даже огонь радуется.
«Якутский фольклор».
Автор-составитель кандидат филологических наук А. Е. Захарова.
Якутск 1993 г.