СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности " Занимательная математика" составлена на основе Федерального государственного  образовательного стандарта

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №14 х. Ильинов Мартыновский район Ростовская область


«Утверждаю»

Директор МБОУ-ООШ № 14

Приказ от 05.09.2018 148

___________ Т.В. Колесникова






Рабочая программа

внеурочной деятельности


«Занимательная математика»

для учащихся 3-4 классов





Составитель: учитель начальных классов

Дьяченко Светлана Ивановна







2018-2019 уч. г.

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

  • Приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.20153 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ »

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 № 85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 № 72) СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • на основе Основной образовательной программы МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов


Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика», рассчитанная на реализацию в течение 1 года, структурирована в соответствии с научно-познавательным направлением, сориентированным на закрепление интереса детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.      

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.  

       

Особенностями реализации программы  являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:

 - развивать математический образ мышления.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
  содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Программа ориентирована на воспитанников 8-10 лет.

Планируемые результаты освоения

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • анкетирование

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

- занятия-конкурсы на повторение практических умений,

- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии. 

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.



Содержание курса

3-4 класс (33 ч.)


п\п

Тема

кол-во часов

Различные системы счисления

4  часа

Числовые головоломки.

5 часов

Геометрические фигуры.

5 часов

Логические задачи.

3 часа

Признаки умножения и делимости.

4 часа

Решение занимательных задач.

5 часов

Гимнастика ума

7 часов


Всего

33 часа







Календарно-тематическое планирование

программы «Занимательная математика»


Тема занятия

Содержание

занятия

Кол-

во час

Дата

проведения

план


Факт

(обосно-вание)


1

Вводное занятие «Математика – царица наук»


Определение интересов, склонностей учащихся

1

06.09


2

Различные системы счисления


Греческая и римская нумерация.

Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия.


Иероглифическая система древних египтян, старинные системы записи чисел, римские цифры

1

13.09


3

Индийская и арабская система счисления.

Счёт и цифры индейцев Майя

1

20.09


4

Древнерусская система счисления

Древнерусская система исчисления, славянская нумерация

1

27.09


5

Эти удивительные числа

Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.

1

04.10


6

Числовые головоломки.



Числовые ребусы.

Цель – выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить


Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить.

1

11.10


7

Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач.

Методы перебора и способы решения задач

1

18.10


8

Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана.

Использование знаково-символических средств для

моделирования ситуаций, описанных в задачах.


1

25.10


9

Знакомство с  числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

1

08.11


10

Арифметическая викторина.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.

1

15.11


11

Геометрические фигуры.







Треугольник, задачи с  треугольниками.

Цель – развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия.


Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Исторические сведения о развитии геометрии.

1

22.11


12

Четырехугольники. Геометрические головоломки.

Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля.

1

29.11


13

Знакомство с пространственными фигурами.

Различные способы складывания бумаги. Прямоугольный параллелепипед. Цилиндр.

1

06.12


14

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

Решение разнообразных задач на измерения, вычисления и построения (учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами).

1

13.12


15

КВН «Занимательная геометрия».

Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. Задания Незнайки.

1

20.12


16

Логические задачи.









Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание.

Цель – научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.



Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.

1

27.12


17

Задачи на сравнение и на равновесие

Задачи по теме: «Сколько надо взять?» Задачи на отношения «больше», «меньше».

1

10.01


18

Задачи с многовариантными решениями.

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

1

17.01


19

Признаки умножения и делимости.





Признаки умножения.

Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения.


Устанавливать делимость без выполнения самого деления. Решение задач на использование признаков делимости.

1

24.01


20

Признаки делимости на 2,3,5,9.

Решение задач на использование признаков делимости. Задача на развитие воображения.

1

31.01


21

Признаки делимости на 4,6,8

Решение задач на использование признаков делимости. Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

1

07.02


22

Конкурс «Газета любознательных».

Проектная деятельность: конкурс на лучшую математическую газету

1

14.02


23

Решение занимательных задач.



Старинные задачи. Решение шутливых задач.

Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен.


Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику.

1

21.02


24

Задачи от противного.

Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».

1

28.02


25

Задачи  на движение по реке.

Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».

1

07.03


26

Задачки со сказочным сюжетом.

Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор».

1

14.03


27

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Топологические задачи. Пентамино.

1

21.03


28

Гимнастика ума.




Комбинаторные задачи.

Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике.


Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.

Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений.

1

04.04


29

Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками.

Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.


11.04


30

Знакомство с принципом Дирихле.

Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение.

Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.


1

18.04


31

Круги Эйлера. Решение задач.

Цель – сформировать понимание геометрических схем, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.

Это новый тип задач, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи.

1

25.04


32

Магический квадрат.

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей».

1

16.05


33

Заключительное занятие    «Математическая викторина».

Головоломки, ребусы, занимательные задачи.

1

23.05




РАССМОТРЕНО

Протокол заседания МС

МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

от 2018 года № __


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

____________ О.В.Петрова

______________ 2018 г.







18