Час занимательной математики.
(сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов).
Цели.
Образовательные:
-продолжить формирование общеучебных навыков и умений (умения обобщать, проводить аналогии, делать выводы; умения самостоятельно работать с текстом).
II. Развивающие:
-развивать познавательный интерес;
-развивать логическое мышление;
-развивать творческие коммуникативные способности.
III. Воспитательные:
-формировать навыки коллективной работы;
-формировать навыки культуры ведения дискуссии;
-воспитывать чувство ответственности.
1. Мобилизационное начало (вступительное слово учителя)
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука – математика!
Разминка. За правильный ответ оценивается 1 баллом.
1.
Задумать число
Прибавить 5
Умножить на 3
Прибавить задуманное
Вычесть 11
Разделить на 4
Вычесть задуманное.
Ответ: 1
2.
Задумать число
Умножить на 2
Прибавить 10
Умножить на 4
Отнять 40
Разделить на задуманное
Ответ: 8
2. Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнований.
Успех придет не сам собой –
Помогут ваши знания.
На обдумывание каждого ответа не более 10 секунд. Вопросы мы будем задавать поочередно каждой команде. Если у команды, которой задается вопрос, нет ответа, а у команды соперника есть, то ей может быть представлено право ответа. За правильный ответ 1 балл.
Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
Назовите наибольшее двухзначное число? (99)
Сколько секунд в часе? (3600)
Делится ли 282 на 3? (да)
Что есть у каждого слова, растения и может быть у уравнения? (корень)
Как заканчивается эта известная пословица «Ясно как…» (дважды два)
Какими бывают современные фотоаппараты? (цифровыми)
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
B семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? (6 детей)
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (50)
Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую? (5 минут)
Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить? (100 мин = 1ч 40мин).
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12 яиц)
Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке
осталась одна птица. Как это могло случиться? (1 синицу отдал с клеткой).
Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов? (те же 5 землекопов)
Сколько концов у двух с половиной палок? (6).
Несла бабка на базар 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (ни одного, дно выпало)
3. Чтобы час веселья не угас,
Чтобы время шло быстрее.
Друзья, мы приглашаем Вас
К загадкам поскорее.
Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки, зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл. Команда, которая может дать ответ, поднимает руку.
За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
3апомнить их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы).
В стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
Как муравьев в муравейнике… Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество).
Решение уравнения. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)
У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать …” (Ответ)
Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности (Дуга).
Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь)
С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
Его платят в банке. Мама говорит, что больше 30 – это грабеж. Пишется, как будто ноль делится на ноль. (Процент).
Им все кончается. Если бы его не было, никто ничего бы не учил. Бывает вступительный, а бывает выпускной. (Экзамен)
Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок).
4. Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать,
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя!
Поменяв местами буквы в слове дайте ответ на вопрос. Каждая команда работает самостоятельно, и первая правильно давшая верные ответы побеждает.
1. ТИР " цифра (три)
ТОСКА " часть гектара (сотка)
СПЛЮ " знак математической операции (плюс)
ШАКАЛ " линейка на измерительном приборе (шкала)
БРОМ " геометрическая фигура (ромб)
СКОРО " двузначное круглое число (сорок).
2. Команды производят вычисления. Правильный ответ оценивается 1 баллом. По окончании работы задания проверяются.
1. Вычислить: -2+6
2. Вычислить: (2,8: 4 – 0,7): (25,2 ∙35,1)
3. Вычислить: -3 + (-4). Чему равен модуль — это числа?
4. Вычислить: 0,3 ∙ 20
5. Какой знак имеет произведение: -1 ∙ 5 ∙ (-0,1867) ∙ 5 ∙ (-111)?
6. Назовите цифру, получившуюся в разряде десятых: 9: 6?
7. Вычислить: 1,2: 1/5
8. Какое число получилось в разряде целых: 7035,2: 100
Вот и закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И в сегодня отличился.
Учитель: Слово жюри.
Учитель: Мы поздравляем команду победителя. Они сегодня доказали, что они творческие люди, любящие математику. И всем остальным ребятам, мы тоже говорим спасибо за вашу работу. И еще раз хочется сказать:
Любите математику, она глава наукам.
Для жизни очень всем нужна.
Ты должен знать ее, познай ученья муки,
И будет знанием твоим она покорена.
Когда достигнешь ты наук высоты,
Познаешь цену знаниям своим,
Поймешь, что математики красоты,
Для жизни будут кладом не плохим.
Литература.
Журнал «Математика в школе» № 5 2012г., № 27 2013г.
Газета «Математика» № 24 2013г., № 8 2014г.
А.В.Фарков, Внеклассная работа по математике. 5-11 классы, М.: Айрис-пресс, 2012.
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.