Конспект занятия «Ребёнок и окружающий мир»
Тема: «Как человек полетел в космос»
Цель:
Сформировать представление детей о праздновании Дня космонавтики и авиации.
Познакомить детей с историей освоения космоса.
Расширить знания детей о первом в мире космонавте, о первых животных в космосе.
Вызвать интерес к космосу, научить вдумчиво и внимательно слушать.
Воспитывать патриотизм, чувство гордости за страну и любви к Родине.
Развивать речь, любознательность, фантазию детей.
Обогащать и активизировать словарь: космическое пространство, космодром Байконур, Ю.А. Гагарин, центрифуга.
Оборудование:
Картинки с изображением космоса, портрет космонавта Ю.А. Гагарина, учёного, изобретателя К.Э. Циолковского, фотографии первых животных: Лайка, Белка, Стрелка, видеозапись.
Ход занятия:
«В космосе так здорово!»
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут. (О. Ахметова)
Воспитатель: О чём говорится в этом стихотворении?
(ответы детей)
Воспитатель:
Сегодня мы побеседуем о космосе, космонавтах. Вы узнаете почему 12 апреля отмечают День космонавтики и авиации.
Человек всегда стремился покорить космос, мечтал о полётах в космические просторы. Он устремлял свой взгляд на небо и думал о том, как бы подняться выше облаков и узнать, а что же там. Поднимались в небо на воздушных шарах, планерах, дирижаблях (показ иллюстраций).
Предлагали использовать магниты, пушку
Воспитатель: Ребята, а на чём человек может полететь в космос?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на ракете. Но в то время ещё такую ракету для путешествия в космические дали не построили. А вот на пороховую ракету долго никто не обращал внимания. Их применяли для фейерверков, для подачи сигналов и в военном деле (показ иллюстрации).
Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести человека в межпланетные просторы, был великий русский учёный, изобретатель Константин Эдуардович Циолковский. (показ портрета К.Э. Циолковского).
Ракете воздух не нужен. Значит, она может лететь и в пустоте, в космосе. Ракета может развить огромную скорость.
Но создать космическую ракету оказалось невероятно сложно.
Ракета должна была иметь мощный двигатель и даже не один, кабину для космонавтов, приборы для управления, большой запас топлива.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам изобразить космос и летящую в нём ракету.
Дидактическая игра: «В космосе так здорово!»
У каждого ребёнка на столе лежит набор «Танграм», с помощью которого дети составляют картинку на тему «Космос».
Воспитатель: Но люди по-прежнему мечтали подняться в космическое пространство. И вот в России, стране, которой мы живём, в семье простых людей родился мальчик. Мальчика назвали Юра. (показ портрета Ю. Гагарина в детские годы). Юру тянуло к знаниям, он хотел учиться. Любимыми предметами в школе были математика, история, литература. Всегда находил время для занятий физкультурой и спортом, играл в баскетбол, плавал. Зимой любил кататься на лыжах. Тогда многие мальчики хотели летать, стать лётчиками. Юра тоже мечтал о небе.
В детстве многие мечтали
В звёздный космос полететь.
Чтоб из этой звёздной дали
Нашу землю осмотреть. (В. Крякин)
Воспитатель: После призыва в армию Юрий Гагарин поступил в авиационное училище, летал, посещал аэроклуб, прыгал с парашютом. Его зачислили в первый отряд космонавтов. Мечта Юрия Гагарина исполнилась.
Воспитатель: Ребята, о чём в детстве мечтал Юрий Гагарин?
(ответы детей)
Воспитатель: К полёту в космос готовились очень долго. Учёные, конструкторы-испытатели и люди многих других профессий работали над созданием космического корабля. Летательные аппараты строить уже научились. И первыми в них полетели не люди, а животные: крысы, шимпанзе, собаки. Самым первым животным, выведенным на орбиту Земли, была собака Лайка. (показ иллюстрации)
Воспитатель: Для космических полётов выбирали бездомных животных, поскольку породистые собаки изнежены, недостаточно выносливые. После полёта собаки Лайки, в космос полетели другие собаки и успешно вернулись на землю. Их зовут Белка и Стрелка. (показ иллюстраций)
И только после того, как и другие собаки побывали в космосе, туда был отправлен человек. Долго выбирали космонавта.
Воспитатель: Ребята, может любой человек полететь в космос? Или специально обученный, подготовленный и прошедший испытания?
(ответы детей)
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
Долетаю до Луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повесим, (покачать руками вперёд-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
Воспитатель: Для того, чтобы определить, соответствуют ли кандидаты в космонавты всем требованиям, их долго и тщательно обследует медицинская комиссия. Проводят такой эксперимент: человека помещают в специальную центрифугу (показ иллюстрации), и он какое-то время в ней вращается. Если организм космонавта справляется с этим заданием, то и в космосе он чувствовать себя будет хорошо.
Воспитатель: Ребята, каким должен быть настоящий космонавт?
(ответы детей)
Воспитатель: Верно, он должен быть физически крепким, смелым, мужественным, самым решительным, собранным. Этими качествами обладал Юрий Гагарин. Поэтому было принято решение – первым космонавтом станет Юрий Алексеевич Гагарин. И вот настал решающий день. (показ видеозаписи)
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог
Поёт об этом песни
Весенняя капель
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. (В. Степанов)
Воспитатель: 12 апреля 1961 года Корабль-спутник «Восток» с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на землю. Весь народ приветствовал Ю.А. Гагарина, Сына Земли, Гражданина Вселенной. И с тех пор весь мир каждый год 12 апреля отмечает это знаменательное событие – День Космонавтики.
Истории ныне подарен
Всего человечества взлёт.
Из космоса Юрий Гагарин
В легенду народа идёт. (А. Жаро)
Итог занятия.
/em