СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика»

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа рассчитана на 1 год с проведением занятий один раз в неделю. По плану кружка в 4 классе 34 часа в год.

  1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

  1. Содержание тем программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.


Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

  • воспроизводить способ решения задачи;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  • конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

  • осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

  • сравнивать построенную конструкцию с образцом.



  1. Тематическое планирование

п/п

Темы

Всего часов

1

Числа. Арифметические действия. Величины

16

2

Мир занимательных задач

12

3

Геометрическая мозаика

6

Итого: 34 часа



  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

Мир занимательных задач (1 ч)

1

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»

Числа. Арифметические действия. Величины (1 ч)

2

Числа - великаны

1

Как велик миллион? Что такое угол?

Мир занимательных задач (2 ч)

3

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

4

Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений

Числа. Арифметические действия. Величины (2 ч)

5

Римские цифры

1

Занимательные задания с римскими цифрами

6

Числовые головоломки.

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

Мир занимательных задач (3 ч)

7

Секреты задач.

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнем с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров)

8

В царстве смекалки.

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

9

Математический марафон.

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру»

Геометрическая мозаика (2 ч)

10

Спичечный конструктор.

1

Построение конструкции по заданному образцу

11

Спичечный конструктор.

1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы

Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)

12

Выбери маршрут.

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояние между городами и селами

13

Интеллектуальная разминка.

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи

14

Математические фокусы.

1

«Открой» способ быстрого нахождения суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6+7+8+9+10; 12+13+14+15+16

Геометрическая мозаика (3 ч)

15

Занимательное моделирование.

1

Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб

16

Занимательное моделирование.

1

Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки

17

Занимательное моделирование.

1

Создание объемных фигур из разверток: цилиндр, куб, конус, четырехугольная пирамида, параллелепипед

Числа. Арифметические действия. Величины (7 ч)

18

Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

Поиск в таблице (9*9) слов, связанных с математикой

20

«Математика – наш друг!»

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных

21

Решай, отгадывай, считай.

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки

22

В царстве смекалки

1

Сбор информации (работа в группах)

23

В царстве смекалки

1

Выпуск математической газеты (работа в группах).

24

Числовые головоломки.

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

Мир занимательных задач (2 ч)

25

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия

26


1

Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ

Числа. Арифметические действия. Величины (3 ч)

27

Математические фокусы.

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»

28

Интеллектуальная разминка.

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере)

29


1

Математические головоломки, занимательные задачи, (работа на компьютере)

Мир занимательных задач (2 ч)

30

Блиц – турнир по решению задач.

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений

31

Математическая копилка.

1

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач

Геометрическая мозаика (1 ч)

32

Геометрические фигуры вокруг нас.


Поиск квадратов в прямоугольнике 2*5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

Мир занимательных задач (2 ч)

33

Математический лабиринт

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»

34

Математический праздник.

1

Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи – смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!