Занятие по экологическому воспитанию для детей среднего школьного возрасте «В гостях у Золотой рыбки»
Цели: - обобщить знания об обитателях Черного моря;
- воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды;
- овладение навыками поведения в окружающей среде и приёмами постижения природных закономерностей.
Задачи: - формирование у детей понимания существующих связей между живыми организмами (представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы);
- нравственное развитие, чувственное восприятие, творческое развитие личности и развитие эмоциональной чувственности.
Оформление: - выставка поделок и рисунков на морскую тематику;
- выставка фотографий «Такое море разное»;
- плакаты (пословицы о море, писатели и поэты о море…)
Оборудование: ноутбук – для презентации на тему: «Загадочное Черное море», записи звуков моря и песен морской тематики.
Ход занятия.
Под звуки прибоя ребенок читает стихотворение
«Черное море» К.Клейменов.
Море Чёрное вовсе не чёрное,
Это выдумал кто-то со зла.
Голубое оно и просторное,
лишь прибойная пена бела.
Вот оно чуть вздыхает, колышется,
Плоской галькой легонько звеня...
В нём какая-то музыка слышится,
Что волнует и манит меня...
Воспитатель: наша страна – омывается морскими водами. Курортный городок _ Евпатория лежит на берегу Черного моря. Обрамленное белоснежным кружевом прибоя. Оно спокойное или бурное, завораживает, заставляет смотреть на себя без устали, и удивляться. И восхищаться, и успокаиваться.
С древних времен оно известно человечеству, воспето многими поэтами. Его чудесные пейзажи, мягкий климат остаются в памяти у каждого, кто хоть раз побывал на черноморском берегу.
Я видел море, я измерил
Очами жадными его;
Я силы духа моего
Перед лицом его поверил.
«О море, море! - я мечтал
В раздумье грустном и глубоком, -
Кто первый мыслил и стоял
На берегу твоем высоком?
Кто, не разгаданный в веках,
Заметил первый блеск лазури,
Войну громов и ярость бури
В твоих младенческих волнах?...
Так о Черном море писал русский поэт Полежаев А.И.
Демонстрация презентации «Загадочное Черное Море».
Чёрное мо́ре — внутреннее море бассейна Атлантического океана. Проливом Босфор соединяется с Мраморным морем, далее, через пролив Дарданеллы (эти проливы зачастую называют Черноморскими проливами) — с Эгейским и Средиземным морями. Керченским проливом соединяется с Азовским морем. С севера в море глубоко врезается Крымский полуостров. По поверхности Чёрного моря проходит водная граница между Европой и Азией.
Площадь Чёрного моря — 422 000 км². Очертания Чёрного моря напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м. Объём воды в море составляет 555 тыс. км³. Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением ряда анаэробных бактерий) отсутствие жизни на глубинах более 150—200 м из-за насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом.
Море омывает берега России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Грузии, Абхазии (территории, расположенные вокруг моря, традиционно именуют термином «Причерноморье»).
Чёрное море — важный район транспортных перевозок. Помимо этого, Чёрное море сохраняет важное стратегическое и военное значение. В Севастополе и Новороссийске находятся основные военные базы российского Черноморского флота, в Синопе и Самсуне базируются корабли черноморской группировки ВМФ Турции, в Варне — ВМС Болгарии, в Поти и Батуми — ВМС Грузии (в настоящее время — корабельный состав департамента береговой охраны Пограничной полиции Грузии), в Констанце и Мангалии — ВМС Румынии. До марта 2014 года в Севастополе и Новоозёрном базировались части Военно-морских сил Украины, после присоединения Крыма к России переместившиеся в Одессу.
Черное море источник вдохновения художников, кинематографов, писателей и поэтов.
Воспитатель: Ребята! Предлагаю ответить на вопросы викторины.
Какие государства находятся на берегах Черного моря? (Россия, Украина, Грузия, Румыния, Болгария, Турция).
С какими другими морями связано Черное море? (Керченским проливом с Азовским морем; проливом Босфор с Мраморным морем, проливом Дарданеллы со Средиземным морем).
Как можно охарактеризовать климат Черноморского бассейна? (зима теплая и влажная, а лето сухое и жаркое, т.к. значительная часть Черного моря расположена в субтропическом поясе)
Назовите самый крупный полуостров Черного моря? (Крымский полуостров).
Есть ли полезные ископаемые в Черном море? (Среди основных полезных ископаемых, залежи которых находятся на дне моря – нефть и природный газ, прибрежные россыпи титаномагнетитовых песков)
Что вы знаете о промышленном рыболовстве на Черном море? (Промысловое значение в Черном море имеют следующие виды рыб: кефаль, хамса, скумбрия, ставрида, сельдь)
Какие виды дельфинов обитают в водах Черного моря? (белобочка, афалина, азовка).
Есть ли в Черном море акулы? (акула – катран, достигает в длину до двух метров, имеет острые зубы).
Какие виды млекопитающих представлены в Черном море? (морская свинья и белобрюхий тюлень).
Назовите самых опасных для человека обитателей Черного моря?
( морской дракончик, скат - хвостокол).
Какие виды рыб обитают в Черном море? (180 видов рыб, морская игла, морской конек, морской ерш).
Бывает ли на Черном море лед? (в холодные зимы, на несколько дней замерзает Одесский залив).
Почему при сильном ветре иногда поверхность моря бывает гладкой? (Это происходит, когда ветер дует со стороны берега (сгонный ветер). При таком ветре волны начинаются лишь на некотором удалении от пляжа).
Почему море светиться ночью? (Свечение моря, в темное время суток, было одной из самых загадочных морских тайн для ученых. Оказалось ,что свечение моря вызвано люминесцентными свойствами некоторых морских организмов- ночесветка).
Каким вы считаете экологическое состояние Черного моря? ( Черное море является сегодня самым грязным. Основными факторами загрязнения являются: загрязнение море нефтью и нефтепродуктами; загрязнение за счет впадающих в море рек; загрязнение за счет сброса неочищенных вод и массового вылова рыбы).
Воспитатель: Молодцы, все справились с вопросами викторины.
- Давайте поиграем, игра «Назови слово». Дети становятся в круг, передавая мяч, друг другу они называют слово на морскую тематику.
Воспитатель: Ребята подготовили сказку «О рыбаке и рыбке» на новый лад.
Действующие лица:
Дед
Бабка
Дед тянет на веревочке пластмассовый тазик, в другой руке держит книгу сказки А.С. Пушкина
Бабка
Ты с ума сошел, старик?
Дед:
Получай подарок бабка:
Новое корыто.
Будет все теперь у нас
Чисто и помыто.
Бабка сидит у телевизора, презрительно смотрит на деда.
Бабка:
Отстаешь от века.
Мне не нужен этот таз.
Уморил, потеха!
Дед:
Ты старуха, не ворчи,
Сядь и Пушкина прочти. / протягивает ей книгу/
Я все делаю по тексту.
Вот, прочти-ка это место!
Бабка:
Дед, ты в книжку не смотри,
А глаза свои протри.
На дворе уж век другой!
Кругозор у нас большой.
Нынче бабка я не та,
Грамотная стала.
Целый день смотрю с экрана
Иностранные рекламы.
Дед (сердито)
Телевизор - корень зла,
Не доводит до добра!
Бабка:
Ты послушай, дед, сначала
Мне нужна сковорода,
Чтоб сама блины пекла
И с капустой, и с повидлой,
Чтоб было всем завидно!
Старый пень, чего ты смотришь?
Иль не слышишь ты меня?
Дед:
Слышу, слышу, не глухой я
Ты и впрямь с ума сошла!
Бабка (грозно/)
Подавай сюдаа тефлону,
Кофеварку, пылесос
И стиральную машину,
Все от фирмы "Мойдослёз".
Нужно жить играючи,
Под старость припеваючи!
Дед:
Ты, старуха, не шути,
Стоит все немало.
Где я деньги-то возьму?
Где возьму доллары?
Нынче курс у нас какой!
Пенсии не хватит.
У тебя, старуха, сбой.
С голодухи значит!
Бабка:
Дед, беги скорей на море,
В пояс рыбке поклонись,
Требуй денежек поболе
Да с валютой воротись.
Не хочу быть российской пенсионеркой,
Хочу быть заморской девицей!
Требуй, дед, и "Мерседес",
Путевки на Гавайи,
Визы тоже пусть пошлет,
Нам не помешают!
Ишь придумал, старый пень,
Выпросить корыто.
Что в корыте этом есть?
Отраженье быта!
Требуй видик, плейер, крем
От морщин от наших.
Джинсы тоже пусть пришлёт
Для прогулок важных.
Я не хуже их старух,
Если я принаряжусь.
Может, в конкурсе я сгожусь
"Мисс Вселенной" назовусь!!! /старуха стоит, гордо подяв голову.
Дед (в ужасе) Бабка, бабка. как же я?
Что мне делать без тебя
Ты давай скорей очнись
И на землю опустись.
Бабка (гордо):
Нет, милок! С меня довольно!
Жить хочу теперь привольно.
Топай к рыбке, старый дед!
Времени совсем уж нет. /показывает на часы/
Дед:
Видно, бабка, ты права:
Жизнь другая нам нужна.
Пойду к морю рыбку звать,
Нужно новый выкуп брать!
Воспитатель: Герои сказки нас повеселили, а теперь давайте поиграем в рассуждалки.
- почему Черное море не переполняется водой?
Дети:
- сколько воды втекает, столько и испаряется, поднимается в виде пара высоко в небо, образуя облака и тучи.
Воспитатель:
- что и как море нам дает зимой?
Дети:
- летом море нагревается, а зимой нам тепло отдает через воздух.
Воспитатель:
- что дает нам море летом?
Дети:
- прохладу и можно искупаться, а пар, что испаряется, дает дождь.
Воспитатель:
- нужен ли нам дождь летом?
Дети:
- да, где влага, там и жизнь для растений, животных и людей?
Воспитатель:
- как мы должны охранять Черное море?
Дети:
- не кидать в него мусор, не уничтожать растения и животных, строить очистные сооружения …
Воспитатель:
- почему мы должны заботиться о чистоте Черного моря?
Дети:
- существует взаимосвязь моря с человеком, чистота моря – здоровье человека.
Воспитатель:
- и завершить наше занятие я хочу стихотворением.
«Чёрное море...» Неля Ландо
Чёрное море... А всмотришься ближе;
Светло-зелёное и голубое.
То беспокойное, полное жизни,
То вдруг холодное, серо-стальное.
Бьётся о берег и пенится сразу.
Брызги фонтаном летят в синеву.
Замок волшебный из сотен алмазов
Ввысь поднимает оно наяву.
Светлой дорожкою солнце садится.
Море краснеет румянцем заката.
Сумерки тихо стирают границы.
Все погружается в таинство мрака.
Трудно проститься с солёной волною.
Сколько мне лет еще думать и ждать...
Будешь при встрече опять голубое
Или нахмуренным будешь встречать?
Воспитатель:
- надеюсь, наше сегодняшнее занятие оставит большой след в вашем сердце, мы будем беречь наше любимое Черное море.