СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие в увлекательной форме

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17








Внеклассное занятие по математике

«Математическое кафе»

(внеурочная деятельность

кружок «Юным умникам и умницам»)



Тема «Логические задачи и задачи на смекалку»


Форма проведения: интеллектуально-занимательная

игра для обучающихся 8 – 9 лет










учитель начальных классов

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа №17

Ибрагимова Э.А.








Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника.

Задачей внеурочной деятельности является воспитание школьников и активное их участие в процессе социализации. Однако следует помнить, что ребенок в свободное время обязательно должен заниматься тем, что ему нравится, но эти занятия должны его развивать, они должны быть интересны и занимательны для школьников. Одним из таких занятий является интеллектуально-занимательная игра «Математическое кафе», которая проводится в классной комнате, украшенной под кафе, на кружке «Юным умникам и умницам». Это занятие ориентировано на обучающихся 2 класса, которые выполняют задания по математике не только программного уровня, но и максимального.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД. На занятии «Математическое кафе» формируются личностные результаты (личностная саморефлексия на этапе «Рефлексия»), познавательные (создание модели к задачам в виде схематических рисунков), коммуникативные (распределение и выполнение разных ролей: выбор капитана, демонстрация решения задач, запись необходимой информации; уважительное отношение к позиции другого; высказывание своего мнения при решении задач и обосновывание его), регулятивные УУД:

  • выдвижение версии решения проблемы в логических задачах;

  • осознание причины своего успеха или неуспеха – это прослеживается в диалоге с учителем после выполнения каждого задания:

- Что нужно было сделать?

- Удалось ли правильно выполнить задание?

- Заслуживаете балл?

Цели и задачи «Математического кафе» сформулированы в соответствии с требованиями ФГОС, т.е. на первом месте не предметные результаты, а личностные и метапредметные.

Цели:

  1. создание условий для интеллектуального и эмоционального отдыха детей;

  2. формирование культуры группового умственного труда;

  3. укрепление интереса обучающихся к математике, расширение математического кругозора;

  4. развитие логического мышления обучающихся в области математики.

Задачи:

  1. привлечь обучающихся и их родителей к организации интеллектуально-занимательной игры по математике;

  2. создать «атмосферу» свободного обмена мнениями;

  3. дать детям возможность ощутить красоту предмета математики через интеллектуально-занимательную игру.

Оборудование: музыкальное произведение «С голубого ручейка» (музыка Шаинского, слова Пляцковского); 12 эмблем; цветной мел; 4 карточки с примерами, к ним карточки с ответами и буквами; проектор; толковый словарь С.И.Ожегова; 4 карточки «Математическое меню»; карточки-баллы с цифрой 1 (48 штук); 4 листа-черновика; рисунок плота; 4 карточки с задачей «Счёт по-японски»; 4 коробка со спичками; 2 ведра: 10 л и 3 л; мужская кепка; таблички с именами Галя, Катя, Оля; игрушки: зайчик, медвежонок, слоник; 6 кукол: 3 девочки и 3 мальчика; 4 ручки; 4 конверта; 12 грамот; 4 благодарности для родителей; 4 вазы с веточками в «инее» собственного изготовления; 5 скатертей; 24 воздушных шарика.

Для «сладкого стола»: 12 кружек с блюдцами; салфетки; 2 бутылки лимонада; 2 пирога; конфеты; ватрушки.

Методические советы на подготовительный период.

На занятиях кружка «Чудеса аппликации» обучающиеся изготавливают вазы и веточки в «инее» для украшения столиков. За 2 дня до «Математического кафе» участникам кружка «Юным умникам и умницам» предлагается разделиться на 4 команды по 3 человека. Каждый участник достаёт карточку с номером команды (при формировании групп может быть использован любой психологический прием: по цвету, по геометрическим фигурам, по дням рождения и т. п.). В командах дети сами выбирают капитанов, придумывают названия команд, свою эмблему, отражающую название, договариваются, кто будет рисовать эмблемы. Распределить и заранее принести игрушки, мужскую кепку, 5 скатертей.

Сценарный план, ход проведения игры.

1 Этап: Приветствие команд. Создание эмоционального настроя.

2 Этап: Игра-эстафета (решение примеров; составление слова КАФЕ; работа с толковым словарём; ознакомление с математическим меню).

3 Этап: « Посчитай цыплят!»

4 Этап: Викторина «Весёлые задачки».

5 Этап: Блицтурнир (продолжить предложения).

6 Этап: «Логические задачи» (демонстрация решения задач, создание модели к задачам в виде схематических рисунков).

7 Этап: Задачи на смекалку.

8 Этап: «Счёт по-японски».

9 Этап: «Геометрические задачи» (работа со спичками).

10 Этап: Итог игры. Награждение команд.

11 Этап: Рефлексия («Я-высказывание»).

12 Этап: «Сладкий стол». Вручение благодарностей детям, чьи родители приняли участие в организации игры.


Сценарий игры.

1 Этап: Приветствие команд. Создание эмоционального настроя.

(Коммуникативные умения: уважительное отношение к позиции других

при разгадывании эмблем)

Под музыкальное произведение «С голубого ручейка» (музыка Шаинского, слова Пляцковского) игроки занимают места за столиками. Слайд 1.

Учитель: Ребята, сегодня в игре принимают участие 4 команды. Давайте поприветствуем друг друга. В песне прозвучали слова: «Дружба начинается с улыбки». Я предлагаю, чтобы наша игра прошла в тёплой и дружеской обстановке, давайте друг другу улыбнёмся.

Учитель: А теперь каждая команда представит свою эмблему, остальные участники игры должны угадать название команд-соперниц.

2 Этап: Игра-эстафета.

(Коммуникативные умения: распределение ролей (запись информации)

Учитель: Предлагаю начать игру с математической эстафеты. Объясняю правила игры. Каждая команда сейчас получит карточку с примерами. Слайд 2. Решив первый пример, ответ должны записать в правом столбце таблицы. Затем команды должны поменяться столиками по часовой стрелке. Решив второй пример, снова меняетесь столиками. И так до тех пор, пока не решите все примеры. Записывать ответы будете по очереди. Очередь в своих командах устанавливаете сами. Кому не понятны правила игры?

(Капитаны команд получают карточки с примерами).

Учитель: Приступаем к заданию.

40


-13

:3

+11

:5

*6



9


*5

-21

:4

+22

:7


70


-30

:5

+50

-51

*3



45


:5

+61

-62

*5

-30





Учитель: Прошу капитанов подойти к доске и найти карточку со своим ответом. Рядом карточка с буквой. Можете открыть её. Составьте из букв слово. Что получилось? КАФЕ

24

К


4

А


21

Ф


10

Е




Учитель: Ребята, что означает слово кафе?

Из толкового словаря: Кафе – небольшой ресторан с подачей кофе.

Слайд 3 (Фото кафе)

Учитель: Ребята, сейчас вы тоже находитесь в кафе, но только в математическом.

Учитель: Не сегодня, не вчера,

Сто веков примерно

В жизнь ребят вошла игра

Совершенно верно.

В кафе пришёл – не хмурь лица,

Будь весёлым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь.

Ну, ни пуха, ни пера

Наше дело свято.

И да здравствует игра!

Правильно, ребята?

Учитель: В каждом кафе есть меню, где можно заказать любое блюдо. В нашем кафе тоже имеется меню. Прошу с ним ознакомиться.

(Каждая команда получает меню).

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ

Первые блюда

  1. Игра-эстафета.

  2. «Посчитай цыплят»!

Вторые блюда

  1. Викторина «Весёлые задачки».

  2. Блицтурнир.

  3. «Логические задачи».

Третьи блюда

  1. Задачи на смекалку.

  2. «Счёт по-японски».

  3. Геометрические задачи.

Десерт

9. Итог игры. Награждение команд.

10. Рефлексия.

  1. Организация «сладкого стола». Вручение благодарностей.

Учитель: Как вы думаете, какую пищу мы будем поглощать сегодня в нашем кафе?

Игроки: Математическую.

Учитель: В меню вы можете плюсом (+) отмечать блюда (т.е. задания), которые уже отведали. Какое блюдо уже отведали?

Игроки: Игру-эстафету.

Учитель: На столе у доски разложены карточки с цифрой 1. Это баллы, которые вы будете зарабатывать, выполняя следующие задания. За каждый правильный ответ вы берёте 1 балл и кладёте в свой конверт, который лежит на вашем столике. А в конце игры по количеству баллов определим команду-победительницу.

Учитель: Игра продолжается. Какое блюдо сейчас отведаем?

Игроки: «Посчитай цыплят!»

3 Этап: « Посчитай цыплят!»

(Коммуникативные умения: высказывание своего мнения)

Учитель: Посмотрите на рисунок. Можете подойти к экрану.

С лайд 4.

Учитель: Сколько у хозяйки цыплят? Ответ подскажет сам цыплёнок. На выполнение задания даётся 1 минута. (1+1+1+3+3+9+9=27)

(Через 1 минуту игроки команд поочерёдно хором называют ответ).

Учитель: Первые блюда отведали. Понравились они вам?

Учитель: Переходим ко вторым блюдам.

4 Этап: Викторина «Весёлые задачки».

(Коммуникативные умения: распределение ролей (запись информации), высказывание своего мнения и обоснование его)

Учитель: Каждой команде предстоит решить весёлую задачу. Задачу читаю 1 раз. По ходу чтения можете записывать на листочках-черновиках данные. Решите, кто будет вести запись. На решение задачи даётся 1,5 минуты. Разрешается хоровой ответ. Если команда называет ответ неверно, на помощь могут прийти команды-соперницы.

Задача для 1-ой команды.

У нас богатый птичий двор –

Шестнадцать курочек на нём,

Пять петухов, четыре утки

И три цыпочки-малютки.

Сколько птичек на дворе?

Подскажите детворе. (28 птичек на дворе)

Задача для 2-ой команды.

Пришли к Айболиту лечиться

Олени, три тощие волчицы,

Шесть маленьких серых котёнка,

За ними одна собачонка.

Стоят все пятнадцать и плачут:

«Когда же лекарства назначат?»

Скажи без капризов и лени:

А сколько там было оленей? (5 оленей)

Задача для 3-ей команды.

Малыши в футбол играли

И голы все забивали:

Пять голов забил Серёжа,

Девять – Вова,

Одиннадцать – Коля,

Семь голов забил я тоже.

Сколько же всего голов

На счету у игроков? (32 гола)

Задача для 4-ой команды.

Дети руки поднимали,

На вопросы отвечали:

Три раза ответил Коля,

Восемь раз – Оля.

Пять раз высказалась Маша,

Девять раз – Даша.

Сколько раз ребята встали,

На вопросы отвечали? (25 раз)

5 Этап: Блицтурнир.

(Коммуникативные умения: уважительное отношение к позиции других)

Учитель: Я начну предложение, а вы должны правильно его закончить.

Для 1-ой команды.

Если синий карандаш в три раза длиннее зелёного, то зелёный… (В три раза короче синего.)

Для 2-ой команды.

Если в правой руке тетрадей в 5 раз меньше, чем в левой, то в левой руке(Тетрадей в 5 раз больше, чем в правой.)

Для 3-ей команды.

Если стол в 2 раза выше табуретки, то табуретка… (В 2 раза ниже стола.)

Для 4-ой команды.

Если папа в 4 раза тяжелее сына, то сын… (В 4 раза легче папы.)

Учитель: Какое следующее блюдо?

6 Этап: «Логические задачи».

(Коммуникативные умения: распределение ролей, уважительное отношение к позиции других, высказывание своего мнения и обоснование его)

(Познавательные умения: создание модели к задачамв виде схематических рисунков)

(Регулятивные умения: выдвижение версии решения проблемы в логических задачах)

Учитель: Каждой команде предстоит не только решить задачу, но и продемонстрировать ответ. (Время не ограничено.)

Для 1-ой команды.

Учитель: Для демонстрации ответа можете использовать готовый рисунок плота, кепку для «Отца».

Папа с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река. У берега плот. Он выдерживает на воде только одного папу или двух сыновей. Как переправиться на другой берег папе с сыновьями?

Решение. Сначала переправляются сыновья. Один остаётся на берегу. Другой возвращается. Переправляется отец. Остаётся на берегу, а сын возвращается за братом.

Для 2-ой команды.

Учитель: Ваша команда должна не только продемонстрировать с игрушками решение, но и начертить схему. (Игроки 2-ой команды для демонстрации решения получают таблички с именами: Катя, Галя, Оля и игрушки: зайчика, медвежонка, слоника)

Играя, каждая из трёх девочек – Катя, Галя и Оля – спрятали одну из игрушек – зайчика, медвежонка, слоника. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Кто какую игрушку спрятал?

Р ешение. Катя Галя Оля

зайчик медвежонок слоник

(Оля спрятала слоника, Катя – медвежонка, Галя – зайчика).

Для 3-ей команды.

Учитель: Ваша команда для демонстрации может использовать кукол-девочек и кукол-мальчиков, потом решение представить в виде схемы.

В семье несколько детей. Один ребёнок говорит, что у него есть один брат и одна сестра. Другой ребёнок добавил, что у него нет ни одного брата. Сколько в семье детей? Сколько в этой семье девочек и мальчиков?

Р ешение. Б.

? С.

(В семье з детей: две девочки, один мальчик).

Для 4-ой команды.

Учитель: Ваша команда может использовать два ведра объёмом 10 литров и 3 литра.

Мачеха дала Золушке задание: вскипятить ровно 8 л воды, и дала ей 2 ведра, вместимостью 10 л и 3л. Помогите Золушке справиться с заданием.

10л




Решение. (3л+3л+3л+1л= 10л, осталось 2 л в 3-х литровом ведре. 10 л воды вылить из ведра, а остаток 2 л из 3-х литрового ведра налить в 10-ти литровое ведро. Затем долить два раза по з литра из 3-х литрового ведра).

7 Этап: Задачи на смекалку.

(Коммуникативные умения: уважительное отношение к позиции других, высказывание своего мнения и обоснование его)

Учитель: Каждая команда, прослушав задачу, должна сразу дать ответ. Если ответ неверный, на помощь приходят команды соперницы.

(После каждого ответа следует спросить у всех участников игры кто не согласен с ответом.)

Для 1-ой команды.

Масса дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках, 3кг. Какова будет её масса, если она встанет на 4 ноги? (3кг)

Для 2-ой команды.

Чтобы сварить 1кг мяса, требуется 1 час. За сколько времени сварится полкилограмма такого же мяса? (За 1 час)

Для 3-ей команды.

Пара лошадей пробежала 40км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40км)

Для 4-ой команды.

На складе было 6 цистерн с горючим, по 7 т в каждой. Из трёх цистерн горючее взяли для автопарка. Сколько цистерн осталось? (6 цистерн)

Учитель: Какое следующее блюдо будем поглощать?

8 Этап: «Счёт по-японски».

(Коммуникативные умения: распределение ролей, уважительное отношение к позиции других, высказывание своего мнения и обоснование его)

(Познавательные умения: составление алгоритма решения задачи)

Учитель: Капитанов прошу получить карточки с задачей.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итти

ни

сан

си

го

року

нети

хати

ку

дзю

Решите задачу:

«В корзине было ку яблок. Каждому из си детей мама дала по ни яблок. Сколько яблок осталось в корзине?»

- Ответ дайте по-японски.

Учитель: Каждая команда в течение 5 минут должна решить задачу. Ответ необходимо дать по-японски. Принимаются хоровые ответы (поочерёдно).

Решение. 9 - 4*2 = 1 (итти яблок осталось в корзине)

9 Этап: «Геометрические задачи».

(Регулятивные умения: выдвижение версии решения проблемы в логических задачах)

Коммуникативные умения: уважительное отношение к позиции других, высказывание своего мнения и обоснование его

Познавательные умения: составление алгоритма решения задачи

Учитель: Для следующего блюда вам потребуются спички.

Задание 1. (Для всех команд)

Из спичек сложите корову. Туловище должно состоять из шести спичек.


Слайд 5.

У читель: Теперь переложите 2 спички так, чтобы корова посмотрела в другую сторону.

Слайд 5.

Решение.


Задание 2. (Для всех команд)

У читель: Из 12 спичек сложите 4 равных квадрата.

Слайд 5.


У читель: Переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 равных квадрата.

Слайд 5.


Учитель: Что у нас на десерт?


10 Этап: Итог игры. Награждение команд.

(Личностные результаты: умение радоваться успехам и сопереживать неудаче одноклассников; умение оценивать как положительные

свои стороны, так и недостатки)

Учитель: Настал момент выявить команду-победительницу. Возьмите конверты, посчитайте свои баллы.

Учитель: Давайте поздравим команду «Знатоки», занявшую I место.

(Каждому участнику команды вручается грамота. Аналогично награждаются команды, занявшие II, III, IV места.)

Учитель: Что ещё на десерт?

11 Этап: Рефлексия.

(Коммуникативные умения: умение слушать и понимать других,

оформлять свои мысли в устной форме)

Учитель: Выскажите своё мнение:

Слайд 6.

«Мне показалось важным…»

«Я понял, что …»

«Я почувствовал, что…»

«Я думаю, что…»

Учитель: Теперь моя очередь выразить «Я-высказывание».


12 Этап: «Сладкий стол». Вручение благодарностей детям, чьи родители приняли участие в организации игры.

Учитель: Славно мы повеселились, поиграли, посчитали и задачи порешали. А теперь пришла пора подкрепиться детвора!

Учитель: В ваших высказываниях прозвучало, что только сообща мы можем преодолеть все трудности. Я предлагаю «сладкий стол» сделать общим. Как?

Игроки: Сдвинуть все четыре стола.

(Сдвигаются столы, дети ставят вазы с веточками, кружки с блюдцами, раскладывают салфетки, конфеты, по кусочку бисквита. Учитель раздаёт по кусочку пирога, разливает лимонад).

Учитель: Ребята, посмотрите, какой красивый получился стол. Кому следует выразить особую благодарность?

(Вручение благодарностей детям, чьи родители приняли участие в организации игры.) (Пока дети угощаются, учитель вписывает в грамоты названия команд.)


Методические советы организаторам и постановщикам.

Мероприятие лучше проводить в классном кабинете. Кабинет оформляется и украшается воздушными шариками. Каждая команда оформляет свой столик скатертью и вазой с веточкой, которые сделаны обучающимися на кружке «Чудеса аппликации». Для создания эмоционального настроя следует участникам игры дать полную свободу в оформлении кабинета, т.к. детям это очень нравится. Войти в кабинет и настроиться на игру можно под музыкальное произведение «С голубого ручейка». В «Математическом кафе» дети будут поглощать «математическую пищу». Для создания более эмоционального настроя на десерт целесообразно подать детям не только грамоты, но и организовать «сладкий стол».


Литература.

1. Боброва О. Дети руки поднимали. // Начальная школа, №7, 2000.

2. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

3. Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на занятиях по математике. // Начальная школа, №6, 1995.

4. Суслова В. Я. Занимательный устный счёт. // Начальная школа, №11, 1988.

5. Шурбина О.Н., Букатов В.М. Фрагмент урока математики в 4-м классе с комментариями. // Начальная школа, №11, 2006.


Реалистичность

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование УУД. На занятии «Математическое кафе» у обучающихся будут сформированы личностные результаты (личностная саморефлексия на этапе «Рефлексия») и метапредметные: познавательные (создание модели к задачам в виде схематических рисунков), коммуникативные (распределение и выполнение разных ролей; высказывание своего мнения при решении задач и обоснование его; уважительное отношение к позиции другого), регулятивные УУД:

  • выдвижение версии решения проблемы в логических задачах;

  • осознание причины своего успеха или неуспеха – это прослеживается в диалоге с учителем после выполнения каждого задания.

У обучающихся укрепится интерес к математике, расширится математический кругозор.













16