СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие психологического кружка: "История психологии"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал, используемых на занятиях психологического кружка, по теме: История психологии.

Просмотр содержимого документа
«Занятие психологического кружка: "История психологии"»

Основы общей психологии.  История психологии Психология  (от греч. psyche – душа + logos- учение) - наука о закономерностях функционирования и развития психики  Задачи: 1. изучение психических явлений и их закономерностей; 2. анализ формирования и развития психических явлений; 3.изучение физиологических механизмов психических явлений; 4.содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей .

Основы общей психологии. История психологии

Психология (от греч. psyche – душа + logos- учение) - наука о закономерностях функционирования и развития психики

Задачи:

1. изучение психических явлений и их закономерностей;

2. анализ формирования и развития

психических явлений;

3.изучение физиологических механизмов

психических явлений;

4.содействие планомерному внедрению

психологических знаний в практику жизни

и деятельности людей .

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии   Психея  - представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки Это любящая женщина, обретшая бессмертие, стала олицетворение души, ищущей свой идеал

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии

Психея - представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки

Это любящая женщина,

обретшая бессмертие, стала олицетворение души, ищущей свой идеал

В 1590 году Рудольф Гоклениус  впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе Христиан Вольф– немецкий философ  впервые ввел в научный оборот  термин «психология» в книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованы в 1732-1734 гг. (1679-1754

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе

Христиан Вольф– немецкий философ впервые ввел в научный оборот

термин «психология» в книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованы в 1732-1734 гг.

(1679-1754

Этапы становления психологии  1-й этап – Психология как наука о душе (более 2000 тыс. лет назад)  2-й этап Психология как наука о сознании . (17- конец 19в)   3-й этап – Психология как наука о поведении.  (конец 19- середина 20в)    4-й этап – Психология как наука, изучающая факты,  закономерности и механизмы психики (современный этап)

Этапы становления психологии

1-й этап – Психология как наука о душе

(более 2000 тыс. лет назад)

2-й этап Психология как наука о сознании .

(17- конец 19в)

3-й этап – Психология как наука о поведении.

(конец 19- середина 20в)

4-й этап – Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

(современный этап)

впервые о душе заговорил    Демокрит (460г. до н.э.)    душа состоит из атомов и имеет  материальную основу Гиппократ (460-370  гг.д.н.э  Различал природу души в зависимости от преобладающей в организме жидкости:  кровь (сангвиник), желтая желчь (холерик), черная желчь (меланхолик),  флегма (флегматик)  Функции души связаны с мозгом

впервые о душе заговорил Демокрит (460г. до н.э.) душа состоит из атомов и имеет материальную основу

Гиппократ (460-370 гг.д.н.э 

Различал природу души в зависимости

от преобладающей в организме жидкости:

кровь (сангвиник),

желтая желчь (холерик),

черная желчь (меланхолик),

флегма (флегматик)

Функции души связаны с мозгом

Сократ (470-399 г до н.э.)   и стинная содержится в глубине души и доступна в дискуссии Платон (427-347 г до н.э.) Душевные явления: разум (в гол. мозге), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости) Их единство – основа целостности духовной жизни человека, отсутствие единства - конфликт Душа осуществляет взаимодействие разума и низменных чувств, призвана управлять телом

Сократ (470-399 г до н.э.) и стинная содержится в глубине души и доступна в дискуссии

Платон (427-347 г до н.э.)

Душевные явления: разум (в гол. мозге), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости)

Их единство – основа целостности духовной жизни человека, отсутствие единства - конфликт

Душа осуществляет взаимодействие разума и низменных чувств, призвана управлять телом

 Аристотель (384-322 до н.э.)  автор трактата «О душе»   Душа – форма жизни, функция тела Ступени души по Аристотелю: растительная, животная, разумная, человеческая  Орган психики – сердце, его работа осуществляет душевные переживания  Дал классификацию ощущений (зрение , слух, обоняние, осязание, вкус) и органов чувст.  Способы получения жнания – логическое и интуитивное мышление

Аристотель (384-322 до н.э.) автор трактата «О душе»

Душа – форма жизни, функция тела

Ступени души по Аристотелю:

растительная, животная, разумная, человеческая

Орган психики сердце, его работа осуществляет душевные переживания

Дал классификацию ощущений (зрение , слух, обоняние, осязание, вкус) и органов чувст.

Способы получения жнания – логическое и интуитивное мышление

Эпикур (342 – 270 г до н.э.)   душа материальна, ее атомы распределены по всему телу Гален (2 в. до н.э.) Через нервную систему осуществляется взаимовлияние души и тела

Эпикур (342 – 270 г до н.э.) душа материальна, ее атомы распределены по всему телу

Гален (2 в. до н.э.)

Через нервную систему осуществляется взаимовлияние души и тела

Средневековье Августин Аврелий (354-340 г до н.э.) Душа нематериальна   Бессмертна Индивидуальна у каждого Разум, воля, память –  способности души  Способ познания души – исповедь

Средневековье

Августин Аврелий

(354-340 г до н.э.)

Душа нематериальна

Бессмертна

Индивидуальна у каждого

Разум, воля, память –

способности души

Способ познания души – исповедь

Авиценна(980-1037) Тело принимает в себя разумную душу и становится  ее носителем

Авиценна(980-1037)

Тело принимает в себя разумную душу и становится

ее носителем

Эпоха возрождения   развитие идей гуманизма  зарождение психофизиологии  Ф. Бэкон ввел метод индукции – познание на основе наблюдения, сопоставления фактов развитие идей гуманизма  зарождение психофизиологии  Ф. Бэкон ввел метод индукции – познание на основе наблюдения, сопоставления фактов развитие идей гуманизма  зарождение психофизиологии  Ф. Бэкон ввел метод индукции – познание на основе наблюдения, сопоставления фактов развитие идей гуманизма  зарождение психофизиологии  Ф. Бэкон ввел метод индукции – познание на основе наблюдения, сопоставления фактов развитие идей гуманизма  зарождение психофизиологии  Ф. Бэкон ввел метод индукции – познание на основе наблюдения, сопоставления фактов

Эпоха возрождения

  • развитие идей гуманизма зарождение психофизиологии Ф. Бэкон ввел метод индукции – познание на основе наблюдения, сопоставления фактов
  • развитие идей гуманизма зарождение психофизиологии Ф. Бэкон ввел метод индукции – познание на основе наблюдения, сопоставления фактов
  • развитие идей гуманизма зарождение психофизиологии Ф. Бэкон ввел метод индукции – познание на основе наблюдения, сопоставления фактов
  • развитие идей гуманизма зарождение психофизиологии Ф. Бэкон ввел метод индукции – познание на основе наблюдения, сопоставления фактов
  • развитие идей гуманизма
  • зарождение психофизиологии
  • Ф. Бэкон ввел метод индукции – познание на основе наблюдения, сопоставления фактов
Эпоха нового времени ( 17-сер.19 вв)  изучалось содержание и состояние сознания (мыслительные процессы, произвольность сознания и т.д.) Рене Декарт(1596-1650)  Сознание – единственное что доступно изучению ( «Я мыслю, следовательно, существую»; Взаимодействие души и тела осуществляется через эпифиз Ввел понятие рефлекса – любому действию человека предшествует стимул Бенедикт Спиноза (1632-1677) Признавал единство души и тела (это две стороны одного и того же процесса)

Эпоха нового времени ( 17-сер.19 вв) изучалось содержание и состояние сознания (мыслительные процессы, произвольность сознания и т.д.)

Рене Декарт(1596-1650)

Сознание – единственное что доступно изучению ( «Я мыслю, следовательно, существую»;

Взаимодействие души и тела осуществляется через эпифиз

Ввел понятие рефлекса – любому действию человека предшествует стимул

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Признавал единство души и тела (это две стороны одного и того же процесса)

Оформление психологии как науки. Структурализм 19 век становление психологии как научной дисциплины Эрнст Вебер  исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов. Герман Гельмгольц  исследует нервную систему как основу психики, изучает механизмы восприятия Главное имя в истории становления психологии как науки — Вильгельм Вундт. В 1879 году открывает первую в мире психологическую лабораторию , для изучения феноменов сознания методом интроспекции . 1879 - годом рождения психологии как науки  Интроспекция – метод исследования активности собственного сознания субъектом в процессе реального времени и самоотчет об этих внутренних процессах (мысли, образы, чувства)  Вильгельм Макс Вундт  немецкий физиолог, психолог, философ, основоположник структурной психологии

Оформление психологии как науки. Структурализм

19 век становление психологии как научной дисциплины

  • Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, изучает механизмы восприятия

Главное имя в истории становления психологии как науки Вильгельм Вундт. В 1879 году открывает первую в мире психологическую лабораторию , для изучения феноменов сознания методом интроспекции .

1879 - годом рождения психологии как науки

Интроспекция метод исследования активности собственного сознания субъектом в процессе реального времени и самоотчет об этих внутренних процессах (мысли, образы, чувства)

Вильгельм Макс Вундт

немецкий физиолог, психолог, философ, основоположник структурной психологии

Функционализм.   Предмет психологии - приспособляемость  У. Джеймс ( 1842-1910)  (необходимо изучать работу сознания (поток сознания, селективность)   Дж. Дью (1859-1952)   Теория прагматизма Необходимо изучать связи организма  со средой. Назначение сознания –  аккомодация к новому

Функционализм. Предмет психологии - приспособляемость

У. Джеймс ( 1842-1910)

(необходимо изучать работу сознания (поток сознания, селективность)

Дж. Дью (1859-1952)

Теория прагматизма

Необходимо изучать связи организма

со средой. Назначение сознания –

аккомодация к новому

Психофизиология  Предмет психологии – происхождение психических деятельностей Основоположник отечественной физиологии   Сформулировал рефлекторную теорию работы мозга  Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы   «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению»   1829-1905 И.М. Сеченов 1829-1905 И.М. Сеченов

Психофизиология Предмет психологии – происхождение психических деятельностей

Основоположник отечественной физиологии

Сформулировал рефлекторную теорию работы мозга

Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению»

1829-1905

И.М. Сеченов

  • 1829-1905 И.М. Сеченов
Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс), а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук,  свет и т.д. (приобретенный рефлекс). «Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом, центрами, связанными  с текущими врожденными рефлексами. ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904).

Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс),

а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук, свет и т.д. (приобретенный рефлекс).

«Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом, центрами, связанными

с текущими врожденными рефлексами.

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904).

XX век  Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений :  психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология Психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда . Предмет психологии - бессознательное Структура психической реальности  Я (Эго), Сверх-Я (Супер-эго), Оно (Ид)    Структура личности (эго,  личное бессознательное  и его комплексы,  коллективное  бессознательное и его  архетипы)   З. Фрейд  (1856 - 1939) Карл Густав Юнг (1875-1961)

XX век Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений : психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология

Психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда .

Предмет психологии - бессознательное

Структура психической реальности

Я (Эго), Сверх-Я (Супер-эго), Оно (Ид)

Структура личности (эго,

личное бессознательное

и его комплексы,

коллективное

бессознательное и его

архетипы)

З. Фрейд

(1856 - 1939)

Карл Густав Юнг

(1875-1961)

Бихевиоризм  Предмет психологии - поведение  (от англ. behaviour – поведение)  направление, рассматривающее  психику как формы поведения. Поведение - совокупность реакций  организма на стимулы внешней среды Исследование на основе непосредственного наблюдения  Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят  стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.  Формула: стимул-реакция  S → R   Задача психологии : установить отношение между стимулами и реакциями Д. Уотсон (1878-1958) американский психолог

Бихевиоризм Предмет психологии - поведение

(от англ. behaviour – поведение)

направление, рассматривающее

психику как формы поведения.

Поведение - совокупность реакций

организма на стимулы внешней среды

Исследование на основе

непосредственного наблюдения

Человек рассматривался как

«чёрный ящик», в который входят

стимулы, а выходят — реакции на

эти стимулы.

Формула: стимул-реакция S R

Задача психологии : установить

отношение между стимулами и

реакциями

Д. Уотсон (1878-1958)

американский психолог

 необихевиоризм  ( S → O → R )   O – промежуточная переменная:    - Когнитивная карта (по Э. Толмену) это субъективное представление, образ ситуации, складывающийся  у субъекта в опыте, определяющий выбор поведения  - Драйв (сила навыка )(по К. Халлу) По Б.Ф. Скиннеру - организм приобретает новые реакции, только сам подкрепляя их, что легло в основу теории программированного обучения   Э. Толмен  (1886-1959)

необихевиоризм ( S O R ) O – промежуточная переменная:

- Когнитивная карта (по Э. Толмену)

это субъективное представление,

образ ситуации, складывающийся

у субъекта в опыте,

определяющий выбор поведения

- Драйв (сила навыка )(по К. Халлу)

По Б.Ф. Скиннеру - организм приобретает новые реакции, только сам подкрепляя их, что легло в основу теории программированного обучения

Э. Толмен (1886-1959)

Гештальтпсихология.  Предмет психологии- целостные структуры психики Гештальт (с нем. gestalt – форма, структура, образ) – целостная структура сознания  Человек есть часть целого психического поля, которая сама характеризуется целостностью  Выделены основные свойства и законы восприятия  Гештальтпсихология впервые осмыслила психику как единое целое   М. Вертгеймер (1880-1943) немецко-американский психолог, основатель гештальтпсихологии

Гештальтпсихология. Предмет психологии- целостные структуры психики

Гештальт (с нем. gestalt – форма, структура, образ) – целостная структура сознания

Человек есть часть целого психического поля, которая сама характеризуется целостностью

Выделены основные свойства и

законы восприятия

Гештальтпсихология впервые осмыслила психику как единое целое

М. Вертгеймер

(1880-1943)

немецко-американский психолог, основатель гештальтпсихологии

В. Келер Эспериментально доказал в опытах над животными (исследование интеллекта человекообразных обезьян) роль инсайта как принципа организации поведения   По Кёлеру, при успешном решении интеллектуальной задачи происходит видение ситуации в целом и ее преобразование в гештальт, в силу чего изменяется характер приспособительных реакций.    (1887-1967) немецко- американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии

В. Келер

Эспериментально доказал в опытах над животными (исследование интеллекта человекообразных обезьян) роль инсайта как принципа организации поведения

По Кёлеру, при успешном решении интеллектуальной задачи происходит видение ситуации в целом и ее преобразование в гештальт, в силу чего изменяется характер приспособительных реакций.

(1887-1967) немецко- американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии

Гуманистическая психология.  Предмет психологии – личный опыт человека, личность, индивидуальность Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации .  Гуманистическая психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее   (1887-1967) А. Маслоу Я-концепция -  фундаментальная структура личности, формирующаяся во взаимодействии с внешним миром, интегрирующий механизм саморегуляции поведения  Стремление к самоактуализации – движущая сила развития К. Роджерс (1902-1987)

Гуманистическая психология. Предмет психологии – личный опыт человека, личность, индивидуальность

Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации .

Гуманистическая психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее

(1887-1967)

А. Маслоу

Я-концепция - фундаментальная структура личности, формирующаяся во взаимодействии с внешним миром, интегрирующий механизм саморегуляции поведения

Стремление к самоактуализации – движущая сила развития

К. Роджерс (1902-1987)

Когнитивная психология.  Предмет психологии – познавательные структуры Cognicio в переводе с латинского означает знание  Ключевым понятием когнитивной психологии является понятие «схема», означающее план сбора, программу переработки информации.  Все психические процессы имеют свои схемы функционирования. Так же, как жизнедеятельность организма определяется генотипом, восприятие, память, мышление, эмоции определяются схемами .  Человеческий организм представляется как система, занятая активными поисками сведений и переработкой информации  Дж. Брунер (р. 1915) американский психолог и педагог, представитель когнитивной психологии

Когнитивная психология. Предмет психологии – познавательные структуры

Cognicio в переводе с латинского означает знание

Ключевым понятием когнитивной психологии является понятие «схема», означающее план сбора, программу переработки информации.

Все психические процессы имеют свои схемы функционирования. Так же, как жизнедеятельность организма определяется генотипом, восприятие, память, мышление, эмоции определяются схемами .

Человеческий организм представляется как система, занятая активными поисками сведений и переработкой информации

Дж. Брунер (р. 1915)

американский психолог и педагог, представитель когнитивной психологии

Отечественная психология.  Предмет психологии- факты, закономерности и механизмы психики Л.С. Выготский  (1896-1934) (Учение о ВПФ- высших психических функциях; культурно-историческая концепция психического развития) А.Н. Леонтьев (1903-1979) (деятельностный подход – активная деятельность индивида как фактор его развития) А.Р. Лурия (1902-1977)– основоположник нейропсихологии П.Я. Гальперин(1902-1988)- психические процессы – ориентировочная деятельность субъекта.

Отечественная психология. Предмет психологии- факты, закономерности и механизмы психики

Л.С. Выготский (1896-1934)

(Учение о ВПФ- высших психических функциях; культурно-историческая концепция психического развития)

А.Н. Леонтьев (1903-1979)

(деятельностный подход – активная деятельность индивида как фактор его развития)

А.Р. Лурия (1902-1977)– основоположник нейропсихологии

П.Я. Гальперин(1902-1988)- психические процессы – ориентировочная деятельность субъекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!