Конспект занятия «Символы России»
Цель занятия:
создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России;
Задачи занятия:
расширить кругозор учащихся о государственной символике России, способствовать принятию нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);
воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа;
усилить мотивацию для изучения истории символики родной страны
Ход занятия
Организационный момент.
Систематизация изученного материала.
а) Соединить понятие и определение (1 слайд);
- Почему наше государство является федеративным (федерацией)?
- Какова главная мысль нашей Конституции?
- Почему Конституция – это Основной закон?
- Назовите главный документ, защищающий права человека. Когда он был принят? О чём в нём говориться?
б) - У каждого человека, гражданина есть не только права, но и обязанности.
- Распределим высказывания на две группы: права и обязанности каждого гражданина нашей страны.
(исп. http://learningapps.org/display?v=pmnokyu4301 (нажать на восклицательный знак))
Введение в тему занятия.
- Мы сказали, что Эйфелева башня – это символ Франции. А что означает слово «символ»? (2 слайд)
- А такое определение даёт нам словарь.
Символ (греч.)— это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
- С помощью символов мы передаём информацию.
Игра «Ассоциации»: по символу угадать страну. (3 слайд)
- Что ещё может быть символом нашего государства? (матрёшка, балалайка, берёза и т.д.)
- А можете ли вы сказать, символом какого государства является вот эта башня? (4 слайд)
- Данное задание вызвало у вас затруднение, потому что это неофициальный символ Италии.
- Но у любой страны есть и официальные государственные символы. Их знают во всём мире и по ним легко определить, о каком государстве идёт речь. Что это за символы?
- Рассмотрите изображения. Сформулируйте тему нашего занятия.
(Государственные символы России). (5 слайд)
Работа по теме занятия.
Флаг:
- «Соберите» флаг России из полосок. (6 слайд)
- Флаг какой страны можно «собрать» из оставшихся полосок. (Германии).
- Работа с текстом учебника.
(Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. 2 часть с.168-174)
- Впишите на доске ответы на вопросы: (7 слайд)
- Что обозначают цвета на российском флаге? (по памятке)
- Где мы можем увидеть флаг нашего государства? (Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России, над зданиями, где находятся органы власти России) (8 слайд)
Герб:
- Что такое герб? (эмблема государства, изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города)
- Как называется наука, изучающая гербы, их историю, правила построения гербов? (геральдика)
- Найдите герб Российской Федерации. (СССР, России, Владимира, Москвы). Знаете ли вы остальные гербы? (9 слайд)
- Используя памятки, попробуйте предположить, какой смысл в нём заложен.
Просмотр фрагмента про герб. (10 слайд)
Справочная информация:
Наш герб представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще, поражающий копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом. Герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
- Где мы можем увидеть герб нашего государства? (документы, монеты и т.д.)(11 слайд)
Гимн:
- Что такое «гимн»?
- Когда исполняется гимн страны?
- Как нужно себя вести при исполнении гимна?
- Что вы знаете о гимне нашей страны? Как давно он является символом нашей страны?
( презентация с музыкой «Из истории Российского гимна).
Итог занятия.
исп. http://learningapps.org/328631