СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная грамматика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательная грамматика

Просмотр содержимого документа
«Занимательная грамматика»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области


Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов


Руководитель ___________________/И.В. Орехова/

(Протокол №____ от __________________2024 года)


Принята на заседании педагогического совета



(Протокол №____ от _________________2024 года)



УТВЕРЖДЕНА


Директор школы ______________/А.В. Матяшова/

(Приказ №____ от ___________________2024 года)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

(ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

ДЛЯ 4 КЛАССА

НА 2024-2025УЧЕБНЫЙ ГОД






Составитель:

Студеникина Любовь Васильевна, учитель начальных классов 1 категории






п. Новокасторное, 2024г.




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 4 класса составлена на основе:


Нормативные документы


1

Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ.


2

ФГОС НОО, утверждённый приказом Минобразования РФ №373 от 6.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009 г. №17785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22. 09.2011 №2357)


3

ООП НОО Новокасторенской средней общеобразовательной школы


4

Учебный план Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2024-2025 учебный год.


5

Календарный учебный график Новокасторенской средней общеобразовательной школы на 2024/2025 учебный год.


6

Примерной программы по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 4 класса Волиной В.В. «Веселая грамматика»




В соответствии с Образовательной программой школы, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю с использованием учебных пособий:



Авторы


Название


Год

издания


Издательство


1

В.В.Волина

Веселая грамматика.

2022

М.: «Просвещение»

2

В.В.Волина

Занимательная морфология и орфоэпия.

2022

М.: «Просвещение»

3

Т.Н.Максимова

Интеллектуальный марафон.

2023

М.: «Просвещение»



  1. Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса

(ФГОС)



Личностные

Учащиеся должны знать:

- расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,

– знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения,

- знать об этических нормах взаимоотношений в семье,

- знать о нормах общения между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

- необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

- сформировать представление о грамматике русского языка,

- сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям по русскому языку.

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.



Коммуникативные УУД:

- получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.


сколько знания о ценностях;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Ученик научится:

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.


Ученик получит возможность научиться :

  • развивать  смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.





  1. Содержание учебного предмета, курса


Раздел / тема

Часы


Содержание


Раздел 1. Фонетика и орфоэпия.

Что такое орфоэпия?

Что такое фонография или звукозапись?

 Звуки не буквы! Транскрипция.

Звучащая строка.

 Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения.

 Правильная постановка ударений в словах. «Пигмалион» учит орфоэпии.

Звукоподражание.


7

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  «буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Фонетика и орфоэпия».


Раздел 2. Лексикология

Имена вещей.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

 В царстве смыслов много дорог.

 Как и почему появляются новые слова?

Многозначность слова.

 «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Об одном и том же - разными словами.

 Как возникают названия.

  Слова – антиподы.

  Фразеологические обороты.

 Словари «чужих» слов.

Работа со словарем. Сравнение значения слов.


12

Знакомство с   термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Раздел 3. В стране слов.

 «Живая народная речь»

 Мы говорим его стихами.

 Слова, придуманные писателями.

 Слова  уходящие и слова – новички.

Словарь языка Пушкина.

История русских имен.

Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. 


Какой словарь поможет избежать ошибок?

 Словарь- грамотей. 

Научная этимология. 

Какие бывают имена? 

Древнерусские имена. 

Отчество и фамилия.

Различные способы происхождения фамилии.



15

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.



  1. Учебно-тематический план



Наименование раздела


Всего часов


1

Фонетика и орфоэпия

7 ч.

2

Лексикология

12 ч.

3

В стране слов

15 ч.

Итого

34 ч.


График проведения контрольно-измерительных работ


Период обучения


Практическая работа


Сочинение Олимпиада


1 четверть 9

1


2 четверть 7

1


3 четверть 10


1


1


4 четверть 8



1

1

Итого 34 ч

4


1 1



  1. Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов


Дата



план. факт.


Раздел 1. Фонетика и орфоэпия. (7 часов)


1

Что такое орфоэпия?


1 ч.




2

Что такое фонография или звукозапись?


1 ч.




3

Звуки не буквы! Транскрипция.

1 ч.




4

Звучащая строка.

1 ч.




5

Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения.

1 ч.




6

Правильная постановка ударений в словах. Практическая работа.

1 ч.




7

Звукоподражание.

1 ч.






Раздел 2. Лексикология. (12 часов)

8

Имена вещей.


1 ч.




9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1 ч.




10

В царстве смысла много дорог.

1 ч.




11

Как и почему появляются новые слова?

Многозначность слова.

1 ч.




12

«Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1 ч.




13

Об одном и том же - разными словами.

1 ч.




14

Как возникают названия.

  

1 ч.




15

Слова – антиподы.

1 ч.




16

  Фразеологические обороты.Практическая работа.

1 ч.




17

Словари «чужих» слов.

1 ч.




18

Работа со словарем.

1 ч.




19

Сравнение значения слов.

1 ч.






Раздел 3. В стране слов. (15 часов)

20

«Живая народная речь». Сочинение.

 

1 ч.




21

Мы говорим его стихами.

1 ч.




22

Слова, придуманные писателями.

1 ч.




23

Слова  уходящие и слова – новички.

1 ч.




24

Словарь языка Пушкина.

1 ч.




25

История русских имен.Практическая работа.

1 ч.




26

Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. 

1 ч.




27

Какой словарь поможет избежать ошибок? 

1 ч.




28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1 ч.




29

 Орфографический словарь.

1 ч.



30

Научная этимология. 

1 ч.



31

Какие бывают имена? Олимпиада.

1 ч.



32

Древнерусские имена. 

1 ч.



33

Отчество и фамилия. 

1 ч.




34

Различные способы происхождения фамилии.Практическая работа.

1 ч.




Итого 34 ч.