СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по обучению грамоте на тему: «Путешествие в сказочный город звуков».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей 6 лет со звуком и буквой Н.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по обучению грамоте на тему: «Путешествие в сказочный город звуков».»

Занятие по обучению грамоте на тему:

«Путешествие в сказочный город звуков».


Цель:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить звук Н, вспомнить характеристику с опорой на артикуляцию;

  • закрепить букву Н;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей фонематические процессы;

  • закреплять понятия «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «слог»;

  • развивать умение выделять звук в начале, в конце, в середине слов;

  • упражнять в звуковом анализе прямых и об­ратных слогов;

  • развивать умение составлять предложения и анализировать их.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным пред­ложением.


Оборудование: зеркала для каждого ребенка; схема для характеристики звуков; картинки, в названии которых есть звук Н; логопедический зонтик; касса букв.

Ход занятия:

Педагог:

Массаж лица.

Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.

Солнышко проснулось,

Проводим поглаживание: — от середины лба к вискам;

Лобика коснулось,

вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Лучиками провело,

по мышцам щек от кры­льев носа к вискам;

И погладило, и погладило.


от середины подбородка к ушам.


Артикуляционная гимнастика «Забавный язычок».

Педагог рассказывает стишки детям. Дети выполняют артикуляционные упражнения.

Язычок гулять пошёл,

Вокруг дома обошёл

(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)


Посмотрел по сторонам,

Никого не встретил там.

(Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отво­дить язык вправо-влево. 10 раз.)


На качелях покатался

И ничуть не испугался.

(Рот открыть. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю. 10 раз.)


На лошадке поскакал,

Быстрый ветер обогнал.

(Рот открыть и не закрывать. Щелкать языком, при­сасывая его к нёбу. 10 раз.)


В лесу дятла услыхал,

Вместе с дятлом постучал.

(Рот открыть и не закрывать. Ударять языком бугорки. 10 раз.)


Молоко лакал, как кот,

В молоке испачкал рот.

(Высунуть широкий язык, имитировать лакательные движения. 10 раз.)


Индюков он повстречал,

С ними вместе поболтал.

(Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперёд-назад, произнося «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)


Маляром решил стать он,

Красил дом со всех сторон.

(Рот открыть. Поднять язык к нёбу. Проводить язы­ком вперёд-назад по небу. 10 раз).


Ночь пришла. Пора всем спать.

Язычок лёг отдыхать.

(Рот закрыть. Язык спрятать.)


Педагог:

-Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказочный город. А в какой, догадайтесь сами.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.

Что это?

-Вы готовы к путешествию? Наше путешествие будет интересным. В походе нам потребуется знания, сообразительность и внимательность.

-Давайте проверим ваше внимание:

Игра «Сделай так, как я скажу, а не так, как покажу».

(Руки вверх. В стороны, к плечам, на пояс, правой рукой коснитесь правое ухо, левой рукой – затылка, правой – лоб, а левой – подбородок).


-А отравимся мы в путешествие на поезде.

Мы едем, едем, едем в далёкие края.

Нам солнце светит ярко, шумят вокруг леса.

Постукивают рельсы, наш поезд мчит вперёд…

-Повторите, как стучат колеса поезда:

Ту-ту’, ту’-ту, ту-ту-ту’, ту’-ту-ту, ту-ту’-ту, ту-ту’ -_ту-ту-ту’, ту-ту’ – ту’-ту-ту, ту’-ту – ту’-ту-ту, ту’-ту – ту-ту’-ту.


Педагог:

-Вот мы и приехали в сказочный город звуков, которой правит добрая волшебница – фея Азбука.

- А что такое звук?

Звук – это то, что мы слышим и произносим.


-А какие бывают звуки? (речевые и неречевые). Назовите неречевые звуки.

- В этом городе живут речевые звуки. А какие речевые звуки вы знаете? (гласные и согласные).


-Какие звуки называют гласными?

Звуки, которые можно петь, называются гласными.


Гласному легко живётся:

Голосок свободно льётся.

Нет во рту у них преграды.

Дети их пропеть все рады.

Звуки гласные мы знаем,

Гласных — 6, запоминаем.


Игра «Узнай звук».

А-А-А-А

- закачалась голова.

(Качать головой вправо-влево.)


О-О-О-О

-закрутилось колесо.

(Сложить руки кольцом перед собой, слегка вращать вправо-вле­во.)


У-У-У-У

- у машины руль держу.

(Вытянуть руки вперёд, «дер­жать руль».)


И-И-И-И

- руки выше потяни.

(Тянуть руки вверх.)


Ы-Ы-Ы-Ы

-моем в доме мы полы.

(Опустить руки вниз, отводить вправо-влево.)


Э-Э-Э-Э

- две руки на голове.

(Поднять руки за голову).

-Чем похожи гласные звуки? (тянутся и поются, носят рубашку красного цвета).

-И живут гласные звуки в замке красного цвета, и обозначаются квадратами красного цвета.


-Какие звуки мы называем согласными?

Звуки, которые нельзя петь, называются согласными.


У согласного в пути

Много кочек впереди.

Губы, зубы и язык

Он к препятствиям привык.


А какие согласные звуки вы знаете? Назовите их.

М - Машка рыжая корова

Целый день мычать готова.


С – Сурок в степи свистит – свистит,

По сторонам сурок глядит.


К – Капли падают, летят,

По окошечку стучат.


Н – Надя ноет и хандрит,

У неё нога болит.


-Какие из перечисленных звуков мы называем звонкими? (М, Н). А почему мы их так называем? (Голосок дрожит).

-А какие звуки у нас глухие (С, К).

-А ещё какими бывают согласными звуки? (твёрдыми и мягкими).


-Твёрдые звуки живут в синем замке и носят синие рубашки и обозначаются синими квадратами.

-А мягкие звуки живут в зелёном замке и носят зелёную рубашку.


-Фея Азбука приготовила для вас задания. Вы готовы их выполнить?


Игра « Логопедический зонтик».

-Фея приготовила для вас предметные картинки, нужно определить первый звук.

Если слово начинается на гласный звук – наклейте картинку на красный кружок – липучку, а если согласный – на синюю липучку.


Игра « Поймай звук».

Педагог произносит ряд слогов, дети хлопают в ладоши на слоги со зву­ком Н (аналогично со словами).


Игра « Где живёт звук?».

-Определите положение звука Н в словах. (Дети выделяют звук Н в словах: в начале, в конце, в середине, используя карточки – схемы).


Педагог:

-А что такое буква?


Игра «Узнай букву».

Выкладывание буквы Н из палочек.

Надо букву Н построить,

Палочки побеспокоить.

Поскорей две ровно встали,

Вместе третью приподняли.


Игра «Сколько звуков я скажу» (работа с кассами).

Выделение звуков в слогах: Ан, Но.

Педагог: Ан – сколько всего звуков? (два). Какой первый звук? (А). Звук А петь можно? (можно). Звук А какой? (гласный). Достаем из кассы квадратик какого цвета? (красного). Показываем на красный квадратик пальчиком и поем…А. Какой второй звук? (Н). Звук Н петь можно?(нельзя). Звук Н какой? (согласный). Достаем из кассы квадратик какого цвета? (синего). Берем квадратик синего цвета. Пальчик плывет, а мы поем… Ан. Что теперь необходимо добавить? (буквы). Первая буква – заглавная или маленькая? (заглавная). Найдите заглавную букву - А. Читаем…А. Какую еще надо добавить букву?(маленькую н). Найдите маленькую букву – н. Приготовили пальчик, читаем… Ан. Обозначьте слог короткой полоской. А что такое слог?

Гласный звук и согласный звук вместе составляют слог.


Аналогично Но.


Педагог:

- Звуки сливаются в слоги, слоги в слова, а слова в предложения. А что такое предложение?

Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу, называют предложением.

-Составьте предложение из двух слов.


Педагог:

-Вы справились со всеми заданиями феи Азбука. Она приготовила для вас небольшие подарки.


Педагог:

-Пришло время возвращаться в детский сад.


Один, два, три – закрываем глазки мы,

Один, два, три – в детский сад вернулись мы.


Итог занятия.

Педагог: В каком сказочном городе мы сегодня побывали? О каких звуках мы сегодня говорили? (О звуках речи). Придумайте слова со звуком Н в начале, в конце и в середине слова.









































ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ:

«Путешествие в сказочный город звуков».
















Логопед : Багаутдинова З.Ш.