Занятие по обучению грамоте на тему:
«Путешествие в сказочный город звуков».
Цель:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
закреплять понятия «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «слог»;
развивать умение выделять звук в начале, в конце, в середине слов;
упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов;
развивать умение составлять предложения и анализировать их.
Коррекционно-воспитательная:
Оборудование: зеркала для каждого ребенка; схема для характеристики звуков; картинки, в названии которых есть звук Н; логопедический зонтик; касса букв.
Ход занятия:
Педагог:
Массаж лица.
Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.
Солнышко проснулось, | Проводим поглаживание: — от середины лба к вискам; |
Лобика коснулось, | — вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; |
Лучиками провело, | — по мышцам щек от крыльев носа к вискам; |
И погладило, и погладило. | — от середины подбородка к ушам. |
Артикуляционная гимнастика «Забавный язычок».
Педагог рассказывает стишки детям. Дети выполняют артикуляционные упражнения.
Язычок гулять пошёл,
Вокруг дома обошёл
(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)
Посмотрел по сторонам,
Никого не встретил там.
(Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить язык вправо-влево. 10 раз.)
На качелях покатался
И ничуть не испугался.
(Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)
На лошадке поскакал,
Быстрый ветер обогнал.
(Рот открыть и не закрывать. Щелкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
В лесу дятла услыхал,
Вместе с дятлом постучал.
(Рот открыть и не закрывать. Ударять языком бугорки. 10 раз.)
Молоко лакал, как кот,
В молоке испачкал рот.
(Высунуть широкий язык, имитировать лакательные движения. 10 раз.)
Индюков он повстречал,
С ними вместе поболтал.
(Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперёд-назад, произнося «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)
Маляром решил стать он,
Красил дом со всех сторон.
(Рот открыть. Поднять язык к нёбу. Проводить языком вперёд-назад по небу. 10 раз).
Ночь пришла. Пора всем спать.
Язычок лёг отдыхать.
(Рот закрыть. Язык спрятать.)
Педагог:
-Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочный город. А в какой, догадайтесь сами.
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно.
Что это?
-Вы готовы к путешествию? Наше путешествие будет интересным. В походе нам потребуется знания, сообразительность и внимательность.
-Давайте проверим ваше внимание:
Игра «Сделай так, как я скажу, а не так, как покажу».
(Руки вверх. В стороны, к плечам, на пояс, правой рукой коснитесь правое ухо, левой рукой – затылка, правой – лоб, а левой – подбородок).
-А отравимся мы в путешествие на поезде.
Мы едем, едем, едем в далёкие края.
Нам солнце светит ярко, шумят вокруг леса.
Постукивают рельсы, наш поезд мчит вперёд…
-Повторите, как стучат колеса поезда:
Ту-ту’, ту’-ту, ту-ту-ту’, ту’-ту-ту, ту-ту’-ту, ту-ту’ -_ту-ту-ту’, ту-ту’ – ту’-ту-ту, ту’-ту – ту’-ту-ту, ту’-ту – ту-ту’-ту.
Педагог:
-Вот мы и приехали в сказочный город звуков, которой правит добрая волшебница – фея Азбука.
- А что такое звук?
Звук – это то, что мы слышим и произносим.
-А какие бывают звуки? (речевые и неречевые). Назовите неречевые звуки.
- В этом городе живут речевые звуки. А какие речевые звуки вы знаете? (гласные и согласные).
-Какие звуки называют гласными?
Звуки, которые можно петь, называются гласными.
Гласному легко живётся:
Голосок свободно льётся.
Нет во рту у них преграды.
Дети их пропеть все рады.
Звуки гласные мы знаем,
Гласных — 6, запоминаем.
Игра «Узнай звук».
А-А-А-А
- закачалась голова.
(Качать головой вправо-влево.)
О-О-О-О
-закрутилось колесо.
(Сложить руки кольцом перед собой, слегка вращать вправо-влево.)
У-У-У-У
- у машины руль держу.
(Вытянуть руки вперёд, «держать руль».)
И-И-И-И
- руки выше потяни.
(Тянуть руки вверх.)
Ы-Ы-Ы-Ы
-моем в доме мы полы.
(Опустить руки вниз, отводить вправо-влево.)
Э-Э-Э-Э
- две руки на голове.
(Поднять руки за голову).
-Чем похожи гласные звуки? (тянутся и поются, носят рубашку красного цвета).
-И живут гласные звуки в замке красного цвета, и обозначаются квадратами красного цвета.
-Какие звуки мы называем согласными?
Звуки, которые нельзя петь, называются согласными.
У согласного в пути
Много кочек впереди.
Губы, зубы и язык
Он к препятствиям привык.
А какие согласные звуки вы знаете? Назовите их.
М - Машка рыжая корова
Целый день мычать готова.
С – Сурок в степи свистит – свистит,
По сторонам сурок глядит.
К – Капли падают, летят,
По окошечку стучат.
Н – Надя ноет и хандрит,
У неё нога болит.
-Какие из перечисленных звуков мы называем звонкими? (М, Н). А почему мы их так называем? (Голосок дрожит).
-А какие звуки у нас глухие (С, К).
-А ещё какими бывают согласными звуки? (твёрдыми и мягкими).
-Твёрдые звуки живут в синем замке и носят синие рубашки и обозначаются синими квадратами.
-А мягкие звуки живут в зелёном замке и носят зелёную рубашку.
-Фея Азбука приготовила для вас задания. Вы готовы их выполнить?
Игра « Логопедический зонтик».
-Фея приготовила для вас предметные картинки, нужно определить первый звук.
Если слово начинается на гласный звук – наклейте картинку на красный кружок – липучку, а если согласный – на синюю липучку.
Игра « Поймай звук».
Педагог произносит ряд слогов, дети хлопают в ладоши на слоги со звуком Н (аналогично со словами).
Игра « Где живёт звук?».
-Определите положение звука Н в словах. (Дети выделяют звук Н в словах: в начале, в конце, в середине, используя карточки – схемы).
Педагог:
-А что такое буква?
Игра «Узнай букву».
Выкладывание буквы Н из палочек.
Надо букву Н построить,
Палочки побеспокоить.
Поскорей две ровно встали,
Вместе третью приподняли.
Игра «Сколько звуков я скажу» (работа с кассами).
Выделение звуков в слогах: Ан, Но.
Педагог: Ан – сколько всего звуков? (два). Какой первый звук? (А). Звук А петь можно? (можно). Звук А какой? (гласный). Достаем из кассы квадратик какого цвета? (красного). Показываем на красный квадратик пальчиком и поем…А. Какой второй звук? (Н). Звук Н петь можно?(нельзя). Звук Н какой? (согласный). Достаем из кассы квадратик какого цвета? (синего). Берем квадратик синего цвета. Пальчик плывет, а мы поем… Ан. Что теперь необходимо добавить? (буквы). Первая буква – заглавная или маленькая? (заглавная). Найдите заглавную букву - А. Читаем…А. Какую еще надо добавить букву?(маленькую н). Найдите маленькую букву – н. Приготовили пальчик, читаем… Ан. Обозначьте слог короткой полоской. А что такое слог?
Гласный звук и согласный звук вместе составляют слог.
Аналогично Но.
Педагог:
- Звуки сливаются в слоги, слоги в слова, а слова в предложения. А что такое предложение?
Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу, называют предложением.
-Составьте предложение из двух слов.
Педагог:
-Вы справились со всеми заданиями феи Азбука. Она приготовила для вас небольшие подарки.
Педагог:
-Пришло время возвращаться в детский сад.
Один, два, три – закрываем глазки мы,
Один, два, три – в детский сад вернулись мы.
Итог занятия.
Педагог: В каком сказочном городе мы сегодня побывали? О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи). Придумайте слова со звуком Н в начале, в конце и в середине слова.
ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ:
«Путешествие в сказочный город звуков».
Логопед : Багаутдинова З.Ш.