Дата:
Занятие прикладного курса по русскому языку в 10 классе - 1 час
Тема урока: Орфоэпия. Орфоэпические нормы (произношение, ударение)
Цели урока: Обобщить знания, полученные в 5—9 классах, по теме «Орфоэпия»; закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания.
Ход урока
Оргмомент
Контрольно-подготовительный этап: упр. 46 – примеры эллипсиса
Повторение
Я этого хочу, значит, это будет!
Подумав, решайся -
Решившись – не подумай!
II. Работа по теме урока
1. Орфоэпическая разминка (учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним).
я́дрица, фено́мен ерети́к, знаме́ние, досу́г, невро́лог, рефле́ксия, астро́лог, астроно́м, инструме́нт, хода́тайство, обеспе́чение, украи́нский, фети́ш, и́скра, дремо́та, зево́та, бюрокра́тия, возвели́ченье, озву́ченье, доне́льзя, задо́лго, сосредото́чение, упроче́ние
— Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.)
2. Работа по учебнику: стр. 26-27 – теория, упр. 24 - практика
Лингвистическая разминка:
Составление синонимических и антонимических пар
— Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы. Запишите фразеологизмы (каждый на отдельной строке), подберите к ним антонимическую пару. Например:
• кот наплакал — куры не клюют;
• слова не вытянешь — рта не закрывает;
• ходить вокруг да около — попасть в точку;
• дать маху — попасть в точку:
• мухи не обидит как кошка с собакой;
• выйти из себя — овладеть собой;
• впасть в отчаяние — воспрянуть духом.
— Составьте синонимические пары. Например:
• на скорую руку — в пожарном порядке;
• обвести вокруг пальца — провести на мякине;
• на всех парах — во всю прыть;
• хоть волком вой — хоть караул кричи;
• со всех ног — во всю прыть;
• тертый калач — стреляный воробей;
• ни зги не видно — кромешная тьма — хоть глаз выколи.
2) Распределительный диктант
а) Омоформы: не жалея мыла — терпеливо мыла; выскочил из норки — спросил у норки; у лисички (зверя) — лисички (грибы); поэт заводит речь — поэта заводит речь; прав — прав; вздумала напасть — вот напасть; с армией осиной — дрался осиной; куда попало — попало.
б) Омофоны: сноса — с носа; от мыла — отмыла; по калачу — поколочу, к рынку — крынку; впасть — в пасть.
в) Омографы: муко́й — му́кой.
Подведение итогов
Дома: упр. 27 устно