СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»


2019г.

I. Пояснительная записка

Программа предметного кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Программа кружка определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Программа предметного кружка «Занимательная математика» разработана для учащихся 3 классов, рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 35-40 минут.




Цель: создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.

Задачи:

-развивать практические умения обучающихся решать нестандартные задачи;

-развивать математический кругозор, логическое и творческое мышление, исследовательские умения учащихся;

-формировать навыки самостоятельной работы;

-воспитывать настойчивость, инициативу;

-развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.


II. Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • понимание причин успеха в учебной деятельности; умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

  • представление об основных моральных нормах, чувство справедливости, ответственности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения заданий проблемного и эвристического характера;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

  • развития внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • развития самостоятельности суждений и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы компетенции:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

  • анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

  • различать способы и результат действия;

  • адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • прогнозирования результатов своих действий на основе анализа учебной ситуации;

  • проявления познавательной инициативы и самостоятельности;

  • самостоятельного адекватного оценивания правильности выполнения действий и внесения необходимых корректив по ходу решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

  • формулировать проблему;

  • устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

  • сравнивать разные приемы действий и выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • различать обоснованные и необоснованные суждения;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритмы решения проблем творческого и поискового характера и использовать их в ходе самостоятельной работы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в совместной работе коллектива;

  • вести диалог, работая в парах, группах;

  • допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

  • координировать свои действия с действиями партнеров;

  • корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

  • задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль совместных действий;

  • совершенствовать математическую речь;

  • высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • критически относиться к своему и чужому мнению;

  • уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  • принимать самостоятельно решения;

  • содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.


Предметные результаты:

Использование приобретённых математических знаний для описания и

объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для

оценки их количественных и пространственных отношений.

• Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами

счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного

представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),

записи и выполнения алгоритмов.

• Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре,

исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,

работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,

представлять, анализировать и интерпретировать данные.

• Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере

(набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию

по заданной теме).

• Универсальные уч

  • использование обучающимися приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • умения исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.



III.Содержание программы

1.Математика – царица наук.- 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1 час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с числами. – 1 час

Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с числами.- 1 час

Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11. Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 1 час

Решение задач повышенной сложности.

19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. - 1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед, открытия Архимеда,вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор, открытия Пифагора, вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.- 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

33. Круглый стол «Подведем итоги». – 1час

Систематизация знаний по изученным разделам.


Основные виды деятельности обучающихся

  • решение занимательных задач;

  • мини-проекты;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах, коллективная работа;

  • творческие и исследовательские работы;

  • составление загадок, сказок, требующих математического решения;

  • инсценирование задач, загадок;

  • составление кроссвордов, ребусов, докладов, презентаций;

  • участие в олимпиадах разного уровня.



Проверка результативности изучения программы

Основные формы подведения итогов:

-игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины и др.);

-представление творческих работ (кроссвордов, ребусов и др.), защита проектов

( «Газета любознательных»);

-участие в олимпиадах, конкурсах.


IV. Тематический план

п/п

Тема

Всего часов

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

2

Занимательные задачи

5

3

Учимся отгадывать ребусы

2

4

Наглядная геометрия

3

5

Олимпиады, конкурсы

3

6

Жизнь замечательных людей

1

7

Площадь и объем фигур

4

8

Оформляем школьную математическую газету

1

9

Симметрия фигур

2

10

Арифметические фокусы, игры, головоломки

3

11

Числа и операции над ними

5

12

Логические задачи

2

13

Подводим итоги

2


Итого:

34

V. Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение

Литература и средства обучения

1.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

2.Математика.Устные упражнения.3 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций /С.И. Волкова. М.: Просвещение, 2017.

3. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

4. М.И.Моро, С.В. Волкова. Для тех, кто любит математику: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018.

5.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.



Календарно – тематическое планирование

занятий предметного кружка «Занимательная математика»

на 2019-2020 учебный год


№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Виды деятельности

Дата проведения

1.

Вводное занятие «Математика – царица наук».

1

беседа, излагать свое мнение,

аргументировать свою точку зрения.

06.09

2.

Как люди научились считать.

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

13.09

3.

Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

20.09

4.

Решение занимательных задач в стихах.

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

27.09

5.

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

работа с алгоритмами

04.10

6.

Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

11.10

7.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

решение теста ,кроссворда

18.10

8.

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

работа с алгоритмом

25.10

9.

Решение ребусов и логических задач.

1

самостоятельная работа

08.11

10.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

15.11

11.

Загадки- смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

22.11

12.

Игра «Знай свой разряд».

1

работа с таблицей разрядов

29.11

13.

Обратные задачи.

1

работа в группах «Найди пару»

06.12

14.

Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

13.12

15.

Задачи с изменением вопроса.

1

инсценирования задач

20.12

16.

17.

«Газета любознательных».

2

проектная деятельность

10.01

17.01

18.

Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

24.01

19.

Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

31.01

20.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

1

решение заданий повышенной трудности

07.02

21.

Школьная олимпиада.

1

решение заданий


повышенной трудности

14.02

22.

Игра «Работа над ошибками».

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

21.02

23.

Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

28.02

24.

Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

06.03

25.

Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

13.03

26.

Игра «У кого какая цифра».

1

творческая работа

20.03

27.

Знакомьтесь: Архимед!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

03.04

28.

Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

10.04

29.

Знакомьтесь: Пифагор!

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

17.04

30.

Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

24.04

31.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление знаковых систем

08.05

32.

Задачи с многовариантными решениями.

1

индивидуальная работа

15.05

33.

Математический КВН.

1

работа в группах

22.05

34.

Круглый стол «Подведем итоги».

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

29.05