СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятиефакультативного курса «Избранные вопросы биологии 9 класс» Тема: «Генетически модифицированные организмы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятиефакультативного курса «Избранные вопросы биологии 9 класс»

Тема: «Генетически  модифицированные  организмы»

 Методическая цель: формирование представления о генетически модифицированных  организмах .

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать понятие о ГМО;
  • познакомиться с задачами и методами генной инженерии;
  • выяснить положительные и отрицательные стороны применения ГМО и ГМП.

Развивающие: развитие

  • естественнонаучной функциональной грамотности;
  • критического мышления, умения оценивать ситуации с различных точек зрения;
  • речевых и мыслительных навыков учащихся;
  • познавательного интереса к предмету;
  • информационной компетентности.

Воспитательные:

  • формирование культуры спора, толерантности, признания множественности подходов к решению проблемы;
  • формирование научного мировоззрения.

Тип урока: изучение нового

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы и технологии:  элементы ролевой  игры; ИКТ.

Основные ключевые понятия: генная инженерия, трансгенные или генномодифицированные организмы (ГМО), генномодифицированные продукты (ГМП).

Оборудование: интерактивная доска, презентация,  раздаточный материал.

 

ЭТАПЫ УРОКА.

I  Организационный 

II Актуализация знаний

Устный терминологический диктант  (слайд№ 1)

  • Ген.
  • Генотип
  • Геном
  • Наследственность
  • Изменчивость
  • Генная инженерия
  • Селекция
  • Биотехнология
  • Вектор

 

 

 

III Мотивационный.  Создание проблемной ситуации.

 

Перед Вами на столе продукты.  Представите  себе, что Вы в магазине, Ваша задача сделать покупку на условную сумму  1000тг.  Итак, от каждой группы, необходимо выйти одному учащемуся и сделать соответствующую покупку. На данную сумму разрешается взять 4 понравившихся продукта. Ну что ж, Ваш выбор сделан, продукты Вами куплены. Предлагаются для покупки ГМП из «черного» списка Гринпис

- А теперь, объясните пожалуйста, свой выбор.

- Есть один общий признак, который объединяет  все эти продукты питания. Какой, как вы думаете? (все содержат ГМО)

 

Слайд № 2

Тема сегодняшнего факультативного занятия «Генетически модифицированные организмы»

 Цель: выяснить что такое генетически модифицированные  организмы, каковы плюсы и минусы их применения человеком.

 

   Обоснование актуальности темы (слайд № 3):

 В последние время наблюдается тенденция роста численности   населения.   По  данным ООН в ближайшие 35 лет оно увеличится до 10 миллиардов  человек. Вспомните  какие страны характеризуются  наибольшей численностью? Это страны Азии и Африки,  именно в этих странах  возникла продовольственная проблема. Современные темпы роста производства продуктов питания отстают от темпов прироста населения. В мире на сегодняшний день 800 миллионов голодающих. Каждый день от голода   умирает 20 тысяч человек. Мировой дефицит белка составляет 35−40 млн. тонн/год и увеличивается ежегодно на 2−3%.

 

IV Операционный

 

  1.   Историческая справка (выступление историков слайд № 4)
  2. Что такое ГМО?

Задание № 1на функциональную грамотность . Вопросы 1-6.

 Первый уровень, понимания текста - поиск в тексте конкретной информации. Цель: понимание, распознавание смысла текста, на формирование знания учебного материала.(слов 178, знаков 1273)

 

Время выполнения – 5 мин, затем обсуждение  и вывод  Слайд

 

  1. Цели  создания ГМО ( выступление генетиков) Слайд№ 6

Решение проблем:

  • продовольственной – создание новых продуктов питани
  • получение лекарств нового поколения для лечения болезней цивилизации, в том числе онкологических

  Основные этапы создания ГМО ( сдайд№ 7): .

  • Получение изолированного гена.
  • Введение гена в вектор для переноса в организм.
  • Переносвектора с геном в модифицируемый организм.
  • Преобразование клеток организма.
  • Отбор генетически модифицированных организмов и устранение тех, которые не были успешно модифицированы.

 

4.4. География распространения ГМО

Выполнение задания на ФГ 2.1 и 2.2 Слайд№ 8

 

4.5 Генетически модифицированная пища ГМП

Выполнение задания  на ФГ 3.1   

Выступление  экологов (слайд№10)   

Что такое Генетически модифицированная пища  ГМП— это продукты питания, полученные из генетически модифицированных организмов (ГМО) — растений, животных или микроорганизмов или в состав которых входит хоть один компонент, полученный из продуктов, содержащих ГМО.

На основании материалов сайта Lesyafit от 20 февраля 2013 года, согласно "черного списка" Гринпис следующие компании-производители выпускают свою продукцию с добавлением ГМО: ( слайд 11)

Компания-производитель Nestle

·        Nescafe (кофе и молоко)

·        Nestle (шоколад)

·        Nestea (чай)

·        Nesquik (какао, шоколадный напиток)

·        Kit-Kat (шоколадный батончик)

2. Mars (Марс) — производство шоколада Марс, Сникерс, Твикс, M&M's.

4. Cadbury (Кэдбери) — производство шоколада, какао.

5. Coca-Cola (Кока-Кола) — производство напитков Кока-Кола, Спрайт, Фанта

6. PepsiCo (Пепси-Кола) — напитки Пепси, Миринда, Сев

7. Lays (чипсы)

8. Maggi (супы, бульоны, майонез, приправы, картофельное пюре)

9. Knorr (приправы)

10. Чаи:

·        Lipton

·        Brooke Bond

·        Беседа

11. Calve (майонез, кетчуп)

12. Heinz Foods (Хайенц Фудс) — производство кетчупов, соусов.

13. Пышка (маргарин)

14. Danon (Данон) — производство йогуртов, кефира, творога, детского питания.

15.Kellogg’s (Келлогс) — производство готовых завтраков, в том числе кукурузных хлопьев.

Выполнение задания  на ФГ 3.2

Согласно законодательству большинства стран,если продукт  питания содержит 0,9% ГМО от массы,то он должен быть соответствующим образом промаркирован

Слайд № 12

 

4.7  Аргументы за и против применения ГМО Сдайд 13

 Групповая работа по формату дебатов команда «За» и команда «Против» записывают аргументы на листы ватмана. Затем защита одним из членов команды

 

V  Проверка понимания и закрепление

 Создание кластеров изученного материала и их обсуждение (одна группа может создать сннквейн)

 

VI Рефлексия

 

VII Домашнее задание задание на ФГ  3.5    Написать эссе.

 

Использованные ресурсы.

  1. Чирков Ю.Г. Ожившие химеры М.: Детская литература – 1991
  2. http://www.tiensmed.ru/news/post_new2994.html
  3. http://ya-zdorovyi.com/gmo-rasshifrovka/
  4. http://www.pravda.ru/science/planet/environment/29-04-2010/1029588-gmo-0/
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. Медикус.ру: http://www.medicus.ru/dietology/patient/istoriya-sozdaniya-geneticheski-modificirovannyh-organizmov-i-produktov-31004.phtml