СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»




Управление образования Администрации

Дмитровского городского округа Московской области


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАТУАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

141865, Московская область, Дмитровский городской округ, рп. Некрасовский, ул. Парковая, д. 1

Тел: 8-496-222-40-47 (48), е-mail: [email protected] https://dmoukat.edumsko.ru/

ОКПО – 42277612; ОГРН1035001603691; ИНН/КПП - 5007029181 / 500701001






УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Катуаровской СОШ

___________________/Е.В.Филь/

Приказом № 176 от «30» августа 2022 г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности по математике

5а класса







Составил: Антонова А.Г.









2022 год











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность


Понятие функциональной грамотности появилось в конце 60- х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1 , - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

«Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность)»




Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика», составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, примерной программы по математике и учебного плана МОУ Катуаровской СОШ.

Внеурочная деятельность курса «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на учащихся 5-х классов. Согласно ФГОС нового поколения, проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Курс рассчитан на 34 часов и позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.



Общая характеристика учебного предмета

Программа ориентирована на обучение детей 11–13 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. При организации учебного процесса надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.

В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.


Цели и задачи

В процессе проведения данного курса внеурочной деятельности ставятся следующие цели:

  • развить интерес учащихся к математике;

  • расширить и углубить знания учащихся по математике;

  • развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

  • воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;

  • формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.

Задачами курса являются:

  • достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

  • приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

  • знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

  • практика решения олимпиадных заданий.








Место предмета в учебном плане

Соответственно действующему учебному плану МОУ Катуаровской СОШ, программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 5а классах: базовый уровень обучения в объеме 32 часа, в неделю – 1 час.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению;

  • готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

  • формирование способности к эмоциональному вос­приятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуж­дений;

  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

У обучающихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

  • составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  • выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных математических задач;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

  • понимать и использовать математические сред­ства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

  • находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности);

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

по окончании курса «Занимательная математика» учащиеся должны:

знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;

  • логические приемы, применяемые при решении задач;

  • историю развития математической науки

  • виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.

уметь:

  • логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;

  • применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

  • научиться новым приемам устного счета;

  • познакомиться с великими математиками;

  • познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус;

  • научиться работать с кроссвордами и ребусами;

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

  • применять нестандартные методы при решении задач

  • применить теоретические знания при решении задач;

  • получить навыки решения нестандартных задач;

  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.

  • решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.


2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Занимательная арифметика (6ч).

История развития начальной математики. О некоторых математических терминах. Недесятичные системы счисления. Числовые великаны и лилипуты. Старинная система мер.


Основной акцент делается на тему «Решение задач».

Текстовые задачи (7ч).

Задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д. и их более трудные вариации из текстов олимпиад.

Логические задачи(3ч).

Разбираются задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно.

Геометрические задачи (11ч).

Задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

Математический ералаш (5ч). Математические ребусы. Задачи в стихах, задачи-шутки. Литературные задачи



Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Коллективная работа.

Работа в мини-группах.

Работа в паре.

Работа с учебником.

Работа с дополнительной и справочной литературой.

Работа с электронными источниками информации.

Индивидуальные формы работы.

Работа с раздаточным материалом.

Работа с таблицами и схемами.

Беседа.

Тестирование.

Слушание объяснений учителя.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка, самопроверка.




















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) в 5а классе

на 32 часа (1 недельный час по учебному плану)

на 2022-2023 учебный год




п/п

занятия в раз

деле



Тема занятия

Сроки проведения

по плану

по факту

1

1

История развития начальной математики. Счет у первобытных людей. Римские цифры.

05.09-09.09.22


2

2

Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа:

« Измерение расстояния шагами»

12.09-16.09.22


3

3

О некоторых математических терминах.

19.09-23.09.22


4

4

Недесятичные системы счисления.

26.09-30.09.22


5

5

Числовые великаны и лилипуты.

03.10-07.10.22


6

6

Старинная система мер.

17.10-21.10.22


7

7

Задачи на движение по суше.

24.10-28.10.22


8

8

Задачи на движение по воде.

07.11-11.11.22


9

9

Задачи на переливания.

14.11-18.11.22


10

10

Задачи на взвешивания.

28.11-02.12.22


11

11


Задачи на составление уравниваний.

05.12-09.12.22


12

12

Задачи на части.

12.12-16.12.22


13

13

Решение олимпиадных задач.

19.12-23.12.22


14

14

Логические задачи

26.12-30.12.22


15

15

Логические задачи

09.01-13.01.23


16

16

Симметрия вокруг нас. Осевая симметрия.

16.01-20.01.23


17

17

Центральная симметрия.

23.01-27.01.23


18

18

Построение симметричных фигур.

30.01-03.02.23


19

19

Орнамент и бордюр.

06.02-10.02.23


20

20

Построение фигур с применением орнамента

13.02-17.02.23


21

21

Параллельность прямых на плоскости и в пространстве

27.02-03.03.23


22

22

Перпендикулярность прямых в плоскости и в пространстве

06.03-10.03.23


23

23

Решение задач на построение параллельных и перпендикулярных прямых

13.03-17.03.23


24

24

Задачи со спичками

20.03-24.03.23


25

25

Задачи на разрезание

27.03-31.03.23


26

26

Задачи на перекраивание

10.04-14.04.23


27

27

Геометрические головоломки

17.04-21.04.23


28

28

Геометрические иллюзии

24.04-28.04.23


29

29

Лабиринты

03.05-05.05.23


30

30

Игра «Зашифрованная переписка».

10.05-12.05.23


31

31

Геометрия на клетчатой бумаге.

15.05-19.05.23


32

32

Итоговый урок

22.05-26.05.23




Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол от «______»_______ 20_____г. № ______

Руководитель ШМО

_______________/_____________________/

подпись расшифровка


Согласовано

заместитель директора по УВР

_______________/___________________/

«______»_______ 20_____г.




















2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!