СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна идёт» .Составление рассказа по мнемотаблицам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:Составление рассказа «Весна идёт»

Обучающие задачи:

  • закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образова­ние существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилага­тельными);
  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

Развивающие задачи:

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-образное мышление. 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять за­боту о ней,
  • пробуждать эмоциональную отзывчивость де­тей;

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна идёт» .Составление рассказа по мнемотаблицам.»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Весна идёт» Коробицыной Л.Ю.

Тема:Составление рассказа «Весна идёт»

Обучающие задачи:

  • закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

  • совершенствовать грамматический строй речи (образова­ние существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилага­тельными);

  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

Развивающие задачи:

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-образное мышление. 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять за­боту о ней,

  • пробуждать эмоциональную отзывчивость де­тей;

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные ва­рианты),мнемокартинки «признаки весны» презентация ,колокольчик , камера.






















Ход занятия


Этап

Содержание

1.Орг.момент

Дети стоят полукругом.


В:Здравствуйте, мальчики и девочки! Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости-ваши будущие учителя. Подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее веселое настроение.


Посмотрите, у меня

Колокольчик расписной.

Он всегда со мной.

Сегодня колокольчик будет мне помогать. Говорить будет тот, кто поднимет руку и услышит около себя звон колокольчика. Нужно будет встать и ответить на вопрос. Договорились?

2.Основной этап


2.1 Постановка задачи



















2.2 «Назови признак»










2.3 «Назови ласково»





2.4 Признаки весны мнемокартинки)










Пальчиковая гимнастика















2.5 Физкультминутка











2.6 Составление рассказа по мнемотаблице


















Сам.деятельность





Рассказ о весне (по цепочке)



В:Отгадайте загадку и узнаете о чём мы сегодня будем говорить.


Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает? (слайд1)

В:Сегодня поговорим о весне. А вы знаете, мне на электронную почту мне пришло письмо. Прочитать вам? (слайд2)

« Здравствуйте! Я живу в Антарктиде, где круглый год снега и никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней пожалуйста. С уважением Пингвинёнок.»

В:Помогите мне рассказать Пингвинёнку , какая бывает весна. А наш рассказ я предлагаю снять на камеру и выслать ему по электронной почте. Вы мне поможете?

Колокольчик расписной.

Дин – дон, дин – дон,

Раздает вопросы он!

Хочет поиграть в игру.

-Весна(какая?) тёплая, красивая, солнечная, цветущая, запоздалая, ароматная, долгожданная.

- Солнце (какое?) – блестящее, золотое, весеннее, искристое, весёлое…

-Ручеёк(какой?)-звонкий, журчащий, весёлый


В:Ребята , а какое у вас настроение весной?

Когда у нас хорошее настроение хочется говорить только ласковые слова.

Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко,

ветка, ручей, туча, дождь, день, лужа, лодка, цветок, лист.

(Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)



В:А сейчас придумаем красивые предложения о весне, из которых сможем составить красивый рассказ для Пингвинёнка.В этом нам помогут картинки подсказки.

Так какие же признаки у весны? (слайд3)

Картинка “Солнце”. (Солнце светит ярче и пригревает.)

Символы дня и ночи — черная и желтая полоски разной длины.(День становится длиннее, ночь — короче.)

Сосульки(На крышах домов вырастают сосульки и капают: кап-кап)

В:Утром, когда солнышко только начинает пригревать как звенит капель?А днём?

С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)


Лужа и ручей (Снег растаял, появляются лужи и зажурчали первые ручейки)

Река(На реке под лучами солнца потемнел , треснул лёд и начался ледоход)

Дерево с почками и мелкими зелеными листочками. (На деревьях набухают почки и скоро распустятся зелёные листочки.)

Мать-и-мачеха, подснежники (появляются первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха.)

Птицы(Весной с юга прилетают перелётные птицы.)

Жук(Просыпаются жуки и другие насекомые)

Медведь(В лесу после зимней спячки проснулся медведь)

Кораблик(Дети с радостью пускают в ручейках кораблики.)

Одежда(Люди одевают лёгкие куртки и шапки.)

В:Молодцы, составили много предложений о весне!Предлагаю немножко отдохнуть.

За окном сосулька тает : как-кап, кап-кап (4 прыжка)

Ветер тучи рвёт в клочки. (Руки вверх, наклоны влево –вправо)

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки (разжимаем кулачки)

Прислонился он к окошку (наклоны)

И едва растает снег (приседания)

Мне зелёную ладошку

Клён протянет раньше всех. (поворачиваются друг к другу, протягивают руки, делают рукопожатие.)



В: Много предложений о весенних явлениях мы придумали. А как вы думаете сейчас мы сможем составить рассказ о весне?

Из каких частей должен состоять рассказ?

Как можно начать рассказ?


К нам пришла весна.

Наконец-то, наступила весна!

Начало рассказа мы обозначим картинкой с буквой В.


Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.


И закончить рассказ можно своим отношением к весне.Его можно обозначить буквой Я.


Я люблю весну!

Весна-моё самоё любимое время года!


Рассказ должен быть полным, интересным, для этого мы используем предложения, которые только что составили Мы разделимся на 2 группы и каждая составит свой рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне. Рассказывать будите вместе, поэтому вам надо решить ,кто и какое предложение будет говорить.


(Дети составляют рассказы по картине)



Дети выходят к доске и рассказывают о весне с опорой на таблицу.(свободный ребёнок снимает на камеру)

Наступила весна. Пригревает теплое и ласковое солнышко. День становится длиннее , а ночь короче. На крышах домов вырастают сосульки и капают: кап-кап. На деревьях набухают почки и появляются зеленые листочки . Из под снега выглядывают первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха.Люди одевают лёгкие куртки и шапки. Я очень люблю весну!

Наконец наступила весна! Снег растаял, появляются лужи и зажурчали первые ручейки.Дети с радостью пускают в них кораблики. На реке начался ледоход.В лесу после зимней спячки проснулся медведь.Появились жуки и другие насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.Я люблю весну, потому что вся природа оживает!


3.Рефлексия

В: Молодцы, у нас получились красивые рассказы о весне. А чей рассказ вам понравился больше? Почему?

Спасибо, что помогли мне! Благодаря вам Пингвинёнок сможет узнать -что такое весна и рассказать о ней всем друзьям! Вечером мы посмотрим видео и отправим Пингвинёнку письмо. Но мы могли бы не только рассказать о весне ,но и показать её. Я предлагаю вечером нарисовать картины о весне .






1.Орг.момент

Дети стоят полукругом.

Здравствуйте, мальчики и девочки! Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее веселое настроение.


Ребятки, отгадайте загадку.


Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?(слайд1)


Педагог. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами по­говорим о весне.

2.Осн. этап:

Посмотрите у меня

Колокольчик расписной.

Он всегда со мной.

Дин – дон, дин – дон,

Раздает вопросы он!

Говорить будет тот, кто услышит около себя звон колокольчика.Нужно встать и ответить на вопрос колокольчика. А весной хочется говорить только ласковые слова.

«Назови ласково» (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)


Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко(ветка, ручей,туча,дождь,день,лужа,лодка,цветок,лист)



«Назови признак».

- Солнце (какое?) – блестящее, золотое, весеннее, искристое, весёлое…

- Небо весеннее (какое?) – голубое, серое, пасмурное, хмурое…

-Воздух ранней весной (какой?) – прохладный, свежий, тёплый…

-Снег(какой?)-талый, липкий, грязный, зернистый

-Ручеёк(какой?)-звонкий, журчащий, весёлый

Сегодня я решила поговорить о весне ещё и потому, что у меня к вам будет просьба. Недавно на электронную почту мне пришло письмо.(слайд2)

« Здравствуйте! Я живу в Антарктиде, где круглый год снега и никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней пожалуйста. С уважением Пингвинёнок.»

Помогите мне рассказать пингвинёнку , какая бывает весна. А наш рассказ я предлагаю снять на камеру и выслать ему по почте. Вы мне поможете?

Перед трудной работой предлагаю отдохнуть

За окном сосулька тает : как-кап, кап-кап (4 прыжка)

Ветер тучи рвёт в клочки. (Руки вверх, наклоны влево –вправо)

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки (разжимаем кулачки)

Прислонился он к окошку (4 прыжка)

И едва растает снег (приседания)

Мне зелёную ладошку

Клён протянет раньше всех. (поворачиваются друг к другу, протягивают руки, делают рукопожатие.)

Так что же такое весна и каковы её признаки?(слайд 3)

А сейчас придумаем предложения о весне.(Повторение признаков весны с одновременной демонстрацией каждого признака.)

Картинка “Солнце”. (Солнце светит ярче и пригревает.)

Символы дня и ночи — черная и желтая полоски разной длины.(День становится длиннее, ночь — короче.)

Сосульки(На крышах домов тают сосульки)

Пальчиковая гимнастика

С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)


Лужа (Снег растаял, появляются лужи..)

Кораблик(Дети пускают в ручейках кораблики.)

Дерево с почками и мелкими зелеными листочками. (На деревьях набухают почки и распускаются листочки.)

Мать-и-мачеха, подснежники (появляются первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха.)

Птицы(Весной с юга прилетают птицы.)

Одежда (Весной люди надевают легкую одежду.)

Молодцы, составили много предложений о весне! А сейчас я предлагаю вам составить для пингвинёнка рассказ о весне.. Мы разделимся на три группы и каждая составит свой рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.

Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете в рассказе должно быть начало:

К нам пришла весна.

Наконец-то, наступила весна!

Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено. И закончить рассказ: Я люблю весну!

(Дети составляют рассказы по картине)


Дети выходят к доске и рассказывают о весне с опорой на таблицу.(свободный ребёнок снимает на камеру)

Итог:

Молодцы, у нас получились красивые рассказы о весне. А чей рассказ вам понравился больше? Почему?

Спасибо, что помогли мне! Благодаря вам Пингвинёнок сможет узнать-что такое весна и рассказать о ней всем друзьям!Вечером мы посмотрим видео и отправим Пингвинёнку письмо. Но мы могли бы не только рассказать о весне ,но и показать её. Можно нарисовать картины о весне .