Занятие с элементами тренинга «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми»
План занятия:
1. Приветствие «Здравствуй друг!»
2. Мини-лекция «Что такое агрессивность».
3. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе».
4. Игра «Обзывалки».
5. Упражнение «Работа с гневом».
6. Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка».
7. Упражнение «Пресс-конференция»
8. Упражнение «Эффективное взаимодействие».
9. Обратная связь
1. Приветствие: «Здравствуй, друг!»
Дети становятся в 2 круга - внутренний и внешний, психолог дает задание показывая пример:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Затем психолог просит внешний круг оставаться на месте, а внутренний просит сделать два шага вправо, и аналогично предлагает сделать упражнение. После просит оставаться на месте внутренний круг, а внешний сделать 5 шагов влево, и продолжить приветствие.
Целесообразно будет психологу также учувствовать в приветствии как равный товарищ.
2. Мини-лекция «Что такое агрессивность»
Психолог дает определение термина. Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правил сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
3 . Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»
Упражнение проводится в два этапа.
Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение: «Шла Саша по шоссе». После этого все продолжают бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос». По сигналу психолога первый этап игры заканчивается.
Игра «Шла Саша по шоссе. » является модификацией игры К. Фопеля «Тух-тиби-дух».
2 этап. Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом, и сердит грозным голосом, трижды выкрикивают текс своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следующий встречи.
Затем участники отвечают на вопросы педагога- психолога: «Что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры. В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций? » «Наблюдал ли каждый из участников эффект «катарсиса» на втором этапе работы? Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать близким выразить гнев другой форме?
Данная игра, как правило, вызывает оживление в группе, снимает излишнее эмоциональное напряжение в группе. Многие участники, не выдерживал инструкции «говорить грозным голосом», начинают улыбаться и смеяться.
5. Игра «Обзывалки»
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты. ». Например: «А ты — морковка! »
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя сможешь достичь, осуществить мечту, …... »
Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не только поведенческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации.
Эта игра будет полезна не только агрессивным, но и обидчивым детям.
6. Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка».
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков. Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности.
Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6—8 человек.
Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т. д.) . Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предполагать свои варианты комментариев. Например: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, так как кто - то рассказал тебе про меня гадость. » и т. д.
После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль агрессивного человека или «невинной жертвы». Бывали ли они, когда – то в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, были, возможно, были не намерены их выполнить.
7. Упражнение «Пресс-конференция»
Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Содержание игры: участвуют все участники тренинга. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например, «Мой режим дня», «Мои друзья», «Вредные привычки» и т. д.
Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
8. Упражнение «Эффективное взаимодействие»
Вербальный вариант.
1 этап. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого - научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.
Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.) . Задача второго участника состоит в том, чтобы. уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.
Затем участники меняются ролями.
Невербальный вариант.
2 этап. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.
Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы «Когда было легче просить предмет? » «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его? »
Далее все участники обсуждают возможности использования данного упражнения повседневной практике.
9. Обратная связь
Целесообразно закончить тренинг упражнением «Я лучше всех умею», в котором дети раскрываются, говоря о своих индивидуальных достижениях, и даже если это будет незначительное достижение обязательно поблагодарить ребенка, и пожелать ему еще больших успехов.
«Я лучше всех умею …»
Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.
Содержание: участники садятся в круг психолог даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …).
Поблагодарить участников тренинга, с приглашением посещать психолога по личной инициативе.