«Сказочные приключения девочек и мальчиков» Цель: Создание эмоционально приятной атмосферы в группе, формирование и закрепление представлений о сходстве и различии мальчиков и девочек. Интеграция областей:. О.О. «Социализация»: Формировать навыки культуры общения мальчиков и девочек. Воспитывать эмоционально отзывчивых людей, бережное отношение друг к другу. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. О.О. «Познание»: Способствовать развитию мышления при отгадывании загадок, при выполнении графического диктанта, изображая разные фигуры. Формировать знания о женских и мужских русских народных костюмов, об особенностях их изготовления. О.О.»Коммуникация»: Создавать условия для развития навыков коммуникации в играх, совместной деятельности (беседе). Формировать диалогическую речь детей( добиваться полных ответов на вопросы), совершенствовать грамматический строй речи, обогатить словарь по теме. О.О.»Чтение художественной литературы»: Вызывать интерес к восприятию художественного слова, развивать речевой слух и внимание. Ход образовательной деятельности. Приветствие: День наступает, природа оживает. Солнышко встаёт, нам тепло даёт. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Девочки у нас хорошие, а мальчики у нас пригожие. Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? Хотели бы вы оказаться в мире сказок? (да ) Тогда в путь. Много сказок есть на свете. Сказки очень любят дети, Все хотят в них побывать и немножко поиграть. Перед нами - в сказку дверь. Открывай её скорей! Воспитатель: Посмотрите, на двери замок. Чтобы его открыть, нужен ключ. А как его достать? Давайте посчитаем в обратном порядке с 20 до 1. Ну вот и открылась дверь! Воспитатель: Дверь мы в сказку открываем. В мир волшебный попадаем. - Ой, ребята, посмотрите - царь. У него что-то случилось? Пропала его любимая дочь Марьюшка. Украл её Змей Горыныч, и спрятал в своём царстве. Вы готовы помочь отыскать Марьюшку? Для того чтобы добраться до замка Змея Горыныча, нам с вами нужно принять сказочный вид. 3.Сундук с русскими народными костюмами для девочек и мальчиков (сарафан, косоворотка), рассматривание костюмов и беседа. Воспитатель: А вот и сундук, посмотрим ,что в нём? Костюмы какие-то.( эти костюмы носили на Руси) -Давайте вспомним, что же носили раньше на Руси. (на Руси носили сарафаны – женщины, а косоворотки - мужчины) -Мальчики, скажите мне, а почему рубашка так интересно называлась – косоворотка? (косоворотка – это рубаха с косым воротом, их носили навыпуск, не заправляя в брюки). -А чем подпоясывали косоворотку? (Подпоясывали шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Завязка пояса располагалась с левой стороны). -А теперь, девочки, ответьте мне, какого цвета были сарафаны у девушек?(красного (обозначающего тепло, праздник, радостное настроение), жёлтого ( олицетворял солнце , богатство), голубого( символ неба, молодости) и коричневого (Землю- кормилицу) цветов) -Почему эта одежда нарядная и красивая? (потому что, она вышита крестиком) -А для чего вышивка и узор на рубахах? (для красоты, оберега и защита от злых сил) -И мы с вами станем девочками и мальчиками того времени. Посмотрите, здесь и для вас есть что-то( дети выбирают и надевают на себя элементы костюмов- кокошники и пояса). 4. Упражнения «Чем мы похожи», «Чем мы отличаемся» (девочки стоят против мальчиков в руках у каждого по листочку бумаги ). Упражнение «Листочек»
ВоВоспитатель сначала предлагает им оторвать от него часть (кто какую хочет), затем сложить его пополам и снова оторвать кусочек и так несколько раз. Теперь разверните листочек. Посмотрите, что получилось, покажите друг другу. Одинаковые ли у нас листочки? Почему они такие разные? Дети высказывают свои предположения. Вот и мы с вами, как эти листочки: и похожи, и в то же время все разные. 5.Упражнение «Имена мальчиков и девочек» -рассматривание кукол (передавая куклу, дети называют имя) Физминутка:Если мы чуть-чуть устанем, Мы на две минутки встанем. Мы потянемся сначала, Повернемся влево - вправо, Мы наклонимся разок И достанем свой носок. Раз и два – присели вниз, Три-четыре – поднялись. Кто присел раз шесть иль пять, Можно тихо постоять. Отдохнули, а затем Начинать подскоки всем. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем, как мячики, Девочки и мальчики. А теперь шагаем вместе На одном и том же месте. Раз, два, не зевай, Руки выше поднимай. Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше в путь? Что это, лепестки от цветка? 6.Игра «Волшебный цветок » Детям предлагается собрать «Цветок», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества мальчиков – сильный , смелый, ловкий, храбрый, умелый и девочек – аккуратная, нежная, ласковая, слабая, заботливая; соединяют лепестки с серединкой. Воспитатель: Отправляемся дальше в дорогу На нашем пути вырос волшебный лес Верхушки сосен до небес. В этом лесу живет лесовик Вообще-то он добрый старик Но тех, кто задание его не выполняет Он в пеньки превращает. (присели около ёлочки) -Здравствуй лесовичок. Мы идем Марьюшку выручать. Ребята, а лесовичок сказал, что надо выполнить его задания, тогда он нас пропустит. 7.Игра «Дополни имя» -У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь. Для девочек: Елена... (Прекрасная) Сестрица...(Аленущка) Василиса... (Премудрая) Крошечка …(Хаврошечка) Марья...(Искусница) Для мальчиков: Кощей... (Бессмертный) Мальчик... (с пальчик) Братец... (Иванушка) Иван... (Царевич) Змей... (Горыныч) Дети выходят из леса на лужок где их встречает гном. 8. Он приготовил для вас загадки, в которых, скрыто название предметов, в которые любят играть мальчики и девочки. Только отвечать будем по- очереди по одной загадке, сначала девочки а затем мальчики. Готовы? - Слушайте внимательно: - Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза… И что это?...( машина) Дети: - Машина! воспитатель: - Молодцы, девочки! Верно ( показывается картинка- отгадка). А кто играет с машиной? Дети: - Мальчики! Следующая загадка для мальчиков. - Эти шарики на нити Вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы В маминой шкатулке… (бусы) Дети: - Бусы! воспитатель: - Молодцы! Верно (показывается картинка- отгадка). А кто одевает бусы? Дети: - Девочки! воспитатель: - Молодцы! Следующая загадка для девочек, слушайте внимательно: - Вот стальная птица В небеса стремится, А ведёт её пилот. Что за птица?...( самолёт) Дети: - Самолёт! воспитатель: - Молодцы! Верно! (показывается картинка- отгадка). Кто любит играть с самолётом? Дети: - Мальчики! воспитатель: - Молодцы! Теперь загадка для мальчиков, слушайте внимательно: - В ушках маминых сверкают, Цветом радуги играют. Серебрятся капли- крошки Украшения…(серёжки) Дети: - Серёжки! воспитатель: - Верно! (показывается картинка – отгадка). А кто одевает серёжки? Дети: - Девочки! воспитатель: - Верно! Все хорошо справились с загадками. Дети продолжают путь. На тропинке лежит мешок . Игра «Сказочные вещи» Игла – кто пользуется ею, почему? В какой сказке встречается игла? (Кощей Бесмертный, Царевна-лягушка) Зеркальце – Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается зеркальце? (Сказка о спящей царевне) Кольцо – Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается кольцо? (Волшебное кольцо, Сивка-бурка) Меч и щит - Кто пользуется ими, почему? В какой сказке встречается меч? ( Иван- крестьянский сын и чудо-юдо) Лук и стрелы- Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается лук и стрелы? (Царевна – лягушка, Федот стрелец) Фонендоскоп - Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается он? (айболит) Дети выходят к замку Змея Горыныча. Воспитатель: -Вот и замок Змея Горыныча. И он для нас приготовил три задания, которые мы должны выполнить без ошибок. И только тогда он отпустит Марьюшку. - Первое задании: ЗАГАДКИ. У неё косички, длинные реснички, Юбочка с воланами, платьице с карманами. Кто же это: белочка, мальчик или девочка? (девочка) - А почему вы так решили? (ответы детей) -Молодцы! Правильно! У кого на курточке пять карманов или шесть. Носовой платок – не знаю, а рогатка точно есть. Авторучка, батарейки, ремешки от телогрейки, Кто же это: робот, мальчик или девочка? (мальчик) - А почему вы так решили? (ответы детей) -Молодцы! Правильно! Второе задание: Игра «Сказочная путаница». (Красная шапочка, По щучьему веленью) -Вы должны внимательно посмотреть на картинку и найти , что напутал художник. И назвать сказку и сказочного героя. Третье задание: Игра «Доскажи словечко» -Змей Горыныч хочет проверить, знают ли дети вежливые слова? Вам надо вспомнить такие слова и закончить с их помощью стихотворные строчки. Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте). Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день). Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста). Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет). Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер). Если девочка больна, хрипло кашляет она И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова). Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо). И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания). -А ещё Змей Горыныч хочет знать кто такие «настоящие мужчины и настоящие женщины». -Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»? (Рассуждений детей.) -Девочки — будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка»? Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и справились с заданиями Змея Горыныча. И вернул он Марьюшку царю. А в этом помогли вы ребята. -Ребята, трудно ли вам было? Что больше всего понравилось в мире сказок? Как вы думаете, почему вы выполнили все задания? Какие мальчики, какие девочки? -А самое главное мальчики и девочки в нашей группе дружат, помогают друг другу. - Большое вам спасибо! Вспомним слова песни о дружбе. Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот, что значит настоящий, верный друг. -Ребята, нам пора становится детьми нашего времени и возвращаться в детский сад. |