СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по внеурочной деятельности "Семейные традиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности

 "Семейные традиции"

Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности "Семейные традиции"»

Занятие по внеурочной деятельности

"Семейные традиции"



Тема занятия: Семейные традиции

Учитель: Денисова Ю.А.

Класс: 1 «В»

Цель занятия: Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям,

 способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою семью

Основные термины, понятия: Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом,традиции.

Планируемый результат:

Личностные УУД:

 - воспринимать речь учителя;

 - выражать положительное отношение к процессу познания;

 - проявлять уважение к одноклассникам.

 Регулятивные УУД:

- планировать учебное сотрудничество;

 - уметь работать на компьютере по алгоритму;

 - оценивать результаты деятельности.

Познавательные УУД:

 - ставить проблему, аргументировать её актуальность;

 - аргументировать свои суждения;

 - осуществлять реализацию исследовательской деятельности;

 - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек, сети Интернет, жизненный опыт родственников

  Коммуникативные УУД:

 - уметь вести диалог;

 - слушать и понимать речь других;

 - применять навыки делового сотрудничества в группе;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Экранно-звуковые пособия: презентация в  PowerPoint, компьютерная программа «Древо жизни»

Ход занятия

I.Мотивационный этап

Учитель: Отгадайте загадку:

Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!        

II.Актуализация знаний

Сегодня мы поговорим с вами о семье, семейных традициях. Готовясь к занятию, вы получили задание по группам провести исследовательскую работу на определённую тему.
Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать. Наше занятие мы проведём в форме устного журнала « Семейные традиции».

За предоставление материала, статьи в наш журнал каждая группа получит гонорар.

III.Этап защиты работ групп по определённой теме

Первая страница нашего журнала: Что такое семья, традиция?
1 группа: (рассказывают ребята) 

Вот что мы узнали.

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

Семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. И мы согласны с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- начало всех начал».

В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизни ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом».

Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Из разных источников мы узнали, что традиция – в переводе с латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В семьях нашего класса тоже существуют традиции: по воскресеньям готовить любимые блюда, свободное время, праздники проводить вместе с семьёй.

Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Но они необходимы для прочных семейных отношений, для передачи культурных ценностей.

Учитель:  - Спасибо. Получите свой гонорар.

Учитель:  Однажды   я услышала такое выражение :   если у вас нет традиций – у вас нет семьи.

Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция составления родословной. Вторая страница журнала: «Генеалогическое древо»

2 группа:

Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы…      (А. Балашова)

Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

И вот мы с ребятами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не тысячи исторических имен, как в родословных известных людей, например, у А.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смог написать Полина.

Корреспондент: И сегодня мы хотим задать Полине несколько вопросов.
- Полина, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, нам интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево?
Полина: - Моё древо включает 32 имени.

Кор.: Как долго ты работал над ним?
П: -    Несколько дней.
Кор.: Одному тебе было не справиться, кто тебе помогал?
П: - Моя мама.
Кор.: А как вам это удалось?
П: - Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже из других городов.
Кор.: Интересно, а что дала тебе эта работа?
П: - Было самому интересно, и другие родственники заинтересовались.
Кор.: Здорово. Спасибо.
 Вера: - А у меня 43  имени. Мне пришлось постоянно расспрашивать маму и
папу, чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнала много интересного
о них. Я своё семейное древо составляла с помощью компьютерной программы «Генеалогическое древо», которая помогает быстро расставить всех родственников по своим местам, а так же я быстро могу сориентироваться – кто кому и кем приходится, надо лишь нажать мышью на имя любого члена семьи.

К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы
все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди».

Учитель: - Молодцы! Вот ваш гонорар.

- Ребята, кого заинтересовала эта программа, мы ближе познакомимся с ней и научимся тоже составлять древо на следующем занятии.

Ученик:

Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит. (Илья Шаров)

- Догадались, по какой теме работала наша группа? (династии).

Учитель: - Следующая страница журнала «Династии»

Ученица: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей.

Ученик: - А можно я расскажу про свою работу (рассказывает о своей династии)

- Замечательно. Получите гонорар.

Учитель: Переходим к следующей странице нашего журнала «Семейный альбом».

Ученик: Есть в доме любом
Семейный альбом.
Как в зеркале,
Мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много – и старых, и новых –
У нас, у семейства Яковлевых.

Наша группа подготовила выставку «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией?

Ученица: Мы узнали, что с 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, когда снимок получился довольно высокого качества, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Так Юрий Алексеевич Гагарин, впервые в истории человечества полетев в неизведанный космос, взял с собой фотографию семьи.. Здесь на нашей выставке представлены ваши семейные альбомы.

Учитель: - Большое спасибо за вашу статью. Вот ваш гонорар.

Учитель: Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Верно, традиции объединяют и сплачивают членов семьи.

Дом, как известно всем давно, —
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, —
Это твой дом.                (В. Степанова)

IV.Этап закрепления, обобщения

- Во многих журналах есть «Занимательная страница». Наш журнал – не исключение. Чтобы её открыть, нам необходимо объединить все наши гонорары, разгадать их тайну, смысл.

- Молодцы! Разгадали магическое слово. Теперь попробуйте к каждой букве подобрать слово, относящееся к семье.

С- счастье, сын, согласие, совместно, смех, союз

Е – единство, единогласие, ежедневно, естественно

М – мир, много, младенец, мама, малыш, материнство, мечта, милый, мудрость.

Ь – веселье, радость, любовь, переживать, растить

Я – ясный, яркий, ячейка общества.

- Мы с вами дали прекрасную характеристику семье, что в ней должно быть, какой она должна быть.

Учитель читает стих:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!  

- Какие вы приготовили пословицы о семье?

Дети называют пословицы: Семья – опора счастья.

На что клад, когда в семье лад.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В хорошей семье хорошие дети растут.

V. Рефлексия

 

Учитель: Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс – вся наша семья!

Все поют Песенку о нашей семье  

Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!
Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!