ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА
МСТИСЛАВСКОГО РАЙИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«КОПАЧЕВСКИЙ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЕТСКИЙ САД – СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ПИОНЕРСКАЯ ДРУЖИНА «ДРУЖБА»
ЗАНЯТИЕ
ШКОЛЫ ПИОНЕРСКОГО АКТИВА
«ТЫ – ЛИДЕР»
Автор - составитель: Тихановская Елена Владимировна, педагог-организатор. Адрес: 213483 Могилевская область, Мстиславский район, аг.Копачи, ул.Школьная, 5 E-mail: [email protected] Телефон: (8 02240 ) 44 719 |

АГ. КОПАЧИ 2017
Сценарий
занятия школы пионерского актива
«ТЫ - ЛИДЕР»
Цель: дать основные понятия лидерства и выявить лидеров занятия
Задачи:
Приобретение ребятами новых знаний в области теории лидерства.
Формирование мотивации детей к проявлению лидерских качеств.
Способствовать освоению ребятами новой социальной роли в обществе.
Краткое описание:
Занятие строится на основе принципа делового партнерства вожатого с учащимися. Учащиеся учатся развивать способности анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации. Занятие расширит их кругозор о самих себе и их месте в обществе, подводит к осознанию того, что они являются частью нашего общества.
Мотивация:
Актуализация знаний учащихся о современных качествах лидера и его главной чертой – искусством общения, мотивация на их изучение.
Участники:
старшая вожатая, пионерский актив 5-9 классов
Оборудование:
Методы и приемы:
беседа с активным привлечением детей, проблема, упражнения, практическая работа.
Ход занятия
Мотивационный этап
- Добрый день! Я очень рада вас видеть на нашем занятии. Давайте для начала узнаем, с каким настроением вы пришли.
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему …(Привет)
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…
При встрече через много-много лет вы крикните друзьям…
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…
Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы …
У вас на столах находятся смайлики разного цвета.
Если вы сегодня очень грустны – то ваш смайлик синего цвета.
Если вы сегодня бодры, веселы и полны неугасаемой энергией и задора – ваш смайлик оранжевого цвета.
А если вы все же не можете определиться с вашим настроением, то я предлагаю вам выбрать смайлик желтого цвета.
Ну что же, мы разобрались с настроением. А прежде чем мы начнем занятие, давайте мы с вами немного проснемся и встряхнемся.
Я хочу поделиться с вами рецептом хорошего настроения.
Встали с места, потянулись,
повернулись, улыбнулись,
Помахали ручкой другу
И еще раз улыбнулись, для того чтобы у нас сегодня все получилось. Ну, вот и отлично!
Лидировать просто и сложно,
Лидировать – значит, вести!
Но лидерство – это не звездность,
И лидерство – не мечты.
Лидировать – значит, верить
В сплоченность и доброту.
И лидерство – значит, проверить
Всех душ чистоту, доброту.
Учиться лидировать надо,
И надо стараться успеть!
2. Постановка целей и задач перед коллективом
- Время нашей с вами встречи ограничено, но даже за этот короткий промежуток времени можно сделать много удивительных для себя открытий.
3. Актуализация знаний
- Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать?
На эти вопросы мы будем сегодня искать ответы. Все вы знаете, что 2017 год объявлен годом Науки в Беларуси. А чем же занимаются учёные? (Ответы детей).
Я предлагаю вам сегодня побыть в роли ученых и открыть секрет лидерства.
Чтобы стать лидером необходимо научиться работать в команде. Лидерство по своей сути заключается в том, чтобы помочь окружающим тебя людям достичь успеха. Наши упражнения дадут вам возможность раскрыть свои лидерские способности и умение работать в группе для достижения общего результата.
У вас на столах приготовлены карточки: ГОТОВЫ (зелёный) и НЕ ГОТОВЫ (красные), после того как закончится обсуждение или вы выполните задание, вы поднимаете карточки. Хочу напомнить, о традиционных законах:
Закон поднятой руки – прошу тишины.
Закон скрещенных рук – не повторяться!
Закон такта – один говорит, а остальные слушают.
Закон точности – всё делаем вовремя.
Закон солнышка – каждый имеет право высказать своё мнение по кругу.
4. Тема занятия, беседа по теме.
Тема нашего занятия «Ты - лидер».
Ребята, скажите, пожалуйста, как вы считаете, кто такой «ЛИДЕР»? Кто хотел бы высказаться? Принимаются три мнения.
(Выслушиваю детей)
Определение Алексея Волохова:
«ЛИДЕР»- Ведущий – человек, способный вести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.
Лидер – это человек с активной жизненной позицией, а что должен уметь такой человек?
( Выслушиваю детей)
Перед каждым из вас лежит цветок. Но этот цветок непростой. В природе его не существует, его ещё нужно открыть и придумать название.
В книгах А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского приводятся общие качества лидера(ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером):

5. Практическая работа в группах
Ребята! Лидера характеризует наличие организаторских способностей – такое сочетание свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно и уверенно организовать людей на выполнение какого – либо дела. Я предлагаю вам посовещаться в группах и записать на листке те качества, которыми должен обладать лидер.
(Обсуждение в группах – 2 -3 минуты)
А сейчас, ребята, запишите на листочках свою фамилию. В один столбик запишите те качества, которыми вы обладаете, а в другой – те, которые вы хотели бы в себе развить или приобрести.
(Индивидуальная работа 2-3 минуты)
Подсчитайте количество записанных качеств. Если их больше пяти, то у тебя есть лидерский потенциал. А если больше десяти – то твои лидерские качества хорошо проявлены.
Ребята, мы с вами определили кто такой ЛИДЕР, какими качествами он должен обладать. А сейчас мы узнаем, какие функции выполняет лидер.
Сердцевиной нашего нового цветка будет слово «Лидер».
(Прикрепляю сердцевину цветка на магнитную доску)
А сейчас мы будем прикреплять к сердцевине наших цветков лепестки. Каждый лепесток несет на себе определенный вид деятельности Лидера.

1 Лепесток «вдохновляет»
Как лидер вы можете вдохновлять других на достижение успеха, помочь направить на это энергию.
Задание. Вы задумали организовать, на ваш взгляд, очень интересное дело. Но ребята не очень хотят в этом участвовать. Ваша задача – вдохновить ребят, побудить их к деятельности, заинтересовать их.
(Время 2-3 минуты)
Обсуждение результатов работы
2 Лепесток «вовлекает всех в работу»
Каждый человек желает участвовать в принятии решений, лидеры выбирают лучшие варианты. В результате растет доверие друг к другу, принимаются правильные решения.
Задание. Командам выдается лист бумаги. Каждый член группы, не совещаясь друг с другом, должен нарисовать какой – то элемент. В конечном итоге у вас должна получиться общая картина.
(Обсуждение результатов)
3 лепесток «учит сотрудничеству»
Вся группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создает атмосферу, способствующую каждого к сотрудничеству.
Задание. Вам необходимо составить синквейн по теме нашего занятия.
У вас на столах лежат памятки для его составления.
(Время на подготовку 2 -3 минуты)
Обсуждение результатов работы
4 лепесток «добивается результатов»
- Ребята, сейчас мы сыграем в известную игру «Паровозики». Кто-то из вас будет «локомотивом», кто-то - «вагончиком». Договоритесь и распределите в командах, кто будет локомотивом, кто вагончиком и т.д.
Одновременно будут двигаться несколько паровозиков. Тому, кто станет локомотивом, важно очень аккуратно, без столкновений, провезти за собой вагончики, так как у участников будут закрыты глаза. Задача каждого участника: запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива».
Итог: тот, кого вы выбрали на роль локомотива – лидер в вашей группе, вы ему доверили важное дело – управлять паровозиком, вашей группой.

5 лепесток «Лидер умеет создать хорошее настроение»
Задание. Исполнить один куплет песни «В траве сидел кузнечик»
1 группа - как дети в детском саду,
2 группа - как будто у вас во рту горячая каша
(Время на подготовку 2 -3 минуты)
Исполнение песен


6 лепесток «Лидер принимает правильные решения»
Каждый лидер должен мгновенно находить правильные решения, выбирать наилучший вариант.
Задание. Судно терпит кораблекрушение посередине Тихого океана. Из- за поломки навигационных приборов вы не знаете, где находитесь. Ваше имущество - это коробка спичек и несколько десятирублевых купюр. Недалеко необитаемый остров. Вы можете воспользоваться надувным плотом и взять с собой самые необходимые предметы. Вам необходимо из общего списка предметов выбрать те, которые вам больше всего пригодился бы на необитаемом острове. Запишите, какие предметы вы возьмете с корабля в первую, вторую, треть…. и т. д. очередь
Зеркало для бритья
Канистра с водой
Сухой паек
Карта Тихого океана
Канистра с нефтегазовой смесью
Радиоприемник
Шоколад
Рыболовная снасть
Плавательная подушка
(Время на подготовку 3-5 минут)
Обсуждение результатов работы групп
7 лепесток «Лидер делает комплименты членам команды»
Задание. «Давайте говорить друг другу комплименты»
Группам необходимо сделать комплименты ребятам из другой группы. Для этого нужно вспомнить качества лидера. (Комплимент должен быть связан с работой в нашей сегодняшней школе актива)
(Время на подготовку 1 -2 минуты)
Вот мы с вами и открыли новый вид цветов. Давайте все вместе придумаем им название.

(Ответы детей).
Так пусть, друзья, наши цветы растут на радость людями ведут нас только к добрым и полезным делам.
Всем участникам нашего занятия мы вручаем буклеты, в которых вы найдёте информацию о лидерах и технологию проведения новых игры.
Давайте подведем итог: что нового вы узнали сегодня? Захотелось ли вам стремиться стать лидером? Что вам особенно понравилось? Что вызвало у вас затруднения?
Если ты всегда впереди
В массе жизни, гуще событий,
И других готов за собой вести,
Значит, ты по натуре...Лидер!
Итогом нашего занятия послужит игра, которая называется “Паутинка счастья”. Сядем в круг. Мы будем передавать клубок так, чтобы получилась паутина. Нитку надо наматывать на указательный палец и передавать товарищу. При этом говорить пожелания друг другу. Я начинаю.
-Я хочу пожелать вам всем, чтобы вы были творческими, активными, внимательными, честными и ответственными людьми.

Посмотрите, что у нас получилось. Мы построили полотно счастья. Сейчас я его разрежу, а нить, которая осталась у вас – это нить счастья и удачи. Пусть она поможет вам в ваших делах. И так наше занятие подошло к концу. Спасибо вам за работу, вы сегодня были активными участниками игр. Вы доказали себе и нам, что вас по праву можно назвать лидерами.
Всем большое спасибо! До новых встреч!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пионерия – заветная страна / сост. Т.Е. Заводова; О.А. Хаткевич. – Мн.: Красико-Принт, 2006.-176 с.
2. Зебзеева, А. Г. Азбука пионерской жизни /«Молодая гвардия»,- М. – 1987 ,- 50 с.