Автор | Шевченко Елена Владимировна |
Класс | 3 «А» |
Предмет | Занятие по курсу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» |
Тип занятия | ОНЗ (формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями). |
Тема занятия | Изучение и освоение возможностей программы Microsoft PowerPoint. Вставка рисунков в презентацию. |
Место занятия в теме | Первое занятие (из трёх) по теме «Изучение и освоение возможностей программы Microsoft PowerPoint». |
Цель и ожидаемый результат | Учащиеся должны освоить различные способы вставки рисунков в презентацию, используя возможности программы PowerPoint в Microsoft Office |
Задачи | Образовательные: изучить возможности программы PowerPoint в Microsoft Office, формировать умение вставлять рисунки в презентацию разными способами, совершенствовать умение работать по алгоритму; познакомить учащихся с представителями хвойных растений, в том числе включенных в Красную книгу Амурской области. Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся, информационную компетентность, познавательную активность, внимание, навыки самоконтроля. Воспитывающие: воспитывать толерантное отношение к партнёру, личную ответственность за выполнение поставленных задач, экологическую культуру (привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников). Формировать УУД: Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к занятию. формировать умение умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; Метапредметные: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности; выполнять самопроверку. Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой учебной информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Технологии занятия: | Технология развивающего обучения, ИКТ, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие, контрольно-оценивающая деятельность. |
Ресурсы: | Ноутбук учителя, нетбуки у учащихся, презентация у учителя, рабочая тетрадь у учителя Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект» 3 класс. Часть 1, стр. 33 - 34, листы с заданиями для учащихся, памятки для детей с алгоритмом по работе с командой «Вставка», подборка рисунков, презентация, выполненная на предыдущем занятии. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Этап урока; задачи | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему? - А какое настроение у вас? | -Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Потому что гости пришли на занятие! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное. | Коммуникативные: умение слушать, формулировать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднения в пробном учебном действии. Подготовить учащихся к открытию нового знания. Выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | - Предлагаю начать занятие «Учусь создавать проект» с разминки. - Возьмите лист № 1. Прочитайте слова. - Какие возникли мысли? В каком порядке расположены слова в списке? -Какое слово в списке может быть «лишним» и почему? - Предлагаю вам работу в парах. Пронумеруйте слова в порядке следования их лексических значений. Номер ставьте сверху (над словом). - Проверим работу. Расставим слова в новом порядке (Работа со словами в программе IP DualPen: перестановка слов в столбик).
- Прочитайте ключевое слово сегодняшнего занятия. - Что такое презентация? - Вспомните, чему учились на прошлом занятии. - Как называется программа, в которой создавали презентацию? |
- Алгоритм, ель, enter, задача, информация, ноутбук, проект, рисунок, тема, цель, Яндекс. - По алфавиту. Высказывают свои мнения. Работа в парах (расположение слов: портрет, рисунок, ель, задача, enter, ноутбук, тема, алгоритм, цель, информация, Яндекс). - Выходит одна из пар. Один ученик зачитывает определение понятия, другой выбирает слово и переставляет его (после 5- 6 слов пару можно поменять). - Презентация. - Краткое отображение работы, способ представления информации. - Создавали презентацию из 4-х слайдов, сделали заголовки слайдов. - Microsoft PowerPoint. | Коммуникативные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
3. Выявление места и причины затруднения. Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы. Сформулировать тему и поставить цель урока. | - Сравните два слайда презентации по теме «Животные тайги». - Какой слайд вам понравился больше и почему? - Презентация выглядит красочно, если на слайдах есть красивые рисунки или фотографии. Текст выступления легко воспринимается, если в презентации есть изображения, соответствующие тексту. - Чему же мы будем учиться сегодня на занятии? | - На первом слайде только текст, на котором перечислены животные тайги; на втором – кроме текста – изображения животных. Высказывают свои мнения.
- Будем учиться размещать на слайдах презентации рисунки. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Разработать план действий. | - Кто из вас уже когда-нибудь пробовал вставлять рисунки в презентацию? - Расскажите, как вы это делали. - Вставить рисунки можно разными способами: автоматически и вручную. Алгоритмы вставки рисунков лежат возле нетбуков. Пройдите за мониторы. Ваша задача - вставить рисунки в презентацию «Хвойные растения Амурской области» тремя способами, описанными в алгоритме. Рисунки находятся в папке на рабочем столе. Повторим правила посадки за компьютером: Сидеть нужно на расстоянии не менее 50 см от монитора, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; Экран монитора не должен находиться выше уровня глаз. Ноги должны стоять на полу, согнутыми в коленках под прямым углом. Руки в локтях должны быть согнуты под прямым углом. |
Делятся имеющимся опытом.
Дети сталкиваются т трудностью: с чего начать, как делать. Составляют план для достижения цели. | Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: постановка и решение проблем, извлечение необходимой информации. |
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Обсуждение вариантов и выбор оптимального способа действий. Формировать действия самоконтроля. | - Включите нетбуки. Откройте презентацию, сохранённую на рабочем столе. - Прочтите алгоритм первого способа вставки рисунка. - Кто готов рассказать поэтапно о вставке рисунка в слайд? - Выполните вставку первым способом. - У кого получилось? Кому нужна помощь? (Аналогично 2-ой и 3-ий способы) Физминутка для глаз. Упражнения для глаз Будем делать мы сейчас. Если глазки устают — Упражнения спасут! - Упражнения будем выполнять спокойно, без напряжения (под музыку для релаксации). Встаньте, расправив плечи. 1. «Во все стороны» Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз, вправо-влево. По 10 раз. «Сон» Закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чём-нибудь очень приятном. 2. «Пальчик» Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение 5 раз. «Сон» Закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чём-нибудь очень приятном. 3. «Моргание» Поморгайте, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее. «Сон» Закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чём-нибудь очень приятном. 4. «Вращение» He двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 10 раз туда и обратно. …А теперь то же самое, только с закрытыми глазами. «Сон» Закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чём-нибудь очень приятном. 5. «Кто там?» Зажмурьтесь посильнее, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите ещё раз. «Сон» Закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чём-нибудь очень приятном. - Закройте презентацию. Выключите нетбуки. Пройдите на свои места и сядьте за парты. | Находят на компьютере. Самостоятельно читают инструкцию. Анализируют алгоритм. Выполняют действия по алгоритму. Сверяют пункты. Оказывают помощь по запросу друг другу.
| Познавательные: Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, саморегуляция действий по алгоритму. Коммуникативные: умение слушать, формулировать свои высказывания. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Закрепить новый способ действий. | - Сегодня вы учились вставлять рисунки в презентацию. Какой способ вставки показался наиболее простым? Почему? - Кто может повторить автоматический способ самостоятельно, без помощи алгоритма? - Как расположился рисунок на слайде? - Такой способ вставки требует «подгона» рисунка по размеру? - Кто может повторить второй способ вставки? - Что заметили?
- Кто запомнил последний, третий способ? - Что заметили? - Для чего нужно знать разные способы вставки рисунков? - Где понадобятся вам знания и умения, которые вы сегодня приобрели? | Ученики высказывают мнения, объясняют. Ученик выполняет задание на ноутбуке учителя.
- Ровно по центру, под заголовком.
Ученик выполняет задание на ноутбуке учителя. Рисунок полностью закрыл слайд, в том числе и заголовок. Требуется выравнивание вручную. Ученик выполняет задание на ноутбуке учителя. Рисунок также закрыл заголовок, требуется выравнивание. - При подготовки презентации к уроку, при защите проекта или исследовательской работы. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные: умение слушать, формулировать свои высказывания. |
7. Включение в систему знаний и повторение. Формировать навык применения изученных способов действий. | - Что вы узнали о хвойных растениях Амурской области, с рисунками которых сегодня работали? - Что вас удивило, что нового узнали? - Где может пригодиться эта информация? Подвижная музыкальная физминутка «Ёлочка танцует». Повторяем движения и танцуем вместе с ёлочкой. - Скоро наступят Новогодние праздники. А главное дерево праздника, конечно же, елка, украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, она создаёт особое праздничное настроение. Но каждый год после новогодних праздников мы наблюдаем картину, как сотни тысяч ёлок, ещё недавно таких красивых и нарядных, превращаются в самый обыкновенный мусор. А ведь это были молодые 15 – 20-летние деревца, которые могли бы превратиться в могучих лесных великанов. Такое отношение к лесным богатствам нашей страны и края недопустимо. - Где же выход? Как сохранить ёлке жизнь и не лишать себя праздника с традиционной ёлочкой? - Вы помните, как в прошлом учебном году наш класс участвовал в городском экологическом конкурсе «Сохраним ёлку вместе» и одержал победу во всех трёх номинациях конкурса. - Как вы думаете, смогли бы мы в этом году разработать и представить проект «Сохраним ёлочку»? Какова будет цель проекта? - Можно ли будет использовать презентацию, как форму представления проекта? - Какое задание вы могли бы предложить к следующему занятию? Я вам предлагаю нарисовать красочный плакат в формате А4 (альбомный лист) с призывом не губить лесную красавицу, сохранить ей жизнь. Можно ли будет ваши рисунки вставить в презентацию? А как это сделать, узнаем в следующий раз. | Представляют дополнительный материал в виде рассказа об эфедре, еле и сосне. Учитель вносит дополнения. Высказывают свои мнения.
Высказывают свои мнения.
Приобретать искусственные ели.
Дети просматривают слайд фото. Привлечь внимание детей, их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников с помощью изготовления альтернативных елок.
Дети высказывают предположения. | Личностные: учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу, самооценка деятельности по критериям. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. |
8. Рефлексия учебной деятельности. Формировать умения оценивать собственную учебную деятельность | - Наше занятие подходит к концу. - Какая цель была? - Удалось достичь поставленной цели? -- Возьмите лист № 3. Оцените свою работу на занятии. Поставьте знак «+» напротив каждого критерия в графе «отлично» или «хорошо» или «могу лучше». - А наша искусственная красавица - ёлочка поможет нам оценить нашу совместную работу. Посчитайте количество «плюсов» в каждой колонке. - У кого преобладает количество «плюсов» в колонке «могу лучше», возьмите зелёный шар и украсьте им ёлку. - У кого больше всего «плюсов» в колонке «хорошо» украсьте ёлку жёлтым шаром. - У кого преобладает оценка «отлично» повесьте на ёлку красный шар. - Нравится наша ёлка? Каких шаров на ней больше всего? О чём это говорит? - С каким настроением уходите с занятия? Почему? | Анализируют свою деятельность. Высказывают свои суждения.
Самостоятельно оценивают свою работу. Работа шарами в программе IP DualPen: перетягивание на ёлку под детскую песню «Ёлочке не холодно зимой» (музыка и слова Мигдал Д.)
Самооценка своей деятельности. | Личностные: самоанализ своей деятельности. Регулятивные: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. |