Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №14 х. Ильинов Мартыновский район Ростовская область
«Утверждаю»
Директор МБОУ-ООШ № 14
Приказ от 05.09.2018 № 148
___________ Т.В. Колесникова
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для учащихся 3-4 классов
Составитель: учитель начальных классов
Дьяченко Светлана Ивановна
2018-2019 уч. г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.20153 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ »
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 № 85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 № 72) СанПиН 2.4.2.2821-10;
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика», рассчитанная на реализацию в течение 1 года, структурирована в соответствии с научно-познавательным направлением, сориентированным на закрепление интереса детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Особенностями реализации программы являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель:
- развивать математический образ мышления.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа ориентирована на воспитанников 8-10 лет.
Планируемые результаты освоения
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Содержание курса
3-4 класс (33 ч.)
№п\п | Тема | кол-во часов |
-
| Различные системы счисления | 4 часа |
-
| Числовые головоломки. | 5 часов |
-
| Геометрические фигуры. | 5 часов |
-
| Логические задачи. | 3 часа |
-
| Признаки умножения и делимости. | 4 часа |
-
| Решение занимательных задач. | 5 часов |
-
| Гимнастика ума | 7 часов |
| Всего | 33 часа |
Календарно-тематическое планирование
программы «Занимательная математика»
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Кол- во час | Дата проведения |
план | Факт (обосно-вание) |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | Определение интересов, склонностей учащихся | 1 | 06.09 | |
2 | Различные системы счисления Греческая и римская нумерация. | Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия. Иероглифическая система древних египтян, старинные системы записи чисел, римские цифры | 1 | 13.09 | |
3 | Индийская и арабская система счисления. | Счёт и цифры индейцев Майя | 1 | 20.09 | |
4 | Древнерусская система счисления | Древнерусская система исчисления, славянская нумерация | 1 | 27.09 | |
5 | Эти удивительные числа | Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления. | 1 | 04.10 | |
6 | Числовые головоломки. Числовые ребусы. | Цель – выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. | 1 | 11.10 | |
7 | Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач. | Методы перебора и способы решения задач | 1 | 18.10 | |
8 | Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана. | Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. | 1 | 25.10 | |
9 | Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | 08.11 | |
10 | Арифметическая викторина. | Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. | 1 | 15.11 | |
11 | Геометрические фигуры. Треугольник, задачи с треугольниками. | Цель – развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Исторические сведения о развитии геометрии. | 1 | 22.11 | |
12 | Четырехугольники. Геометрические головоломки. | Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. | 1 | 29.11 | |
13 | Знакомство с пространственными фигурами. | Различные способы складывания бумаги. Прямоугольный параллелепипед. Цилиндр. | 1 | 06.12 | |
14 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. | Решение разнообразных задач на измерения, вычисления и построения (учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами). | 1 | 13.12 | |
15 | КВН «Занимательная геометрия». | Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. Задания Незнайки. | 1 | 20.12 | |
16 | Логические задачи. Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание. | Цель – научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения. | 1 | 27.12 | |
17 | Задачи на сравнение и на равновесие | Задачи по теме: «Сколько надо взять?» Задачи на отношения «больше», «меньше». | 1 | 10.01 | |
18 | Задачи с многовариантными решениями. | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 1 | 17.01 | |
19 | Признаки умножения и делимости. Признаки умножения. | Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения. Устанавливать делимость без выполнения самого деления. Решение задач на использование признаков делимости. | 1 | 24.01 | |
20 | Признаки делимости на 2,3,5,9. | Решение задач на использование признаков делимости. Задача на развитие воображения. | 1 | 31.01 | |
21 | Признаки делимости на 4,6,8 | Решение задач на использование признаков делимости. Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. | 1 | 07.02 | |
22 | Конкурс «Газета любознательных». | Проектная деятельность: конкурс на лучшую математическую газету | 1 | 14.02 | |
23 | Решение занимательных задач. Старинные задачи. Решение шутливых задач. | Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. | 1 | 21.02 | |
24 | Задачи от противного. | Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом». | 1 | 28.02 | |
25 | Задачи на движение по реке. | Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо». | 1 | 07.03 | |
26 | Задачки со сказочным сюжетом. | Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор». | 1 | 14.03 | |
27 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Топологические задачи. Пентамино. | 1 | 21.03 | |
28 | Гимнастика ума. Комбинаторные задачи. | Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. | 1 | 04.04 | |
29 | Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками. | Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями. | | 11.04 | |
30 | Знакомство с принципом Дирихле. | Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле. | 1 | 18.04 | |
31 | Круги Эйлера. Решение задач. | Цель – сформировать понимание геометрических схем, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Это новый тип задач, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи. | 1 | 25.04 | |
32 | Магический квадрат. | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей». | 1 | 16.05 | |
33 | Заключительное занятие «Математическая викторина». | Головоломки, ребусы, занимательные задачи. | 1 | 23.05 | |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МС МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от 2018 года № __ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ О.В.Петрова ______________ 2018 г. |
18