СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занимательная математика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность в начальной школе  общеинтеллектуального направления 

Просмотр содержимого документа
«"Занимательная математика"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

………… средняя школа №1
имени ……………………………………
(МБОУ ……………………. СШ №1)


Согласована Утверждена приказом
Заместитель директора по ВР Муниципального бюджетного
_______/________________/ общеобразовательного учреждения
«_____»____________2021г. ……….средней школы №1
имени …………..
от «____»___________2021г.
Директор школы______________
______________/_________/




Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»



Направление- общеинтеллектуальное
Класс- 4

Количество часов-34
Сроки реализации- 1 год


Программу разработала:
учитель начальных классов
……………………………..







………………………
2021г.






Результаты освоения курса внеурочной деятельности



Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.


Метапредметные результаты.


Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану


Коммуникативные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;










Предметные результаты:


  • Анализировать текст: ориентироваться в тексте, выделять главное и второстепенное, составлять план.

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные

  • вопросы.

  • Моделировать ситуацию.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ разрешения проблемной ситуации..

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат в соответствии с заданием.





Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности



№ п/п

Содержание курса

Форма организации

Виды деятельности

1

Введение (1час)

Вводное занятие « Математика-царица наук»

Беседа


Групповая

2

Различные системы счисления ( 4 часа)


Греческая и римская нумерация.

Индийская и арабская система счисления. Счёт и цифры индейцев Майя

Древнерусская система счисления Древнерусская система исчисления, славянская нумерация

Эти удивительные числа Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.

Беседа

математ.

игры,





Практическое занятие

Работа в парах





Фронтальная

Групповая





3

Числовые головоломки ( 5 часов)

Числовые ребусы

Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач.

Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана.

Знакомство с числовыми мозаиками.

Арифметическая викторина. Математические головоломки. Занимательные задачи.


Ребусы

Занимательные задачи


Игры

Арифметические фокусы






Работа в парах



Фронтальная



Групповая



4

Геометрические фигуры ( 5 часов)

Треугольник, задачи с треугольниками. Четырехугольники. Геометрические головоломки.. Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

КВН «Занимательная геометрия».

Математические задачи

Диспут

Математический КВН

Работа в парах



Фронтальная

Групповая

5

Логические задачи ( 3 часа)

Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание.

Задачи на сравнение и на равновесие

Задачи с многовариантными решениями.

Беседа

математ.

игры,


Работа в парах

Фронтальная

Групповая

6

Признаки умножения и делимости ( 4 часа)

Признаки умножения.

Признаки делимости на 2,3,5,9.

Признаки делимости на 4,6,8

Конкурс «Газета любознательных».


Логические задачи


Математические игры

Работа в парах



Фронтальная

Групповая


7

Решение занимательных задач ( 5 часов)

Старинные задачи. Решение шутливых задач.

Задачи от противного.

Задачи на движение по реке.

Задачки со сказочным сюжетом.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.


Задачи на смекалку


Математические игры

Викторина

Работа в парах





Фронтальная

Групповая


8

Гимнастика ума ( 7 часов)

Комбинаторные задачи.

Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений.

Знакомство с принципом Дирихле.

Круги Эйлера. Решение задач.

Магический квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

Знакомьтесь: Пифагор! Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

Заключительное занятие «Математическая викторина». Головоломки, ребусы, занимательные задачи

Комбинаторные задачи



Магические квадраты


Ребусы


Головоломки

Работа в парах





Фронтальная

Групповая



























Тематическое планирование


п/п



Наименование разделов ,тем


Количество часов


Теория

практика

1.

Введение. Вводное занятие « Математика-царица наук»

1

0,5

0.5

2

Различные системы счисления

Греческая и римская нумерация.

1

0,5

0,5

3

Индийская и арабская система счисления. Счёт и цифры индейцев Майя

1

0,5

0,5

4

Древнерусская система счисления Древнерусская система исчисления, славянская нумерация

1

0,5

0,5

5

Эти удивительные числа Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.

1

0,5

0,5

6.

Числовые головоломки

Числовые ребусы

1

0,5

0,5

7

Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач.

1

0,5

0,5

8

Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана.

1

0,5

0,5

9

Знакомство с числовыми мозаиками.

1

0,5

0,5

10

Арифметическая викторина. Математические головоломки. Занимательные задачи

1

0,5

0,5

11

Геометрические фигуры

Треугольник, задачи с треугольниками.

1

0,5

0,5

12

Четырехугольники. Геометрические головоломки.

1

0,5

0,5

13

Знакомство с пространственными фигурами.

1

0,5

0,5

14

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

1

0,5

0,5

15

КВН «Занимательная геометрия».

1

0,5

0,5

16

Логические задачи

Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание.

1

0,5

0,5

17

Задачи на сравнение и на равновесие

1

0,5

0,5

18

Задачи с многовариантными решениями.

1

0,5

0,5

19

Признаки умножения и делимости

Признаки умножения.

1

0,5

0,5

20

Признаки делимости на 2,3,5,9.

1

0,5

0,5

21

Признаки делимости на 4,6,8

1

0,5

0,5

22

Конкурс «Газета любознательных».

1

0,5

0,5

23

Решение занимательных задач

Старинные задачи. Решение шутливых задач.

1

0,5

0,5

24

Задачи от противного.

1

0,5

0,5

25

Задачи на движение по реке.

1

0,5

0,5

26

Задачки со сказочным сюжетом.

1

0,5

0,5

27

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

1

0,5

0,5

28

Гимнастика ума

Комбинаторные задачи.

1

0,5

0,5

29

Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений.

1

0,5

0,5

30

Знакомство с принципом Дирихле.

1

0,5

0,5

31

Круги Эйлера. Решение задач.

1

0,5

0,5

32

Магический квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

1

0,5

0,5

33

Знакомьтесь: Пифагор! Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

1

0,5

0,5

34


Заключительное занятие «Математическая викторина». Головоломки, ребусы, занимательные задачи

1

0,5

0,5


Итого

34

17

17








Материально-техническое обеспечение программы:


- учебный кабинет с хорошим дневным освещением, оснащенный средствами ИКТ в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами; парты и стулья, соответствующие возрасту детей, доска.

- технические средства обучения: ноутбук, локальная сеть, наличие выхода в Интернет; наглядные пособия

-раздаточный материал (кроссворды, ребусы, головоломки)

Использование таблиц, опорных схем, динамических раздаточных пособий по математике.



Учебно-методическое обеспечение программы


  • разработки игр, шарадов, загадок, ребусов;

  • методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;

воспитательной работы педагога:

  • методика формирования коллектива;

  • методика выявления неформального лидера в коллективе;

  • методика организации воспитательной работы;

работы педагога по организации учебного процесса:

  • методика комплектования учебной группы;

  • методика анализа результатов деятельности;

массовой работы:

  • методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, игры, конкурса);


Литература


Список литературы для учителей

1.Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

2. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

3. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

Список литературы для детей

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2013.






Интернет-ресурсы:

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы





























Лист коррекции



№ урока

Причина коррекции

Коррекционные мероприятия

Дата












































































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

………… средняя школа №1
имени ……………………………………
(МБОУ ……………………. СШ №1)


Согласована Утверждена приказом
Заместитель директора по ВР Муниципального бюджетного
_______/________________/ общеобразовательного учреждения
«_____»____________2021г. ……….средней школы №1
имени …………..
от «____»___________2021г.
Директор школы______________
______________/_________/







Календарно-тематический план
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»




Направление- общеинтеллектуальное
Класс- 4

Количество часов-34
Сроки реализации- 1 год


Программу разработала:
учитель начальных классов
…………………………….





……………………….
2021г.






Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности


п/п

Дата проведения

Кол-во

часов

Название разделов, тем

Примечание (введение дистанционного обучения, карантин, отмена занятий из-за низких температур)

План

Факт

Введение

1

06.09


1

Вводное занятие « Математика-царица наук»


Различные системы счисления

2

13.09


1

Греческая и римская нумерация.



3

20.09


1

Индийская и арабская система счисления. Счёт и цифры индейцев Майя



4

27.09


1

Древнерусская система счисления Древнерусская система исчисления, славянская нумерация



5


04.10


1

Эти удивительные числа Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.


Числовые головоломки

6

18.10


1

Числовые ребусы



7

25.10


1

Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач.



8

01.11


1

Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана.



9

08.11


1

Знакомство с числовыми мозаиками.



10

15.11


1

Арифметическая викторина. Математические головоломки. Занимательные задачи.


Геометрические фигуры

11

29.11


1

Треугольник, задачи с треугольниками.


12

06.12


1

Четырехугольники


13

13.12


1

Геометрические головоломки..


14

20.12


1

Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.


15

27.12


1

КВН «Занимательная геометрия».


Логические задачи

16

10.01


1

Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание.



17

17.01



1

Задачи на сравнение и на равновесие



18

24.01


1

Задачи с многовариантными решениями.


Признаки умножения и делимости

19

31.01


1

Признаки умножения.



20

07.02


1

Признаки делимости на 2,3,5,9.



21

14.02


1

Признаки делимости на 4,6,8



22

28.02


1

Конкурс «Газета любознательных».


Решение занимательных задач

23

07.03


1

Старинные задачи. Решение шутливых задач.



24

14.03


1

Задачи от противного.



25

21.03


1

Задачи на движение по реке.



26

28.03


1

Задачки со сказочным сюжетом.



27

04.04


1

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.


Гимнастика ума

28

18.04


1

Комбинаторные задачи.



29

25.04


1

Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений.



30

02.05


1

Знакомство с принципом Дирихле.



31

09.05


1

Круги Эйлера. Решение задач.



32

16.05


1

Магический квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге


33

23.05


1

Знакомьтесь: Пифагор! Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»



34

30.05


1

Заключительное занятие «Математическая викторина». Головоломки, ребусы, занимательные задачи


Итого

34ч























34