Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
………… средняя школа №1
имени ……………………………………
(МБОУ ……………………. СШ №1)
Согласована Утверждена приказом
Заместитель директора по ВР Муниципального бюджетного
_______/________________/ общеобразовательного учреждения
«_____»____________2021г. ……….средней школы №1
имени …………..
от «____»___________2021г.
Директор школы______________
______________/_________/
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Направление- общеинтеллектуальное
Класс- 4
Количество часов-34
Сроки реализации- 1 год
Программу разработала:
учитель начальных классов
……………………………..
………………………
2021г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
формировать мотивацию к работе на результат;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
Предметные результаты:
Анализировать текст: ориентироваться в тексте, выделять главное и второстепенное, составлять план.
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ разрешения проблемной ситуации..
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат в соответствии с заданием.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Содержание курса | Форма организации | Виды деятельности |
1 | Введение (1час) Вводное занятие « Математика-царица наук» | Беседа | Групповая |
2 | Различные системы счисления ( 4 часа) Греческая и римская нумерация. Индийская и арабская система счисления. Счёт и цифры индейцев Майя Древнерусская система счисления Древнерусская система исчисления, славянская нумерация Эти удивительные числа Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления. | Беседа математ. игры, Практическое занятие | Работа в парах Фронтальная Групповая |
3 | Числовые головоломки ( 5 часов) Числовые ребусы Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач. Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана. Знакомство с числовыми мозаиками. Арифметическая викторина. Математические головоломки. Занимательные задачи. | Ребусы Занимательные задачи Игры Арифметические фокусы | Работа в парах Фронтальная Групповая |
4 | Геометрические фигуры ( 5 часов) Треугольник, задачи с треугольниками. Четырехугольники. Геометрические головоломки.. Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. КВН «Занимательная геометрия». | Математические задачи Диспут Математический КВН | Работа в парах Фронтальная Групповая |
5 | Логические задачи ( 3 часа) Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание. Задачи на сравнение и на равновесие Задачи с многовариантными решениями. | Беседа математ. игры, | Работа в парах Фронтальная Групповая |
6 | Признаки умножения и делимости ( 4 часа) Признаки умножения. Признаки делимости на 2,3,5,9. Признаки делимости на 4,6,8 Конкурс «Газета любознательных». | Логические задачи Математические игры | Работа в парах Фронтальная Групповая |
7 | Решение занимательных задач ( 5 часов) Старинные задачи. Решение шутливых задач. Задачи от противного. Задачи на движение по реке. Задачки со сказочным сюжетом. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Задачи на смекалку Математические игры Викторина | Работа в парах Фронтальная Групповая |
8 | Гимнастика ума ( 7 часов) Комбинаторные задачи. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Знакомство с принципом Дирихле. Круги Эйлера. Решение задач. Магический квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. Знакомьтесь: Пифагор! Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» Заключительное занятие «Математическая викторина». Головоломки, ребусы, занимательные задачи | Комбинаторные задачи Магические квадраты Ребусы Головоломки | Работа в парах Фронтальная Групповая |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов ,тем | Количество часов | Теория | практика |
1. | Введение. Вводное занятие « Математика-царица наук» | 1 | 0,5 | 0.5 |
2 | Различные системы счисления Греческая и римская нумерация. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Индийская и арабская система счисления. Счёт и цифры индейцев Майя | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Древнерусская система счисления Древнерусская система исчисления, славянская нумерация | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Эти удивительные числа Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Числовые головоломки Числовые ребусы | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Знакомство с числовыми мозаиками. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Арифметическая викторина. Математические головоломки. Занимательные задачи | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Геометрические фигуры Треугольник, задачи с треугольниками. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Четырехугольники. Геометрические головоломки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Знакомство с пространственными фигурами. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | КВН «Занимательная геометрия». | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Логические задачи Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Задачи на сравнение и на равновесие | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Признаки умножения и делимости Признаки умножения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Признаки делимости на 2,3,5,9. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Признаки делимости на 4,6,8 | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Конкурс «Газета любознательных». | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Решение занимательных задач Старинные задачи. Решение шутливых задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Задачи от противного. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Задачи на движение по реке. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Задачки со сказочным сюжетом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Гимнастика ума Комбинаторные задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Знакомство с принципом Дирихле. | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Круги Эйлера. Решение задач. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Магический квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Знакомьтесь: Пифагор! Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Заключительное занятие «Математическая викторина». Головоломки, ребусы, занимательные задачи | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Итого | 34 | 17 | 17 |
Материально-техническое обеспечение программы:
- учебный кабинет с хорошим дневным освещением, оснащенный средствами ИКТ в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами; парты и стулья, соответствующие возрасту детей, доска.
- технические средства обучения: ноутбук, локальная сеть, наличие выхода в Интернет; наглядные пособия
-раздаточный материал (кроссворды, ребусы, головоломки)
Использование таблиц, опорных схем, динамических раздаточных пособий по математике.
Учебно-методическое обеспечение программы
разработки игр, шарадов, загадок, ребусов;
методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;
воспитательной работы педагога:
методика формирования коллектива;
методика выявления неформального лидера в коллективе;
методика организации воспитательной работы;
работы педагога по организации учебного процесса:
методика комплектования учебной группы;
методика анализа результатов деятельности;
массовой работы:
методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, игры, конкурса);
Литература
Список литературы для учителей
1.Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
2. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
3. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
Список литературы для детей
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы
Лист коррекции
№ урока | Причина коррекции | Коррекционные мероприятия | Дата |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
………… средняя школа №1
имени ……………………………………
(МБОУ ……………………. СШ №1)
Согласована Утверждена приказом
Заместитель директора по ВР Муниципального бюджетного
_______/________________/ общеобразовательного учреждения
«_____»____________2021г. ……….средней школы №1
имени …………..
от «____»___________2021г.
Директор школы______________
______________/_________/
Календарно-тематический план
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Направление- общеинтеллектуальное
Класс- 4
Количество часов-34
Сроки реализации- 1 год
Программу разработала:
учитель начальных классов
…………………………….
……………………….
2021г.
Календарно-тематический план курса внеурочной деятельности
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов | Название разделов, тем | Примечание (введение дистанционного обучения, карантин, отмена занятий из-за низких температур) |
План | Факт |
Введение |
1 | 06.09 | | 1 | Вводное занятие « Математика-царица наук» | |
Различные системы счисления |
2 | 13.09 | | 1 | Греческая и римская нумерация. | |
3 | 20.09 | | 1 | Индийская и арабская система счисления. Счёт и цифры индейцев Майя | |
4 | 27.09 | | 1 | Древнерусская система счисления Древнерусская система исчисления, славянская нумерация | |
5 | 04.10 | | 1 | Эти удивительные числа Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления. | |
Числовые головоломки |
6 | 18.10 | | 1 | Числовые ребусы | |
7 | 25.10 | | 1 | Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач. | |
8 | 01.11 | | 1 | Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана. | |
9 | 08.11 | | 1 | Знакомство с числовыми мозаиками. | |
10 | 15.11 | | 1 | Арифметическая викторина. Математические головоломки. Занимательные задачи. | |
Геометрические фигуры |
11 | 29.11 | | 1 | Треугольник, задачи с треугольниками. | |
12 | 06.12 | | 1 | Четырехугольники | |
13 | 13.12 | | 1 | Геометрические головоломки.. | |
14 | 20.12 | | 1 | Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. | |
15 | 27.12 | | 1 | КВН «Занимательная геометрия». | |
Логические задачи |
16 | 10.01 | | 1 | Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание. | |
17 | 17.01 | | 1 | Задачи на сравнение и на равновесие | |
18 | 24.01 | | 1 | Задачи с многовариантными решениями. | |
Признаки умножения и делимости |
19 | 31.01 | | 1 | Признаки умножения. | |
20 | 07.02 | | 1 | Признаки делимости на 2,3,5,9. | |
21 | 14.02 | | 1 | Признаки делимости на 4,6,8 | |
22 | 28.02 | | 1 | Конкурс «Газета любознательных». | |
Решение занимательных задач |
23 | 07.03 | | 1 | Старинные задачи. Решение шутливых задач. | |
24 | 14.03 | | 1 | Задачи от противного. | |
25 | 21.03 | | 1 | Задачи на движение по реке. | |
26 | 28.03 | | 1 | Задачки со сказочным сюжетом. | |
27 | 04.04 | | 1 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | |
Гимнастика ума |
28 | 18.04 | | 1 | Комбинаторные задачи. | |
29 | 25.04 | | 1 | Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. | |
30 | 02.05 | | 1 | Знакомство с принципом Дирихле. | |
31 | 09.05 | | 1 | Круги Эйлера. Решение задач. | |
32 | 16.05 | | 1 | Магический квадрат. Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге | |
33 | 23.05 | | 1 | Знакомьтесь: Пифагор! Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | |
34 | 30.05 | | 1 | Заключительное занятие «Математическая викторина». Головоломки, ребусы, занимательные задачи | |
Итого | 34ч | | |
34