Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная геометрия» для 5 класса относится к научно-
познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны
иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики (модуль - геометрия) на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является, и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики.
Занятия математического кружка должны содействовать
развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому
использованию символики, правильному применению математической терминологии.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и
следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть
не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень
знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей
социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического
здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях математики;
-расширять математические знания в области геометрии;
-развивать пространственное воображение;
-учить правильно, применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная геометрия»
рассчитана на один год обучения, 35 учебных часа, один час в неделю.
Принципы программы:
1. Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2. Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3. Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической
терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных
задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных
олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Развитие у учащихся мелкой моторики.
5. Обеспечение мотивации.
- развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления.
- успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление
на олимпиадах по математике.
6. Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется
усвоение за 34 часа.
7. Курс ориентационный
- осуществляет учебно-практическое знакомство с таким разделом математики как геометрия,
- удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной
науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий.
Занятия учебной группы проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
- индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, с учётом возможностей каждого).
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
- групповая (разделение на группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении,
деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 5-м классе является
формирование универсальных учебных действий.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения
коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение
учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в
обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов и т.д.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены
таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать
работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности,
включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить
ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и
проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -
незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках
накопительной системы, создание портфолио.
III. Содержание программы
1.Математика – царица наук. - 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с
изучаемым материалом.
2. Геометрия на клетчатой бумаге. – 17 часов
1) Рисование фигур на клетчатой бумаге – 2 часа
2) Разрезание фигур на равные части – 1 час
3) Разрезание и перекладывание фигур – 2 часа
4) Паркеты – 1 час
5) Игры с пентамино – 1 час
6) Вычерчивание фигур одним росчерком – 1 час
7) Чудеса из бумаги – геометрические головоломки – 2 часа
8) Загадки симметрии – 2 часа
9) Геометрические софизмы -1 час
10) Важная идея – задания на свежую, интересную идею – 2часа
11) Защита проектов -2 часа.
Данный раздел включает в себя:
- знакомство с элементарной геометрией на плоскости,
- знакомство с интересными приёмами комбинирования плоских фигур,
- подбирание совместимых фигур по структуре, форме, размерам,
- знакомство с геометрическими ребусами,
- решение логических конструкций, софизмов,
- решение обратных задач,
- создание проектов,
- систематизация знаний по разделу.
3. Геометрия в пространстве – 17 часов.
1) Волшебные квадраты – 2
2) Игры со спичками – 1
3) Модели геометрических тел –1
4) Построение каркасов тел – 2
5) Построение проекций тел – 2
6) Построение сечений – 2
7) Построение развёрток тел – 2
8) Моделирование тел – 2
9) Важная идея – задания на свежую, интересную идею – 1час
10) Защита проектов – 2
Данный раздел включает в себя:
- знакомство со стереометрическими телами,
- моделирование разнообразных объёмных конструкций,
- построение каркасов тел, их проекций на плоскость,
- создание стереометрических тел из различных материалов,
- нахождение точек пересечения прямых в пространстве,
- построение сечений,
- решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить,
в уме несложные рассуждения,
- создание проектов,
- систематизация знаний по разделу.
Календарно тематический план
№ | Дата. | Кор-ция. | Тема |
1. | | | Математика – царица наук. -1 час. |
2. Геометрия на клетчатой бумаге. – 17 часов. |
1 | | | Рисование фигур на клетчатой бумаге. |
2 | | | Рисование фигур на клетчатой бумаге. |
3 | | | Разрезание фигур на равные части. |
4 | | | Разрезание и перекладывание фигур. |
5 | | | Разрезание и перекладывание фигур. |
6 | | | Паркеты. |
7 | | | Игры с пентамино |
8 | | | Вычерчивание фигур одним росчерком. |
9 | | | Чудеса из бумаги – геометрические головоломки. |
10 | | | Чудеса из бумаги – геометрические головоломки. |
11 | | | Загадки симметрии. |
12 | | | Загадки симметрии. |
13 | | | Геометрические софизмы. |
14 | | | Важная идея – задания на свежую, интересную идею. |
15 | | | Важная идея – задания на свежую, интересную идею. |
16 | | | Защита проектов. |
17 | | | Защита проектов. |
3. Геометрия в пространстве – 17 часов. |
1 | | | Волшебные квадраты. |
2 | | | Волшебные квадраты. |
3 | | | Игры со спичками. |
4 | | | Модели геометрических тел. |
5 | | | Построение каркасов тел. |
6 | | | Построение каркасов тел. |
7 | | | Построение проекций тел. |
8 | | | Построение проекций тел. |
9 | | | Построение сечений. |
10 | | | Построение сечений. |
11 | | | Построение развёрток тел. |
12 | | | Построение развёрток тел. |
13 | | | Моделирование тел |
14 | | | Моделирование тел |
15 | | | Важная идея – задания на свежую, интересную идею. |
16 | | | Защита проектов. |
17 | | | Защита проектов. |
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная геометрия» во многом зависит
от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного
оборудования.
Оборудование: столы; стулья, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Инструменты и приспособления: тетради, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, цветной картон, клей, тонкий скотч, спички (палочки), кубики, проволока, верёвка, линейка, пластилин, степлер.
Список литературы
(для учителя)
1.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. –М.: Просвещение, 1998.
2.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.
3.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002.
4.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
5.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
6. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6
классы.М.: «Глобус» 2009.
7. Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
8. О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва,
«ИздательствоНЦЭнас», 2007.