2019г.
I. Пояснительная записка
Программа предметного кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Программа кружка определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Программа предметного кружка «Занимательная математика» разработана для учащихся 3 классов, рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 35-40 минут.
Цель: создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.
Задачи:
-развивать практические умения обучающихся решать нестандартные задачи;
-развивать математический кругозор, логическое и творческое мышление, исследовательские умения учащихся;
-формировать навыки самостоятельной работы;
-воспитывать настойчивость, инициативу;
-развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
II. Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности; умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах, чувство справедливости, ответственности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения заданий проблемного и эвристического характера;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
развития внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развития самостоятельности суждений и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы компетенции:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования:
прогнозирования результатов своих действий на основе анализа учебной ситуации;
проявления познавательной инициативы и самостоятельности;
самостоятельного адекватного оценивания правильности выполнения действий и внесения необходимых корректив по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
сравнивать разные приемы действий и выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритмы решения проблем творческого и поискового характера и использовать их в ходе самостоятельной работы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность для формирования:
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Предметные результаты:
Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
• Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами
счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного
представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),
записи и выполнения алгоритмов.
• Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
представлять, анализировать и интерпретировать данные.
• Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере
(набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию
по заданной теме).
• Универсальные уч
использование обучающимися приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
умения исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
III.Содержание программы
1.Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1 час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами. – 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.- 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1 час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. - 1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед, открытия Архимеда,вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор, открытия Пифагора, вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33. Круглый стол «Подведем итоги». – 1час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Основные виды деятельности обучающихся
решение занимательных задач;
мини-проекты;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах, коллективная работа;
творческие и исследовательские работы;
составление загадок, сказок, требующих математического решения;
инсценирование задач, загадок;
составление кроссвордов, ребусов, докладов, презентаций;
участие в олимпиадах разного уровня.
Проверка результативности изучения программы
Основные формы подведения итогов:
-игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины и др.);
-представление творческих работ (кроссвордов, ребусов и др.), защита проектов
( «Газета любознательных»);
-участие в олимпиадах, конкурсах.
IV. Тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 |
2 | Занимательные задачи | 5 |
3 | Учимся отгадывать ребусы | 2 |
4 | Наглядная геометрия | 3 |
5 | Олимпиады, конкурсы | 3 |
6 | Жизнь замечательных людей | 1 |
7 | Площадь и объем фигур | 4 |
8 | Оформляем школьную математическую газету | 1 |
9 | Симметрия фигур | 2 |
10 | Арифметические фокусы, игры, головоломки | 3 |
11 | Числа и операции над ними | 5 |
12 | Логические задачи | 2 |
13 | Подводим итоги | 2 |
| Итого: | 34 |
V. Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение
Литература и средства обучения
1.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
2.Математика.Устные упражнения.3 класс: Учебное пособие для общеобразовательных организаций /С.И. Волкова. М.: Просвещение, 2017.
3. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
4. М.И.Моро, С.В. Волкова. Для тех, кто любит математику: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018.
5.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
Календарно – тематическое планирование
занятий предметного кружка «Занимательная математика»
на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Виды деятельности | Дата проведения |
1. | Вводное занятие «Математика – царица наук». | 1 | беседа, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. | 06.09 |
2. | Как люди научились считать. | 1 | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | 13.09 |
3. | Интересные приемы устного счёта. | 1 | устный счёт | 20.09 |
4. | Решение занимательных задач в стихах. | 1 | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 27.09 |
5. | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | работа с алгоритмами | 04.10 |
6. | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | составление математических ребусов | 11.10 |
7. | Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | решение теста ,кроссворда | 18.10 |
8. | Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | работа с алгоритмом | 25.10 |
9. | Решение ребусов и логических задач. | 1 | самостоятельная работа | 08.11 |
10. | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | составление схем, диаграмм | 15.11 |
11. | Загадки- смекалки. | 1 | составление загадок, требующих математического решения | 22.11 |
12. | Игра «Знай свой разряд». | 1 | работа с таблицей разрядов | 29.11 |
13. | Обратные задачи. | 1 | работа в группах «Найди пару» | 06.12 |
14. | Практикум «Подумай и реши». | 1 | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | 13.12 |
15. | Задачи с изменением вопроса. | 1 | инсценирования задач | 20.12 |
16. 17. | «Газета любознательных». | 2 | проектная деятельность | 10.01 17.01 |
18. | Решение нестандартных задач. | 1 | решение задач на установление причинно-следственных отношений | 24.01 |
19. | Решение олимпиадных задач. | 1 | решение заданий повышенной трудности | 31.01 |
20. | Решение задач международной игры «Кенгуру». | 1 | решение заданий повышенной трудности | 07.02 |
21. | Школьная олимпиада. | 1 | решение заданий повышенной трудности | 14.02 |
22. | Игра «Работа над ошибками». | 1 | работа над ошибками олимпиадных заданий | 21.02 |
23. | Математические горки. | 1 | решение задач на преобразование неравенств | 28.02 |
24. | Наглядная алгебра. | 1 | работа в группах: инсценирование | 06.03 |
25. | Решение логических задач. | 1 | схематическое изображение задач | 13.03 |
26. | Игра «У кого какая цифра». | 1 | творческая работа | 20.03 |
27. | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | работа с энциклопедиями и справочной литературой | 03.04 |
28. | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 10.04 |
29. | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | 17.04 |
30. | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | Работа в парах по решению задач | 24.04 |
31. | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | составление знаковых систем | 08.05 |
32. | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | индивидуальная работа | 15.05 |
33. | Математический КВН. | 1 | работа в группах | 22.05 |
34. | Круглый стол «Подведем итоги». | 1 | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | 29.05 |