СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по теме "Вода обычная и необыкновенная"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по теме "Вода обычная и необыкновенная". Цель занятия познакомить детей с удивительными свойствами воды. Обычное на первый взгляд вещество - вода, но сколько интересного и удивительного можно о ней рассказать и показать.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по теме "Вода обычная и необыкновенная"»

ВОДА ОБЫЧНАЯ И НЕОБЫКНОВЕННАЯ


Цели урока: Дать детям расширенное представление о воде, о её значении в природе и жизни человека, об экологических проблемах водных ресурсов; показать, что вода - уникаль­ное природное соединение.


Задачи:

- Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; устной речи.


- Воспитать в детях бережное отношение к воде; научить экономить и ценить её; развивать стремление охранять водоемы от загрязнения.

- Учить анализировать и делать выводы во время эксперимента.

- Развивать экспериментально-исследователь­ские навыки. Развивать волевую Эмо­циональную сферу: самостоятельность, уверенность в своих силах. Развивать умение кратко и конкретно отвечать на поставленные вопросы, использовать имеющиеся знания.

- Воспитывать умение вести диалог. Воспитывать личностные каче­ства, обеспечивающие успешную творческую и испол­нительскую деятельность: увлеченность, наблюда­тельность, сообразительность, чуткость и уважитель­ность.

Планируемые результаты:

- предметные: научиться определять свойства воды;

- личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия;

- регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться работать по предложенному плану;

- познавательные: делать выводы в результате совместной работы;

- коммуникативные: слушать и понимать других;

уметь договариваться и приходить к общему мнению;


Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование,

Вода, сосуды разной формы, стаканчики, лед. Питьевая сода, лимонная кислота. Сухие дрожжи. Растительное масло. Глубокая миска. Скрепка.

Ход урока

Ребята, мы сегодня собрались, чтобы больше узнать о….., а о чем попробуйте догадаться:

…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Антуан де Сент-Экзюпери

- О чем писал Антуан де Сент-Экзюпери?

-Что вы знаете о воде?

- Где мы ее встречаем?


1.Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки.

В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет).

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2.Уводы нет запаха

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

3. У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду.

Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду.

Ребята, вы часто слышите от взрослых, что вода очень вкусная. Почему они так говорят?

Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

4.Лёд – твёрдая вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

5.Пар – это тоже вода

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

Вывод: пар – это тоже вода

Книзу летит капельками,

А кверху - невидимкою.

(Вода)


III.Физкультминутка


«Игры на воде» (имитация)

«Байдарки» (гребковые движения руками)

«Полоскание белья» (поставить ноги на ширине плеч, нагнуться, делать движения

руками влево - вправо, вперёд - назад)

«Мельница»

«Прятки» («окунуться» с головой)





6.Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Теперь вы быстро отгадаете загадку:

Течет, течет -

Не вытечет,

Бежит, бежит-

Не выбежит.

(Река)


7.Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода).

Какой формы этот кусочек льда?

Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку?

А жидкая вода?

Демонстрируем воду налитую кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды. Что происходит?

Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.

Вывод: жидкая вода не имеет формы.

8. Двухслойная жидкость. Смешиваем воду и растительное масло. Что произошло? Почему? Растительное масло легче воды. А что будет с предметами, которые тяжелее воды?

9. Плавающая скрепка.

Возьмем большую емкость, нальем воды. На поверхность воды аккуратно положим канцелярскую скрепку. Наблюдаем как плавает скрепка. Может кто-то может привести примеры, когда предметы более тяжелые чем вода не тонут, а держаться на поверхности? (летний пруд а по нему бегают водомерки) Возможно ли такое? Почему?

Вывод: вода обладает уникальным свойством : поверхностное натяжение воды.

Вода – это жизнь. Почему так говорят?

Сколько человек может прожить без воды?

Что было бы с нашей планетой, если бы не было воды?


10. Вода начало всего.

В стаканчик насыпаем кристаллический порошок соды питьевой к нему добавляем порошок лимонной кислоты. Что происходит?

Добавляем воды и наблюдаем за происходящим в стакане.

Вывод: многие природные процессы возможны только в присутствии воды.

Поэтому многие растения и животные погибают от засухи.


11. Зарождение жизни.

В стакан с теплой, сладкой водой добавляем дрожжи и ставим в теплое место. (лучше сделать заранее, потом показать для сравнения стакан с распухшими дрожжами и только что засыпанными). Сравниваем.

Отгадайте загадку:

Ни рук, ни ног,

А гору разрушает.

(Капля)

Дети рассматривают морские камни и стекло.

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.


Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!


В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.


Сама пить не пьёт,

А нас вынуждает.


Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Мы уже говорили о том что ¾ земного шара покрыто водой. Но хватает ли растениям, животным, и человеку воды? Почему? (в морях и океанах, которыми покрыта Земля, вода соленая – не пригодная для жизнедеятельности) А вода может когда -нибудь закончится? Что делать чтобы этого не произошло?

Правила пользования водой.

  1. Плотно закрывай кран.

  2. Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.

  3. Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

  4. Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а, сколько воды сбережешь!

  5. Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.





VI. Рефлексия деятельности (итог урока).


-Достигли мы цели урока? Чему вы научились на уроке?


(Мы получили новые знания о воде и почему ее необходимо беречь. Узнали, как ее надо беречь и какое можно принимать участие в ее охране.)


Для рыб она одно лишь чудо,

Поможет в жизни им всегда!

Когда огонь тебя захватит,

Тебя всегда спасёт вода!


Вода бывает развлеченьем,

Улыбки, радость, звонкий смех!

Она приводит в удивленье

Взрослых и маленьких детей!


Вода, ты даришь жизнь и силы

Животным, птицам и деревьям!

Хотим сказать Воде «Спасибо»!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!