СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие «Животный мир родного края».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Животный мир родного края» представляет собой разработку занятия  по   дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ИЗО «Акварель».

Просмотр содержимого документа
«Вакорина О.Р. 3.03. 2016. конспект занятия Животный мир родного края»

10


МБУДО Дом детского творчества г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район





























Комбинированное занятие

Тема: «Животный мир родного края»



















Объединение: ИЗО «Акварель»

Руководитель: Вакорина О.Р.



















г. Новокубанск, 2016 г.

Пояснительная записка



Занятие «Животный мир родного края» представляет собой работу в художественном направлении дополнительного образования детей по модифицированной программе ИЗО «Акварель». Данная программа реализуется в течение двух лет обучения. Первый год обучения рассчитан на 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа), второй – 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа). Программа рассчитана для художественно-творческого просвещения и развития школьников 6,5 – 12 лет. Для групп 10-12 человек, где занятия по уровню сложности рассчитаны для одаренных детей, детей с художественно развитыми способностями и детей со средними развитием и способностями.


Тема: «Животный мир родного края»

Раздел: Мир вокруг нас. Фауна.


Тип занятия: комбинированное (занятие-исследование, занятие-практикум).


Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Цель - сформировать у учащихся представление о животном мире края, совершенствовать умения изображения животных.



Задачи:

Обучающие:

  • Сформировать интерес к изобразительной деятельности.

  • Расширить знания об анималистическом жанре.

  • Расширить знания о животном мире края.

  • Познакомить с различными художественными материалами и различными техниками.

  • Совершенствовать умения изображения животных.

Развивающие:

  • Развитие умения правильно располагать изображение на листе.

  • Развитие мыслительных процессов (мышления, памяти, воображения, фантазии).

  • Научить чувствовать и передавать образы.

Воспитательные:

  • Воспитание усидчивости, аккуратности, терпения, настойчивости в

достижении цели.

  • Воспитание уважительного отношения и любви к художественному наследию своей страны и мирового искусства.

  • Воспитание любви к своему краю, бережное, заботливое отношение к окружающей природе и братьям нашим меньшим;


Задание: Выполнение графического рисунка композиции с изображением животных и природы гелевой ручкой по памяти.

Тема: «Красота природы родного края».


Оборудование: Лист бумаги А4, карандаш, ластик, гелевая ручка, цветные карандаши, пастель.


Дидактический материал: презентация, фотографии, иллюстрации, карточки с загадками.



План проведения занятия

Этап занятия

Оперативные задачи педагога

Способы, приёмы, методы организации деятельности и учебно-воспитательного процесса. Дидактический материал, техническое оснащение.

1

Организацион-ный момент

(1 мин.)

Проверить готовность детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов.

Напомнить правила по технике безопасности обращения с кисточками, красками, палитрами.

Беседа, наблюдение.

2

Приветствие группы. Предмет исследования. Введение в тему занятия

(1 мин.)

Обеспечение нормальной обстановки для работы на занятии и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию.

Беседа.

3

Мотивирование к учебной деятельности. Постановка задачи.

(1 мин.)

Мотивирование к учебной деятельности. Постановка задачи.


Беседа.

Прием постановки проблемы и активизации воображения.

4

Актуализация знаний учащихся. Теоретическая часть. История развития анималистического жанра.

(2 мин.)

Актуализация знаний об анималистическом жанре (общие сведения).

Рассказ, диалог педагога и учеников. Совместный просмотр презентации.

Активный диалог,

наглядный метод

(мультимедийная доска)

5

Исследовательская работа-путешествие. (12 мин.)

Рассказ-путешествие по Новокубанску и Краснодарскому краю, изучение животного мира края (общие сведения). Посмотреть презентацию, посвященной источнику творчества. Посмотреть фотографии животных.

Рассказ, диалог педагога и учеников. Совместный просмотр презентации,

Активный диалог,

иллюстративно-объяснительный и исследовательский метод. Прием активизации воображения (мультимедийная доска)

6

Закрепление материала занятия.(4 мин.)

Изучение видов животных и их мест обитания с помощью игровой ситуации.



Игра, диалог педагога и учеников. Игровой метод, активный диалог (мультимедийная доска, карточки с заданиями)

7

Постановка художественной задачи. Алгоритм изображения животных.

(2 мин.)

Закончить путешествие.

Дать задание к практической работе и кратко напомнить алгоритм изображения животных и птиц. Напомнить требования к выполнению работы. Ответить на вопросы.

Изложение задания, диалог педагога и учеников. Прием постановки проблемы и активизации воображения. (мультимедийная доска) обсуждение тематики.

8

Практическая работа. Творческое задание

(17 мин.)

Поиск идеи и компоновки объектов на листе. Самостоятельная работа над творческой композицией.

Выполнение задания детьми совместно с педагогом. Выполнение задания сопровождается комментариями педагога и индивидуальными консультациями с детьми при необходимости.

Прием активизации воображения, иллюстративно-поисковый и репродуктивный методы (карточки-схемы, музыкальный фон)

9

Физкультминутка для пальчиков и глаз во время выполнения задания

(2 мин.)

Обеспечить двигательную физическую активность.

Выполнение вместе с педагогом

10

Подведение итогов. «Вернисаж детских работ». Заключение (3 мин.)


Организовать экспозицию работ учащихся. Подвести итоги. Сделать выводы в конце пройденной темы.

Анализ выполненных практических работ. Метод контроля и анализа.



План-конспект

1. Организационный момент.

Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к образовательной деятельности. Контроль соблюдения правил ТБ, личной и общественной гигиены.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. А теперь удобно садимся, поправляем предметы на столе. Начинаем занятие.

2. Вступительная часть. Предмет исследования.

Слайд 1:

Тему нашего занятия сегодня я хочу начать словами русского писателя - Паустовского Константина Георгиевича (1892-1968) - «Любовь к родной стране начинается с любви к природе».

Вырасти могучему душой, гуманному человеку без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. 

Слайд 2:

И наша тема сегодня звучит так: Животный мир родного края.


3. Мотивирование к учебной деятельности.


Ребята! А вы любите путешествовать?

Сегодня на занятии нам предстоит выполнить два важных задания:

  • Совершить воображаемое путешествие и изучить природу родного края.

  • Научиться анализировать наглядность.

  • Завершить творческое задание на развитие образного мышления.

4. Актуализация знаний учащихся.

И так! Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. 

Давайте вспомним предыдущие занятия и дадим правильное определение жанру. Как называется жанр в изобразительном искусстве, показывающий животных? Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют… анималистами. А жанр – анималистический (от лат. animal – животное).


5. Исследовательская работа-путешествие. Новая тема.


Давайте представим, что мы на время нашего занятия превратились в художников-анималистов. Мы знаем, что художники-анималисты подробно изучают не только внешний вид животных, но и их строение, повадки и, конечно, их среду обитания. А прежде совершим путешествие по нашему краю и проведем небольшое исследование.


Слайд 3- 4:

Наша планета Земля очень большая и животный мир необыкновенно многообразен. Но что может быть прекраснее и роднее и ближе нам по духу, чем наша малая родина – наш Краснодарский край и наш город в котором мы живем - Новокубанск.


Слайд 5-6:


Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны,

Сады и лиманы –

Всё это родная Кубань.



Благодатный Краснодарский край богат природными красотами. Это не только всем известные теплые ласковые Черное и Азовское моря.

Кубань щедро одарена вздымающимися ввысь горами, хвойными и лиственными лесами, бескрайними степями, живописными кристально-чистыми горными озерами, сказочной красоты водопадами, глубокими пещерами.

Здесь без труда можно найти грязевые вулканы и полноводные реки, термальные источники и месторождения минеральных вод. Тут можно прогуляться по альпийским лугам, а сугробы на вершинах гор соседствуют с нежными цветами...

Благодаря своей труднодоступности некоторые уголки природы Кубани сохранили первозданную красоту.


Слайд 7:

Посмотрим на карту нашего края.

Животный мир Краснодарского края очень разнообразен, каких только представителей фауны здесь не встретишь… Это изобилие можно объяснить мягким располагающим климатом и богатым растительным миром.

Слайд 8:

Краснодарский край по наиболее характерным особенностям флоры и фауны можно разделить на плавневую, степную и горно-лесную части.

Плавни и лиманы. Главная водная артерия нашего края - река Кубань. Берет свое начало со склонов Эльбруса. горах она кристально чистая, полноводная и бурная, а на равнине спокойная и вода в ней мутная. Впадает река в Азовское море, при этом образуя крупную и заболоченную дельту. Кубанские плавни и лиманы (плавни – это устья рек и поймы, разливы, озера) известны своей уникальной экосистемой. Здесь находятся удивительные плантации лотоса. Водится много карпов, карасей, сазанов, линя, окуней, белых амуров, толстолобиков, красноперок, щук, тараней, сомов, судаков. 

Плавневая часть края (Восточное Приазовье) также заслуженно считается птичьим царством. Здесь гнездится значительное количество водоплавающей дичи — гуси и утки (17 видов), кулики (20 видов). На весеннем и осеннем пролете в плавневой зоне останавливаются миллионы водоплавающих птиц, гнездящихся на севере Евразии.

Слайд 9:

Степь. В недалеком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. В течение лета она приобретала то ярко-зеленую, то бело-желто-голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевными (пшеница, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла - свыше 100 различных сельскохозяйственных культур). Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов можно встретить дикорастущие растения.

В степи обитают полевые мыши, суслики, тушканчики, кроты, слепыши, хомяки. Повсеместно живут воробьи, вороны, галки, жаворонки, перепела. Есть и хищные птицы.

Слайд 10:

По мере повышения рельефа степь переходит в лесостепь, а последняя - в лесную зону. В крае сосредоточено около 30% дубрав, свыше 80% буковых и примерно 90% каштановых насаждений России.

Обилие лесных плодов и сочных трав создает благоприятные условия для обитания животных и птиц. В нашем крае насчитывается 320 видов птиц. 

На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской раскинулся уникальный массив Красного леса. Это остаток лесов, окаймлявших раньше берега Кубани до ее низовьев. Узкие полоски леса сохранились в среднем течении реки. В Красном лесу живут олени, косули, кабаны, лисицы и зайцы.

Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы: субальпийская растительность, богатые пастбища, альпийские луга. Особенности природы гор и предгорий: бурные реки, каменистая почва, высокий процент влажности воздуха.

В горах обитают различные виды змей, дикие кабаны, косули, ежи, еноты. Из птиц здесь можно повстречать сову, коршуна, чайку.

Слайд 11-12:

На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказкий государственный биосферный заповедник. В его состав входит Хостинская тиссо-самшитовая роща, расположенная на горе Большой Ахун (г. Сочи). Общая площадь заповедника примерно 260 тысяч гектаров. Его основные цели - охрана природы, типичной для горной части Западного Кавказа, восстановление численности ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.

Заказники - это участки местности, где природа сохраняется в нетронутом виде. В них нельзя рубить деревья, жечь костры, охотиться на животных и птиц.

В Красную книгу Краснодарского края включено 353 вида животных. Вот некоторые из них: зубр, переднеазиатский леопард, беркут, кавказская гадюка, серна, черноморская афалина и др.

Слайд 13:

Преодолев горы, мы оказываемся на Черноморском побережье. От Новороссийска до Геленджика дуют сильные ветры. Главный Кавказский хребет защищает побережье от холодных северных ветров, а море, нагретое солнечными лучами за лето, обогревает побережье.

На Черноморском побережье – вечнозелёные растения, непредсказуемая погода, обусловленная субтропическим климатическим поясом, очень короткая зима и долгое лето (почти 5 месяцев).

От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом. В дубовых лесах промышляют волк, шакал, енотовидная собака.

6. Закрепление материала:

Какие животные живут в зоне степей Кубани?
Кого из животных можно встретить в лесной зоне?
Плавни, лиманы – кто живёт в этой среде?
Каких животных можно назвать обитателями моря?

Игра “Отгадай обитателей”. Работа в группах.

(Каждой группе раздаётся листок с описанием животного).

- Прочтите описание обитателей разных зон Кубани отгадайте, о ком идёт речь.

- Подумайте, что ещё вы можете добавить к описанию задуманного животного.

Задание 1 группе “Отгадай обитателя гор”.

Задание 2 группе “Отгадай обитателя степей».

Задание 4 группе “Отгадай обитателя лесов”.

Задание 5 группе “Отгадай обитателя морей”.

Слайд 14 – 16:

Вот и заканчивается наше путешествие. Вернемся к нашему родному городу.

Город Новокубанск – небольшой, уютный городок, который расположен в восточной части Краснодарского края в окружении удивительно красивой природы. С севера город огибает величественная река Кубань, с востока горизонт окаймляют вершины кавказских предгорий. Новокубанск не производит впечатления провинциального города – здесь кипит жизнь и всегда рады гостям.

Любимым местом отдыха новокубанцев является живописная заводь. Хотя водоём Балластка в Новокубанске является техническим, и здесь купаться запрещено, но ловить рыбу можно. Водится такая рыба как карась, сазан, карп, плотва, окунь, и другая.

В центре водоёма Балластка имеется островок. Удивительный уголок живой природы с дикими утками и длинноногими цаплями расположен в самом центре города. Каждый год здесь выводят потомство белые лебеди.

Давно уже лебеди облюбовали водоемы Новокубанского района. Даже на зиму не улетают в теплые края. А если озера замерзают, коротают время на реке Кубань. Прекрасные птицы стали одним из символов Новокубанска. На пруд Балластку теперь ходят не только рыбаки. Для многих горожан этот водоем стал излюбленным местом отдыха именно из-за лебедей. Ими любуются, их кормят, с ними фотографируются. Люди, проезжающие мимо по дороге, всегда ищут глазами белоснежных птиц и тревожатся, если их вдруг нет на месте.

Лебеди – одни из красивейших птиц, населяющих нашу планету. Они изящны, грациозны, наблюдение за ними доставляет самое настоящее эстетическое удовольствие.

 В русской мифологии лебедь - символ творческого полета, вдохновения, фантазии, воображения.

Лебеди – в разные и времена и в разных станах - это символ возрождения, совершенства, чистоты, благородства, мира, любви и верности. Часто лебеди становились источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов, балерин и балетмейстеров и т.д. Давайте вспомним в каких произведениях и в какой области встречались нам лебеди.

Внешний вид: У лебедей очень длинная шея, вытянутое туловище, тело и голова средней величины с оранжево-красным клювом, у основания которого есть характерный чёрный нарост. Шипуном назван из-за звука, издаваемого при раздражении. В длину может достигать 180 см, масса самок 5,5—6 кг, самцов 8—13 кг (отдельные особи могут весить до 22,5 кг)[3]. Размах крыльев лебедя-шипуна около 240 см.

7. Постановка художественной задачи. Алгоритм изображения животных.

Слайд 17:

На прошлых занятиях вы учились делать зарисовки животных. Вам дано было задание пофантазировать и придумать и композицию с негласным символом нашего города – лебедем.

Задание: Выполнить графический рисунок композиции с изображением животных и природы гелевой ручкой по памяти. Тема: «Красота природы родного края».


Напоминаю требования к работе:

  • Соблюдение пропорций

  • Передача характера птицы, животного

  • Проработка мелких деталей

  • Общая выразительность

  • Завершенность

  • Аккуратность

8. Практическое выполнение задачи. Звучит музыка для фона.

9. Физкультминутка. Упражнения для пальчиков и глаз.

10. Подведение итогов. Вернисаж работ. Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие. Наше занятие подходит к концу. Понравилось ли вам наше путешествие? Что было интересно, а что трудно? Надеюсь, узнали новое для себя. Спасибо вам за дружную работу на этом занятии.

Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их,  наблюдаете за повадками. Но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!

Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.



Источники информации:

http://lib.usfeu.ru/index.php/tsitaty-aforizmy-o-prirode

http://otdih.nakubani.ru/priroda/

http://www.animalsglobe.ru/lebedi/

http://zoohoz.ru/drugie-pticy/raznoobraznye-vidy-lebedej-3113/#ixzz40HKw7Rso

http://www.kakprosto.ru/kak-120621-kuda-uletayut-lebedi#ixzz40HH1SDTs

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Животный мир родного края»

«…Любовь к родной стране начинается с любви к природе» русский писатель  Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968)

«…Любовь к родной стране начинается с любви к природе»

русский писатель

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968)

Могучие горы, Степные просторы, Приморского берега грань… Леса и поляны, Сады и лиманы – Всё это родная Кубань.

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны,

Сады и лиманы –

Всё это родная Кубань.

В Краснодарском крае начитывается свыше 580 видов животных . Млекопитающие 101 вид 340 видов Птицы 37 видов Рептилии и амфибии Рыбы 110 видов

В Краснодарском крае начитывается свыше 580 видов животных .

Млекопитающие

101 вид

340 видов

Птицы

37 видов

Рептилии и амфибии

Рыбы

110 видов

Краснодарский край по наиболее характерным особенностям флоры и фауны можно разделить на плавневую, степную и горно-лесную части Плавневая часть края (Восточное Приазовье) заслуженно считается птичьим царством. Здесь гнездится значительное количество водоплавающей дичи — гуси и утки (17 видов), кулики (20 видов). На весеннем и осеннем пролете в плавневой зоне останавливаются миллионы водоплавающих птиц, гнездящихся на севере Евразии.

Краснодарский край по наиболее характерным особенностям флоры и фауны можно разделить на плавневую, степную и горно-лесную части

Плавневая часть края (Восточное Приазовье) заслуженно считается птичьим царством. Здесь гнездится значительное количество водоплавающей дичи — гуси и утки (17 видов), кулики (20 видов).

На весеннем и осеннем пролете в плавневой зоне останавливаются миллионы водоплавающих птиц, гнездящихся на севере Евразии.

Наиболее многочисленными из животных в степной зоне являются заяц, лисица, фазан, перепел.

Наиболее многочисленными из животных в степной зоне являются заяц, лисица, фазан, перепел.

Горно-лесная зона наименее освоена человеком, и здесь основные места обитания таких животных, как кабан, олень, косуля, серна, тур, зубр. Из хищников здесь обитают медведь, волк, шакал, лесной кот, лисица, барсук, куница и другие.

Горно-лесная зона наименее освоена человеком, и здесь основные места обитания таких животных, как кабан, олень, косуля, серна, тур, зубр. Из хищников здесь обитают медведь, волк, шакал, лесной кот, лисица, барсук, куница и другие.

КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК  Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется природа: недра, почвы, растительность и животный мир.

КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется

природа: недра, почвы, растительность и животный мир.

В Красную книгу Краснодарского края включено 353 вида животных Некоторые из них: Зубр Беркут Кавказская гадюка Переднеазиатский леопард

В Красную книгу Краснодарского края включено 353 вида животных

Некоторые из них:

Зубр

Беркут

Кавказская гадюка

Переднеазиатский леопард

Серна Черноморская афалина Малоазиатский тритон

Серна

Черноморская афалина

Малоазиатский тритон

Вернемся в наш родной город Новокубанск…

Вернемся в наш родной город Новокубанск…

Практическая работа: Закончить выполнение графического рисунка композиции с изображением животных и природы по памяти. Тема : «Красота природы родного края». Животное –главная фигура в работе.

Практическая работа:

Закончить выполнение графического рисунка композиции с изображением животных и природы по памяти.

Тема : «Красота природы родного края».

Животное –главная фигура в работе.

Мы речь свою ведем о том, Что вся Земля наш общий дом. Наш добрый дом, просторный дом! Мы все с рожденья в нем живем. Еще о том ведем мы речь, Что мы наш дом должны беречь. Давайте докажем что не зря На нас надеется Земля.

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом!

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давайте докажем что не зря

На нас надеется Земля.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!