СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная геометрия

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательная геометрия

Просмотр содержимого документа
«Занимательная геометрия»

Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательная геометрия» для 5 класса относится к научно-

познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она

составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны

иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные

возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными

вопросами математики (модуль - геометрия) на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является, и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших

школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных

требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной

математики.

Занятия математического кружка должны содействовать

развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому

использованию символики, правильному применению математической терминологии.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в

системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и

следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть

не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень

знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных

конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими

интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки

школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей

социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение

математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к

познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и

общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического

здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).


Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных

на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения

программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и

воспитательные результаты.

3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней

системы оценки: педагогом, администрацией.


Цель и задачи программы:

Цель:

-развивать математический образ мышления.


Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях математики;

-расширять математические знания в области геометрии;

-развивать пространственное воображение;

-учить правильно, применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,

сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли

Сроки реализации дополнительной образовательной программы


Дополнительная образовательная программа «Занимательная геометрия»

рассчитана на один год обучения, 35 учебных часа, один час в неделю.


Принципы программы:

1. Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление

развивать интеллектуальные возможности учащихся.

2. Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть

количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

3. Системность

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к

общим (решение математических задач).

4. Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической

терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных

задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных

олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Развитие у учащихся мелкой моторики.

5. Обеспечение мотивации.

- развитие интереса к математике как науке физико-математического

направления.

- успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление

на олимпиадах по математике.

6. Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется

усвоение за 34 часа.

7. Курс ориентационный

- осуществляет учебно-практическое знакомство с таким разделом математики как геометрия,

- удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной

науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.


Формы и режим занятий.

Занятия учебной группы проводятся:

1 занятие в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

 практико-ориентированные учебные занятия;

 творческие мастерские;

 тематические праздники, конкурсы, выставки;

 семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной

деятельности:

- индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, с учётом возможностей каждого).

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или

отработке определенной темы);

- групповая (разделение на группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).


Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-проектная деятельность

-самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах;

-творческие работы.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование

следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для

всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на

общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других

участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников

(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении,

деловые качества воспитанника) используется

 простое наблюдение,

 проведение математических игр,

 опросники,

 анкетирование

 психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 5-м классе является

формирование универсальных учебных действий.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения

коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

 занятия-конкурсы на повторение практических умений,

 занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов

программы),

 самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

 участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение

учебного года, включающее:

 результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

 активность,

 аккуратность,

 творческий подход к знаниям,

 степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих

умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных

познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,

принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в

обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

 игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,

викторины, составление кроссвордов и т.д.),

 собеседования (индивидуальное и групповое),

 опросников,

 тестирования,

 проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены

таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать

работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности,

включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить

ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и

проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -

незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые

ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает

выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не

допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках

накопительной системы, создание портфолио.


III. Содержание программы

1.Математика – царица наук. - 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с

изучаемым материалом.

2. Геометрия на клетчатой бумаге. – 17 часов

1) Рисование фигур на клетчатой бумаге – 2 часа

2) Разрезание фигур на равные части – 1 час

3) Разрезание и перекладывание фигур – 2 часа

4) Паркеты – 1 час

5) Игры с пентамино – 1 час

6) Вычерчивание фигур одним росчерком – 1 час

7) Чудеса из бумаги – геометрические головоломки – 2 часа

8) Загадки симметрии – 2 часа

9) Геометрические софизмы -1 час

10) Важная идея – задания на свежую, интересную идею – 2часа

11) Защита проектов -2 часа.

Данный раздел включает в себя:

- знакомство с элементарной геометрией на плоскости,

- знакомство с интересными приёмами комбинирования плоских фигур,

- подбирание совместимых фигур по структуре, форме, размерам,

- знакомство с геометрическими ребусами,

- решение логических конструкций, софизмов,

- решение обратных задач,

- создание проектов,

- систематизация знаний по разделу.


3. Геометрия в пространстве – 17 часов.

1) Волшебные квадраты – 2

2) Игры со спичками – 1

3) Модели геометрических тел –1

4) Построение каркасов тел – 2

5) Построение проекций тел – 2

6) Построение сечений – 2

7) Построение развёрток тел – 2

8) Моделирование тел – 2

9) Важная идея – задания на свежую, интересную идею – 1час

10) Защита проектов – 2

Данный раздел включает в себя:

- знакомство со стереометрическими телами,

- моделирование разнообразных объёмных конструкций,

- построение каркасов тел, их проекций на плоскость,

- создание стереометрических тел из различных материалов,

- нахождение точек пересечения прямых в пространстве,

- построение сечений,

- решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить,

в уме несложные рассуждения,

- создание проектов,

- систематизация знаний по разделу.





















Календарно тематический план


Дата.

Кор-ция.

Тема

1.



Математика – царица наук. -1 час.

2. Геометрия на клетчатой бумаге. – 17 часов.

1



Рисование фигур на клетчатой бумаге.

2



Рисование фигур на клетчатой бумаге.

3



Разрезание фигур на равные части.

4



Разрезание и перекладывание фигур.

5



Разрезание и перекладывание фигур.

6



Паркеты.

7



Игры с пентамино

8



Вычерчивание фигур одним росчерком.

9



Чудеса из бумаги – геометрические головоломки.

10



Чудеса из бумаги – геометрические головоломки.

11



Загадки симметрии.

12



Загадки симметрии.

13



Геометрические софизмы.

14



Важная идея – задания на свежую, интересную идею.

15



Важная идея – задания на свежую, интересную идею.

16



Защита проектов.

17



Защита проектов.

3. Геометрия в пространстве – 17 часов.

1



Волшебные квадраты.

2



Волшебные квадраты.

3



Игры со спичками.

4



Модели геометрических тел.

5



Построение каркасов тел.

6



Построение каркасов тел.

7



Построение проекций тел.

8



Построение проекций тел.

9



Построение сечений.

10



Построение сечений.

11



Построение развёрток тел.

12



Построение развёрток тел.

13



Моделирование тел

14



Моделирование тел

15



Важная идея – задания на свежую, интересную идею.

16



Защита проектов.

17



Защита проектов.


Методическое обеспечение программы


Результат реализации программы «Занимательная геометрия» во многом зависит

от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного

оборудования.

Оборудование: столы; стулья, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Инструменты и приспособления: тетради, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, цветной картон, клей, тонкий скотч, спички (палочки), кубики, проволока, верёвка, линейка, пластилин, степлер.



Список литературы

(для учителя)

1.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. –М.: Просвещение, 1998.

2.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.

3.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:

Академкнига/Учебник, 2002.

4.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.

5.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.

6. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6

классы.М.: «Глобус» 2009.

7. Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.

8. О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва,

«ИздательствоНЦЭнас», 2007.