ТЕМА. Занятие по внеклассному чтению по методике критического мышления. В.А. Сухомлинский «Радостный цветок»
ЦЕЛЬ. 1. Познакомить детей с новым произведением В.А. Сухомлинского. Учить критически мыслить, рассуждать, высказывать свои мысли, чувства, не только понимать произведение, но и сопереживать вместе с героями.
2. Развивать устную речь, логическое и критическое мышление.
3. Воспитывать и прививать любовь и доброту к близким людям, родственникам, пожилым людям, делать сердца детей добрыми.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет В.А. Сухомлинского, словарные слова, опорные предложения, пословица, текст.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
/Воспитатель приветствует детей. После приветствия сообщает детям вид занятия/
- Сегодня на занятии мы проведём урок критического мышления. Вы знаете, что такие занятия мы проводим по произведениям В.А. Сухомлинского.
II. Актуализация опорных знаний.
/На данном этапе воспитатель закрепляет и повторяет знания детей о В.А.Сухомлинском, его творчестве и работе./
Ребята, кто такой В.А. Сухомлинский?
Что вы о нём знаете?
Ребята, чему мы учимся на таких уроках?
III. Изучение нового материала.
1. Работа над пословицей.
/Воспитатель зачитывает пословицу, написанную на доске, и проводит по ней работу./
- Ребята, у меня на доске написана пословица. Прочтите её.
«Доброе сердце – это маленькое солнце в каждом из нас»
- Как вы её понимаете?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить, и читать на уроке?
- Ребята, мы много с вами учили пословиц о доброте. Какие из них вы помните?
/Дети называют изученные ранее пословицы:
«Надо быть добрым и честным»,
«Доброе дело без награды не остаётся»,
«Делай добро и жди добра»./
2. Сообщение темы занятия.
/Воспитатель сообщает детям название произведения. Проводит работу над заглавием - понимание, правила встречающиеся в заглавии. Выясняет смысл в поучительности произведения/
Сегодня мы будем с вами читать поучительное произведение - «Радостный цветок».
Ребята, как вы понимаете - «Радостный цветок»? /это цветок, который приносит людям, радость/
Посмотрите внимательно на название и скажите, какие встречаются правила в этих двух словах?
Как вы думаете, почему произведения называют поучительными?
3. Определение вида произведения.
/Учитель помогает детям определить вид данного произведения/.
-Как вы думаете, какой вид произведения мы будем читать?
- Как определить вид произведения? /Дети называют характерные признаки, по которым определяется вид произведения/.
- Как вы думаете, какой вид произведения мы будем читать?
- Как определить вид произведения?
- Сегодня мы будем читать поучительный рассказ В.А. Сухомлинского «Радостный цветок».
4. Составление детских рассказов по опорным словам или опорным предложениям.
/Воспитатель на доске пишет слова или отрывки предложений из текста, которые помогут ребёнку составить текст. Дети в данном виде работы работают в парах, или в группах, то есть форму работы определяет сам учитель в зависимости от умения учеников работать самостоятельно. Труппы, составляются из сильных и слабых учеников/.
- У меня на доске написаны предложения. Не изменяя последовательности, составьте свои рассказы. Работать вы будите в группах. Когда рассказы будут готовы, мы их заслушаем.
1. Ha дворе мороз, а, в теплице цветут …
2. Утром в … … пришла Таня.
3. У Тани больна бабушка вот и …
4. Только сорвала Таня Радостный цветок, как …
5. Зимой не рвали цветов, а только …
6. Девочка рассказала ему о …
7. Учитель обнял Таню и сказал: ….
5. Защита рассказов по группам.
/С каждой группы дети выбирают рассказчика. Воспитатель заслушивает рассказы групп. Рассказы не должны повторяться/.
6. Нарушенная последовательность.
1. /Воспитатель, на доске, выписывает из текста предложения в разной последовательности. Дети должны правильно расставить предложения в правильной последовательности (до прочтения текста). На листочках дети записывают верную нумерацию предложений, а затем проверяют../
а) У Тани тяжело больна бабушка
б) сорви ещё три цветка, Таня.
в) В теплице никого не было.
г) Рано утром в теплицу пришла Таня…
д) Девочка рассказала ему о болезни бабушки …
2. Проверка последовательности предложений выбранной детьми.
/Учитель называет номер предложения, а дети называют выбранные варианты/.
1. а, б, в, г, д … 3. д, г, а,.... 5. в, г, а, б, д…
2. б, в, г.. 4. в, а, д, г,...
7. Минутка отдыха (аутотренинг).
/занятие насыщено, дети находятся в движении, в умственном поиске, поэтому минутка должна быть спокойная, чтобы ребёнок мог отдохнуть).
8. Словарная работа.
/Воспитатель проводит перед чтением текста словарную работу/
На доске слова: | хризантема (иллюстрация) теплица полночь облегчить |
9. Ассоциативный куст.
/Дети списывают с доски слова. Затем подбирают слова или выражения, которые дают понятие или определяют значение этих слов./




с


традание любовались
10. Работа с текстом — его восприятие.
/Воспитатель делит текст на несколько частей. Перед чтением каждой части, дети предугадывают, о чём будет говориться в данной части. Затем ребёнок читает эту часть. После чтения данной части дети подтверждают свои предположения. И так весь текст./
а) предугадывание начала текста;
- Как вы думаете, какими словами начнётся рассказ?
б) чтение 1 части;
в) подтверждение предугадывания;
г) предугадывание 2 части;
д) чтение 2 части;
е) подтверждение предугадывания;
ж) предугадывание 3 части;
з) чтение 3 части;
и) подтверждение предугадывания;
11. Чтение текста молча.
/Дети, ставя пальчика на губы, читают молча/.
12. Работа над нарушенной последовательностью.
/Дети просматривают текст и находят предложения, самостоятельно перечитывая текст. Затем воспитатель выявляет детей с правильными ответами./
- Какие из предложений - 1, 2, 3, 4, 5?.
- У кого правильно определена последовательность предложений?
13. Определение главных героев. Их характеристика.
/Дети определяют главных героев и дают им характеристику./
- Кто является главными героями рассказа?
- Что вы можете рассказать о Тане? Об учителе?
Т
аня Учитель
1. 1.
2. 2.
3. 3.
14. Игровые ситуации: игра «Респондент», «Корреспондент».
/Во время проведения игры «Респондент», учитель вызывает к доске 2 человека.
Один ученик пересказывает, а другой передаёт пантомимой то, что тот забыл рассказать. Остальные дети должны угадать, что показал респондент./
/Во время следующей игры, дети входят в роль героев и выходят к доске. Остальные играют роль корреспондента и берут интервью, у героев задавая им вопросы по рассказу./
15. Работа над проблемным предложением.
/Воспитатель предлагает детям найти в тексте предложение, над которым необходимо задуматься. Дети зачитывают предложение и раскрывают его смысл./
- Ребята, найдите, в тексте, предложение над которым нам необходимо задуматься.
- Как вы понимаете действия и слова учителя?
- В чём заключается смысл этого предложения?
(«Один матери и один отцу за то, что они воспитали человека с добрым сердцем»).
IV. Итог занятия.
/Учитель вместе с детьми выясняет, в чём же заключается поучительность рассказа. Дети подбирают или вспоминают стихи о доброте, изученные на предыдущих занятиях/
- Ребята, в чём же заключается поучительность нашего рассказа?
- Мы подвели итог простыми словами, а можно словами наших поэтов.
В. Сухомлинский
РАДОСТНЫЙ ЦВЕТОК
На дворе трескучий мороз, а в школьной теплице цветут синие, розовые, голубые и алые хризантемы.
Рано утром в теплицу пришла Таня – маленькая первоклассница. В теплице никого не было. Девочка пришла сюда за Радостным Цветком - голубой хризантемой. Нигде нет такого цветка, только в школьной теплице.
У Тани тяжело больна бабушка. В полночь бабушке стало очень плохо. Внучке хотелось принести бабушке радость, облегчить страдание.
Только сорвала Таня Радостный Цветок, как вошёл в теплицу учитель. Это был добрый и строгий человек. Он увидел девочку с хризантемой в руке и очень удивился. Зимой не рвали цветов в теплице. Ими только любовались. Но он увидел в глазах Тани печаль и понял, что она сорвала цветок не для того, чтобы выбросить его.
Девочка рассказала ему о болезни бабушки и о Цветке Радости.
Учитель обнял Таню и сказал:
- Сорви ещё три цветка, Таня. Один тебе за то, что у тебя доброе сердце. Один матери и один отцу за то, что они воспитали человека с добрым сердцем.