Конспект занятия по формированию элементарных математических
представлений во второй младшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема занятия: Высокий – низкий.
Цель занятия: познакомить с понятиями «высокий – низкий».
Задачи:
Обучающие:
Учить соизмерять контрастные по высоте предметы по заданному признаку;
Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);
Закреплять умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов приемом наложения;
Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие:
Развивать речь (обогащать словарь);
Развивать умение слушать и понимать задания воспитателя;
Развивать внимание, наблюдательность, мышление;
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Оборудование: геометрические фигуры разных цветов на каждого ребенка и такие же прикреплены на спинках стульчиков, картинки цветов и бабочек (5 бабочек и 4 цветка), деревьев (высокая береза и низкая елка); домиков (высокий и низкий), изображения героев мультфильма (Маша и Медведь) на каждого ребенка, игрушка Винни-Пух; магнитофон с музыкальной записью.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся в страну «Мульти-пульти».
Я приглашаю вас в путешествие на сказочном поезде.
Сюжетно-дидактическая игра «Едем на поезде».
Воспитатель заранее расставляет в три колонны друг за другом, стулья, на спинках которых прикреплены геометрические фигуры различных цветов. (или различные вагоны, каждый вагон обозначен геометрической фигурой)
- Но прежде чем сесть в поезд, нам необходимо получить билеты, чтобы каждый знал свое место. (кто в каком вагоне поедет)
На отдельно стоящем, заранее подготовленном столе, лежат геометрические фигуры. Воспитатель предлагает взять любую фигуру. Дети смотрят и занимают свои места.
Воспитатель спрашивает у того, кто затрудняется: Какая у тебя фигура? Какого цвета? На какое место тебе надо сесть?
Или после размещения задает вопросы: Почему ты сел на это место? (в этот вагон?)
Стук колес (или музыка?) в записи или дети изображают.
Первая остановка в стране Мульти-пульти. Воспитатель подводит детей к доске, на которой прикреплены 4 больших цветка разного цвета и 4 бабочки таких же цветов.
- Ребята, мы с вами оказались на цветочной полянке в гостях у Вини-Пуха. Он очень любит гулять по цветочной полянке и играть с бабочками.
Дидактическая игра «Спрячь бабочку».
- Вини-Пух говорит, что на этой полянке живет злой паук, который ловит бабочек в свои сети.
- Как помочь бабочкам спрятаться от паука? (Предлагают свои варианты)
Показать, как смотрятся бабочки на цветах разного цвета (например, на белом цветке синяя бабочка хорошо видна, а на синем – почти незаметна).
- Чтобы паук не заметил и не поймал бабочек, каждая бабочка должна сесть на цветок такого же цвета. Давайте поможем бабочкам спрятаться.
Дети сажают бабочек на цветы. Воспитатель задаёт вопросы:
- Какого цвета бабочка?
- На каком цветке спрячется эта бабочка? (Один из детей сажает бабочку на цветок.)
Сравнение групп предметов.
Когда все бабочки рассажены на цветы, воспитатель задает вопрос: - Чего на полянке больше: бабочек или цветов? (поровну, одинаково)
- Правильно, у нас не осталось ни одной бабочки без цветка, и ни одного цветка без бабочки. Поэтому бабочек столько же, сколько цветов. Повторите (повторяют хором и по одному.)
- Ой, смотрите, еще бабочка летит! (Прикрепляет к доске еще одну бабочку.) А цветочка свободного больше нет. А теперь чего больше на полянке: цветов или бабочек? (бабочек больше) Чего меньше: бабочек или цветов? (цветов меньше).
- Молодцы! Винни-Пуху очень понравились ваши ответы. И он приглашает нас посмотреть на те деревья, куда он ходит за медом к пчелам.
Физкультминутка.
- Давайте полетим к этому месту, совсем как бабочки. (Включает легкую музыку, дети «летят» по комнате за воспитателем.)
Знакомство с понятиями «высокий» - «низкий».
Воспитатель «подлетает» к картинкам двух деревьев. (высокая береза и низкая ель)
- Где-то здесь и живут пчелы, дающие Винни-Пуху мед. Вы знаете эти деревья? (береза и елка)
- Как вы узнали березу? (белый ствол с черными пятнышками)
- А елку? (У нее иголки).
- Винни-Пух говорит, что пчелы живут на высоком дереве. Это значит, на каком? (дети показывают березу)
- Правильно, береза высокая (показывает рукой снизу вверх, а елка … низкая).
-Винни-Пух решил остаться здесь, полакомиться медом, но он сказал, что за той горкой живут Маша и Медведь в своих домиках. Пойдем к ним в гости? (Пойдем)
Переходят к тому месту, где висят изображения двух домиков (высокого и низкого), рядом расставлены столики без стульев.
- Вот и домики Маши и Медведя. Как вы думаете, в каком из них живет Маша: в высоком или низком? (В низком) (Дети показывают низкий домик) А Медведь? (В высоком. Показывают высокий домик.)
Дидактическая игра «Прятки».
- Оказывается, сейчас Маша и Медведь играют в прятки. Давайте поиграем вместе с ними!
Воспитатель дает каждому ребенку в одну руку картинку Медведя, в другую – Маши.
- Я буду вам говорить, где они спрятались, а вы будете их прятать. (Подходят к своим столикам. На столиках лежать какие-либо предметы, например, коробка.)
- Сейчас Маша на столике, а Медведь – под столиком.
Сейчас Маша за столиком.
А Медведь спрятался на коробку.
Сейчас Маша под коробкой.
А Мишка – под столиком.
Маша встала перед коробкой.
А Медведь – около столика.
- Молодцы, ребята. Пора нам и домой возвращаться.
Возвращение в группу.
- Садитесь на свои места в поезде. Устали? Поехали!
А пока поезд везет нас домой, скажите мне, в какой стране мы сегодня были? (Мульти-пульти) А с какими героями встречались? (С Винни-Пухом, Машей и Медведем)
- Какие же игры сегодня вам понравились больше всего? (говорят)
- Ну вот, мы и приехали назад в группу. Выходите!
3