Занятие-соревнование для детей старшего дошкольного возраста
«Три богатыря и Шамаханская царица».
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Тема: Количество и счет. Число и цифра 7. Состав числа 7.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Материалы: плоскостные изображения героев мультфильма (богатыри, конь Юлий, Шамаханская царица, Князь Киевский), геометрические фигуры, конверты с заданиями, обручи, сигнальные карточки, мяч, карточки с цифрами до семи.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица».
Программные задачи:
Познакомить с числом и цифрой 7, с составом числа 7.
Закрепить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника и цвета.
Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах шести.
Ход работы.
Мотивационно-ориентировочный этап
Игровая ситуация «Гость из сказки»
На занятие к детям приходит конь Юлий. Он приветствует детей, рассказывает им, что Шамаханская царица заколдовала русских богатырей, а как расколдовать он не знает. Но царица очень хитрая, чтобы помочь богатырям нужно быть очень умным и сообразительным.
На задания Шамаханской царицы нужно отвечать соревнуясь между собой: кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит. Желание детей помочь расколдовать богатырей определяет цель последующей работы детей.
Поисковый этап.
Педагог предлагает детям помочь Юлию расколдовать русских богатырей, потому что они умные и сообразительные. Воспитатель заостряет внимание детей, что на задания нужно отвечать кто быстрее сообразит, а для этого у детей на столах лежат сигнальные карточки. Кто первым догадается, тому необходимо поднять сигнальную карточку. Педагог обсуждает с детьми, как можно помочь Юлию и они решают пройти задания царицы.
Практический этап.
Воспитатель и дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет число, а ребенок называет следующее за этим числом и возвращает мяч воспитателю. Второй вариант разминки, дети называют впереди стоящее число. После разминки дети получают первое задание царицы.
Первое задание: (считалка)
Раз пошли ребята к речке,
Два весла несли в руках.
Им на встречу- три овечки
И четыре индюка.
Испугались, разбежались,
Весла бросили в кусты,
А найти их должен ты.
(сколько всего было животных?)
Дети, после ответа на столах раскладывают четырех индюков и трех овечек. Пересчитывают сколько получилось животных. Воспитатель спрашивает каких животных больше? На сколько больше индюков, на сколько меньше овечек? Знакомит детей с цифрой 7. Просит их на столах разложить карточки от одного до семи. На какие еще числа можно поделить число семь? Дети соревнуясь между собой поднимают сигнальные карточки и дают полные ответы. Выполнив задание они расколдовывают первого богатыря Илью Муромца и прикрепляют его к доске.
Второе задание: (задача в стихах)
Сеть тяну, рыбу ловлю.
Попало немало:
Три окуня, три карася,
Один ершок- и того в горшок.
Уху сварю, всех- всех угощу.
Сколько рыб я сварю?
Выполнив задание дети расколдовывают второго богатыря Алешу Поповича и крепят к доске.
Физкультминутка.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов. (дети выполняют наклоны и считают вслух)
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков. (дети считаю прыжки)
(на доске- 7 елочек и 7 кружков)
Третье задание:
«Игра с обручами» («Круги Эйлера»)
Три обруча, пересекающие друг друга, геометрические фигуры.
Вопросы для детей?
Расположите фигуры красного цвета внутри зеленого и желтого обруча, но за пределами синего обруча.
Расположите квадраты в синем обруче, но за пределами желтого и зеленого обруча.
Расположите все фигуры, имеющие углы одновременно внутри зеленого, желтого и синего обручей.
Варианты могут быть разные.
Выполнив задание дети расколдовывают третьего богатыря Добрыню Никитича и крепят к доске.
Рефлексивно-оценочный этап.
Дети вспоминают кого расколдовывали, каким по счету. Педагог крепит на доску к богатырям Шамаханскую царицу, Киевского князя, коня Елисея. Просит детей по порядку перечислить и под каким номером персонажей мультфильма. Например, (ответ ребенка: первый богатырь Илья Муромец, второй богатырь Алеша Попович, третий богатырь Добрыня Никитич, четвертая Шамаханская царица, пятый Киевский князь, шестой конь Юлий). После ответа детей можно одного из персонажей убрать и спросить кого не стало? Попросить снова пересчитать персонажей.
Педагог хвалит детей, они проговаривают о том, что они узнали и запомнили на занятии, что им понравилось, и что вызвало затруднение.