СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная математика – как эффективное средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов и родителей по использованию математических игр, головоломок, занимательных ребусов в работе с дошкольниками для успешного развития математических способностей, логического мышления, памяти и внимания.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная математика – как эффективное средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в ДОУ»

Занимательная математика – как эффективное средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в ДОУ.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми.

В интеллектуальном развитии дошкольников немаловажную роль играет использование логических задач и различных игр,  методы и приёмы в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» при формировании элементарных математических представлений.

В новых федеральных стандартах дошкольного образования прописано: нужно развивать мотивационную готовность дошкольников к обучению, уметь применять свои знания и умения, а не просто учить их счету и письму.

Наше коррекционное дошкольное учреждение посещают дети с ОВЗ, вследствие чего у детей нарушены мышление, память, слабо развиты психические качества. Одной из главных задач дошкольного учреждения является формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные приёмы, в том числе игровые.

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений дошкольников. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, ребусы, логические задачи и т.д.

Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков. Выполняющий задачу-головоломку ребёнок приходит к решению в результате тщательного ознакомления с ней, подробного анализа её условий.

Так, Б. А. Кордемский подчёркивал особое значение задач-смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно.

К решению занимательных задач дети приходят в процессе поисковых проб. Причём действия дошкольников имеют разный характер. Большинство детей в зависимости от возраста и уровня мышления решают задачи в уме, этому сопутствует разносторонний анализ. Под влиянием обучения характер поисковых действий претерпевает существенные изменения: дети переходят от практических к мыслительным пробам.

Результатом поиска решения, как правило, является догадка, которая представляет собой нахождение пути решения.

Путь решения любой, даже занимательной, задачи неизвестен, его невозможно передать решающему в готовом виде без опасения сообщить результат. Поиск пути решения, результата (ответа) всегда сопровождается активной самостоятельной мыслительной деятельностью: анализом условия, пространственного расположения, обобщением ряда фигур, свойств, сходных признаков.

Обучение решению занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребёнок, решающий задачу, на основе имеющих у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ.

Одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приёмов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображённые предметы по признакам или находить отличия. Это задачи на продолжение ряда, нахождение ошибки, устные задачи на поиск ответа путём рассуждений и т.д. В старшем дошкольном возрасте используются такие разновидности логических задач, как задачи на поиск недостающей в ряду фигуры или на признак отличия одной группы фигур от другой. При решении их наиболее полно проявляются приёмы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Другой вид занимательных задач – головоломки с палочками. Они развивают у детей самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить её. Для успешного решения головоломок у дошкольников должно быть сформировано представление о форме геометрических фигур, об их основных свойствах (равенстве и неравенстве сторон), составных элементах (сторонах, вершинах, углах). Дети должны уметь составлять фигуры из палочек, чертить их на бумаге, песке, доске, лепить из пластилина, а также преобразовывать. Например, уметь из двух равных квадратов составлять один прямоугольник или сделать наоборот. Головоломки относятся к нестандартному, к нетиповому математическому материалу. Они предназначены для развития у детей сообразительности. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта. В программе уделяется большое внимание упражнениям в преобразовании геометрических фигур, составлении узоров, орнаментов. Эти упражнения направлены на уточнение знаний о геометрических фигурах и их свойствах, на развитие сенсорных и мыслительных способностей, на усвоение способов преобразования, соединение.

Дети старшего дошкольного возраста могут использовать игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. К набору элементов таких игр относятся: «Танграм», головоломка «Пифагор», игры «Пентамино», «Стомахион», игра «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и многие другие. Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, интуитивного и логического мышления. Для этого необходимо владеть способами соединения частей, представлять составляемый силуэт, уметь передать сходство с реальным предметом.

Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление.

В формировании математических представлений дошкольников занимательный математический материал выступает в роли одного из дидактических средств.

Он активирует познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствует развитию заинтересованности математикой.

Список литературы:

  1. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. М:1997, «Обучение математике в детском саду»

  2. Перова М.Н. М:1999, «Дидактические игры и упражнения по математике»