СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательное путешествие по морфологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательное путешествие по морфологии»

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ Путешествие по морфологии Учитель: Захаренко В.Л.

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ Путешествие по морфологии

Учитель: Захаренко В.Л.

 Остановка « Имя существительное»  Задание 1. Мини-викторина   Лягушке по имени КВА кушка нравятся слова, в которых есть три буквы - К В А. НАПРИМЕР : Какая любимая ягода лягушки Квакушки? ОТВЕТ : Клю ква  Назовите любимые напитки лягушки Квакушки.  ОТВЕТ : Ква с и просто ква ша  Какая у лягушки Квакушки любимая книга?  ОТВЕТ: Бу ква рь Назовите любимый город лягушки Квакушки.  ОТВЕТ: Мос ква Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка ?  ОТВЕТ: Ква драт Какими красками она любит рисовать ?  ОТВЕТ: А ква рельными

Остановка « Имя существительное»

Задание 1. Мини-викторина

Лягушке по имени КВА кушка нравятся слова, в которых есть три буквы - К В А.

НАПРИМЕР : Какая любимая ягода лягушки Квакушки? ОТВЕТ : Клю ква

  • Назовите любимые напитки лягушки Квакушки.

ОТВЕТ : Ква с и просто ква ша

  • Какая у лягушки Квакушки любимая книга?

ОТВЕТ: Бу ква рь

  • Назовите любимый город лягушки Квакушки.

ОТВЕТ: Мос ква

  • Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка ?

ОТВЕТ: Ква драт

  • Какими красками она любит рисовать ?

ОТВЕТ: А ква рельными

Задание 2. «Отгадайка»  Отгадайте загадки и определите, какие существительные в ответах – одушевленные или неодушевленные.  1. Золотистые доспехи   Словно радуга на нем.   Там, где моют ветви ивы,   Он в воде горит огнем.   Днем то быстрый, то ленивый,   Виден всем издалека.   Там, где моют ветви ивы,   За нос водит рыбака.   Любит ил в пруду и грязь   Шустрый, сильный князь…     ОТВЕТ: Карась, сущ. одуш.  2. Стоит Антошка на деревянной ножке,  Руки из палки, в руках мочалки. ОТВЕТ: Пугало, сущ. неодуш. 3. Золотое решето чёрных домиков полно.  Сколько чёрненьких домиков, столько беленьких жильцов. ОТВЕТ: Подсолнух, сущ. неодуш.

Задание 2. «Отгадайка»

Отгадайте загадки и определите, какие существительные в ответах –

одушевленные или неодушевленные.

1. Золотистые доспехи  Словно радуга на нем.  Там, где моют ветви ивы,  Он в воде горит огнем.  Днем то быстрый, то ленивый,  Виден всем издалека.  Там, где моют ветви ивы,  За нос водит рыбака.  Любит ил в пруду и грязь  Шустрый, сильный князь… 

ОТВЕТ: Карась, сущ. одуш.

2. Стоит Антошка на деревянной ножке, Руки из палки, в руках мочалки.

ОТВЕТ: Пугало, сущ. неодуш.

3. Золотое решето чёрных домиков полно. Сколько чёрненьких домиков, столько беленьких жильцов.

ОТВЕТ: Подсолнух, сущ. неодуш.

 Задание 3. «Составляйка»   Составьте слово из букв, определите число отгаданного имени существительного.    1. ТЕРКАА  ОТВЕТ: Ракета, ед. ч.   2. ЕАСБЛТОКБ  ОТВЕТ: БАСКЕТБОЛ, ед. ч.   3. ЫБИФТУСОЛТ  ОТВЕТ: Футболисты, мн. ч.

Задание 3. «Составляйка»

Составьте слово из букв, определите число отгаданного

имени существительного.  1. ТЕРКАА

ОТВЕТ: Ракета, ед. ч.

2. ЕАСБЛТОКБ

ОТВЕТ: БАСКЕТБОЛ, ед. ч.

3. ЫБИФТУСОЛТ

ОТВЕТ: Футболисты, мн. ч.

 Остановка «Имя прилагательное» Задание 4. «Отгадайка»  Скажите, в какой форме употреблены имена прилагательные в этих текстах. Ключ большой, а МЕНЬШЕ – ключик. ЯРЧЕ луч, чем тонкий лучик. Торт ВКУСНЕЕ, чем конфета. Осень ХОЛОДНЕЙ, чем лето. Снег БЕЛЕЕ молока. ВЫШЕ дома облака. ЗЕЛЕНЕЙ травы зелёнка. Киска ЧИЩЕ поросёнка. Согласись, словечки эти Сравнивают всё на свете! Этим прилагательным Очень мы признательны! Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ. Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел. Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ. И КРАСИВ кленовый лист. КАКОВО моё оконце? ШИРОКО, в нём видно солнце! Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ, Ночью мышкам не ВИДНЫ. Все подобные слова – Форма прилагательных. Нам КАКОВ и КАКОВА- Скажут обязательно! ОТВЕТ: Прилаг. в форме сравн. степени ОТВЕТ: Прилаг. в кр. форме

Остановка «Имя прилагательное»

Задание 4. «Отгадайка»

Скажите, в какой форме употреблены имена прилагательные в этих текстах.

Ключ большой, а МЕНЬШЕ –

ключик.

ЯРЧЕ луч, чем тонкий лучик.

Торт ВКУСНЕЕ, чем конфета.

Осень ХОЛОДНЕЙ, чем лето.

Снег БЕЛЕЕ молока.

ВЫШЕ дома облака.

ЗЕЛЕНЕЙ травы зелёнка.

Киска ЧИЩЕ поросёнка.

Согласись, словечки эти

Сравнивают всё на свете!

Этим прилагательным

Очень мы признательны!

Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.

Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел.

Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.

И КРАСИВ кленовый лист.

КАКОВО моё оконце?

ШИРОКО, в нём видно солнце!

Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ,

Ночью мышкам не ВИДНЫ.

Все подобные слова –

Форма прилагательных.

Нам КАКОВ и КАКОВА-

Скажут обязательно!

ОТВЕТ: Прилаг. в форме сравн. степени

ОТВЕТ: Прилаг. в кр. форме

Задание 5. «Разгадайка»  Разгадайте ребусы. Прилагательные какого разряда у вас получились? Синий, кач. Короткий, кач. Белая, кач. Дорогой, кач.

Задание 5. «Разгадайка»

Разгадайте ребусы. Прилагательные какого разряда у вас получились?

Синий, кач.

Короткий, кач.

Белая, кач.

Дорогой, кач.

 Остановка «Имя числительное» Задание 6. «Отвечайка»  Ответьте на шуточные вопросы:  Какое слово состоит из 7 одинаковых букв?  ОТВЕТ: Семья Какие 100 букв могут остановить движение транспорта?  ОТВЕТ: Стоп Какое числительное приказывает тереть ?  ОТВЕТ:ТРИ

Остановка «Имя числительное»

Задание 6. «Отвечайка»

Ответьте на шуточные вопросы:

  • Какое слово состоит из 7 одинаковых букв?

ОТВЕТ: Семья

  • Какие 100 букв могут остановить движение транспорта?

ОТВЕТ: Стоп

  • Какое числительное приказывает тереть ?

ОТВЕТ:ТРИ

Задание 7. «Догадайка» Вставьте недостающее числительное во фразеологизм ... ... лишний. ... ... глаз. ... ... чудо. ... ... чувство. ... ... словом. ... ... конец. Между ... ... огней. 3 3 8 6 1 1 2

Задание 7. «Догадайка»

Вставьте недостающее числительное во фразеологизм

  • ... ... лишний.
  • ... ... глаз.
  • ... ... чудо.
  • ... ... чувство.
  • ... ... словом.
  • ... ... конец.
  • Между ... ... огней.

3

3

8

6

1

1

2

Задание 8. «Продолжайка» Найдите продолжение пословицы, назовите имена числительные. Беда не чья возьмет. В поле две воли: два века живёт. Доброе дело приходит одна. третья - не суйся. Верный друг лучше сотни слуг. Две собаки дерутся, корму не разделить. И в раю На трёх свиней жить тошно одному. - не в счёт. Не имей сто рублей, Один раз - а имей сто друзей.

Задание 8. «Продолжайка»

Найдите продолжение пословицы, назовите имена числительные.

Беда не

чья возьмет.

В поле две воли:

два века живёт.

Доброе дело

приходит одна.

третья - не суйся.

Верный друг

лучше сотни слуг.

Две собаки дерутся,

корму не разделить.

И в раю

На трёх свиней

жить тошно одному.

- не в счёт.

Не имей сто рублей,

Один раз

- а имей сто друзей.

 Остановка «Местоимение» Задание 9. «Отгадайка».  Ответьте на шуточные вопросы.  Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?  ОТВЕТ: Вы-мы-ты Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам?  ОТВЕТ: Я-мы Какое местоимение составлено из двух предлогов?  ОТВЕТ: О-на В каком местоимении 2 звука, но одна буква?  ОТВЕТ: Я

Остановка «Местоимение»

Задание 9. «Отгадайка».

Ответьте на шуточные вопросы.

  • Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?

ОТВЕТ: Вы-мы-ты

  • Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам?

ОТВЕТ: Я-мы

  • Какое местоимение составлено из двух предлогов?

ОТВЕТ: О-на

  • В каком местоимении 2 звука, но одна буква?

ОТВЕТ: Я

 Задание 10. «Склоняйка»  Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже. Из какого произведения взяты эти предложения?  Сегодня Гарри целый день просидел у (…) в чулане под лестницей… 2. Видно было, что тетя Петунья много лет держала в (…) то, что теперь рвалось наружу. 3. Полная женщина вышла из двери под вывеской «Аптека», повторяя (…) под нос: «Печень дракона по семнадцати сиклей за унцию, совсем обалдели…» 4. Да, да, это все очень печально, но держи себя в руках, Хагрид, или нас всех обнаружат, - зашептала профессор МакГонагалл и потянула Хагрида за (…). себя Р.п. себе П.п. себе Д.п. собой Т.п.

Задание 10. «Склоняйка»

Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже. Из какого произведения взяты эти предложения?

  • Сегодня Гарри целый день просидел у (…) в чулане под лестницей…

2. Видно было, что тетя Петунья много лет держала в (…) то, что теперь рвалось наружу.

3. Полная женщина вышла из двери под вывеской «Аптека», повторяя (…) под нос:

«Печень дракона по семнадцати сиклей за унцию, совсем обалдели…»

4. Да, да, это все очень печально, но держи себя в руках, Хагрид, или нас всех обнаружат, - зашептала профессор МакГонагалл и потянула Хагрида за (…).

себя Р.п.

себе П.п.

себе Д.п.

собой Т.п.

Задание 11. «Кроссворд» Разгадайте кроссворд, вспоминая местоимения разных разрядов. По горизонтали: 1. Группа местоимений, которые указывают на принадлежность. 5. Личное местоимение 2.л. ед.ч. Р.п. 7. Часть речи , которая указывает на предметы, их признаки и количество, но не называет их. 9. Какие местоимения служат для выражения вопроса? 11. Местоимения, указывающие на полноту охвата предмета. 13. Группа местоимений, которые указывают на отсутствие предмета или признака. Отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Чей? и образуются с помощью безударной приставки -ни- и ударной приставки -не- от относительных и вопросительных местоимений. По вертикали: 2. Личное местоимение ед.ч., 2 л., Т.п. 3. Как называют местоимения тот, этот, такой, таков, столько? 4. Какого падежа не имеют местоимения некого и ничего? 6. Каким местоимением является местоимение который? 8. Вопросительное местоимение. 10. Притяжательное местоимение ед. ч. 2 л. 12. Притяжательное местоимение мн. ч. 2.л. 14. Это изменяемый (непостоянный) грамматический признак местоимения. 15. Возвратное местоимение.

Задание 11. «Кроссворд»

Разгадайте кроссворд, вспоминая местоимения разных разрядов.

По горизонтали:

1. Группа местоимений, которые указывают на принадлежность.

5. Личное местоимение 2.л. ед.ч. Р.п.

7. Часть речи , которая указывает на предметы, их признаки и количество, но не называет их.

9. Какие местоимения служат для выражения вопроса?

11. Местоимения, указывающие на полноту охвата предмета.

13. Группа местоимений, которые указывают на отсутствие предмета или признака. Отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Чей? и образуются с помощью безударной приставки -ни- и ударной приставки -не- от относительных и вопросительных местоимений.

По вертикали:

2. Личное местоимение ед.ч., 2 л., Т.п.

3. Как называют местоимения тот, этот, такой, таков, столько?

4. Какого падежа не имеют местоимения некого и ничего?

6. Каким местоимением является местоимение который?

8. Вопросительное местоимение.

10. Притяжательное местоимение ед. ч. 2 л.

12. Притяжательное местоимение мн. ч. 2.л.

14. Это изменяемый (непостоянный) грамматический признак местоимения.

15. Возвратное местоимение.

Ответы на кроссворд

Ответы на кроссворд

 ОСТАНОВКА «ГЛАГОЛ» Задание 12. Викторина «Что мы знаем о правописании глаголов?»  1. Е или И: беспоко…т, обласка…т, мерца…т, кле…т. 2. А/Я или У/Ю: унос…т, ожида…т, колыш…т, круж…т. 3. А/Я или Е/И: выстро…ть - выстро…ли, завис…ть – завис...ли, прослуш…ть-прослуш…ли, зала…ть – зала...ли. 4. Слитно или раздельно? (Не)знаешь броду - не суйся в воду. Кто сегодня обманет, тому завтра (не)поверят. 5. В каких словах мягкий знак не пишется: зажеч(?), силач(?), привлеч(?), скрипач(?), могуч(?), привлекаеш(?), выстрижеш(?), кирпич(?). ОТВЕТ: беспоко и т, обласка е т, мерца е т, кле и т. ОТВЕТ: унос я т, ожида ю т, колыш у т, круж а т. ОТВЕТ: выстро и ть - выстро и ли, завис е ть - завис е ли, прослуш а ть-прослуш а ли, зала я ть - зала я ли.  ОТВЕТ: Не знаешь броду - не суйся в воду. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят. ОТВЕТ: силач, скрипач, могуч, кирпич.

ОСТАНОВКА «ГЛАГОЛ»

Задание 12. Викторина «Что мы знаем о правописании глаголов?»

1. Е или И: беспоко…т, обласка…т, мерца…т, кле…т.

2. А/Я или У/Ю: унос…т, ожида…т, колыш…т, круж…т.

3. А/Я или Е/И: выстро…ть - выстро…ли, завис…ть – завис...ли, прослуш…ть-прослуш…ли, зала…ть – зала...ли.

4. Слитно или раздельно? (Не)знаешь броду - не суйся в воду. Кто сегодня обманет, тому завтра (не)поверят.

5. В каких словах мягкий знак не пишется: зажеч(?), силач(?), привлеч(?), скрипач(?), могуч(?), привлекаеш(?), выстрижеш(?), кирпич(?).

ОТВЕТ: беспоко и т, обласка е т, мерца е т, кле и т.

ОТВЕТ: унос я т, ожида ю т, колыш у т, круж а т.

ОТВЕТ: выстро и ть - выстро и ли, завис е ть - завис е ли, прослуш а ть-прослуш а ли, зала я ть - зала я ли.

ОТВЕТ: Не знаешь броду - не суйся в воду. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.

ОТВЕТ: силач, скрипач, могуч, кирпич.

Задание 13. «Определяйка» Определите спряжения у глаголов и внесите в таблицу 1 спряжение 1 спряжение 2 спряжение надеяться 2 спряжение присоединить расстелить выспаться объехать держать предпринять засушить предостеречь гнать заплесневеть обидеть светлеть ездить советовать терпеть выбрить оценить Слова для вставки: Присоединить, надеяться, расстелить, выспаться, держать, засушить, гнать, объехать, предпринять, обидеть, предостеречь, заплесневеть, ездить, терпеть, светлеть, советовать, выбрить, оценить.

Задание 13. «Определяйка»

Определите спряжения у глаголов и внесите в таблицу

1 спряжение

1 спряжение

2 спряжение

надеяться

2 спряжение

присоединить

расстелить

выспаться

объехать

держать

предпринять

засушить

предостеречь

гнать

заплесневеть

обидеть

светлеть

ездить

советовать

терпеть

выбрить

оценить

Слова для вставки:

Присоединить, надеяться, расстелить, выспаться, держать, засушить, гнать, объехать, предпринять, обидеть, предостеречь, заплесневеть, ездить, терпеть, светлеть, советовать, выбрить, оценить.

Задание 14. Поставьте глаголы в нужную форму . прохожу Как волшебник, (проходить) я сквозь весеннюю грозу (В. Ходасевич). 2. Книга! Ты одна не (обмануть), не (ударить), не (обидеть), не (покинуть) (Т. Толстая). 3. Вчера после грозы (распуститься) сирень - гордость усадьбы (Ю. Нагибин). 4. Мы пятый день (плыть), не (опускать) поднятых парусов (М. Волошин). 5. И там, где вечная прохлада, ты (строить) храм свой из песка (Б. Гребенщиков).  6. Вы (спускаться) к оврагу и (видеть) ещё светлый за зелёными деревьями сад (И. Бунин).  7. Если вы (отнять) у поэта действительность, творчество (прекратиться) (В. Ходасевич) обидишь покинешь обманешь ударишь распустилась плывём отпускаем строишь спускаетесь видите отнимите прекратится

Задание 14.

Поставьте глаголы в нужную форму .

прохожу

  • Как волшебник, (проходить) я сквозь весеннюю грозу (В. Ходасевич).

2. Книга! Ты одна не (обмануть), не (ударить), не (обидеть), не (покинуть) (Т. Толстая).

3. Вчера после грозы (распуститься) сирень - гордость усадьбы (Ю. Нагибин).

4. Мы пятый день (плыть), не (опускать) поднятых парусов (М. Волошин).

5. И там, где вечная прохлада, ты (строить) храм свой из песка (Б. Гребенщиков).

6. Вы (спускаться) к оврагу и (видеть) ещё светлый за зелёными деревьями сад (И. Бунин).

7. Если вы (отнять) у поэта действительность, творчество (прекратиться) (В. Ходасевич)

обидишь

покинешь

обманешь

ударишь

распустилась

плывём

отпускаем

строишь

спускаетесь

видите

отнимите

прекратится

Остановка «Наречие». Задание 15. «Разгадайка».  сзади потом издалека рядом легко

Остановка «Наречие».

Задание 15. «Разгадайка».

сзади

потом

издалека

рядом

легко

Задание 16. «Заполняйка» Заполните кроссворд по горизонтали. Все загаданные слова - наречия, оканчивающиеся на шипящие. 1.ПРОЧЬ 2.СПЛОШЬ 3.ВСКАЧЬ 4.НАСТЕЖЬ 5.НАВЗНИЧЬ 6.НАОТМАШЬ В сторону, дальше от кого-нибудь, долой. 2. Без промежутков, по всей поверхности; целиком, без исключения. 3. Скачками, очень быстро. 4. Распахнув совсем, до конца. 5. Опрокинувшись на спину, вверх лицом. 6. Сильно размахнувшись.

Задание 16. «Заполняйка»

Заполните кроссворд по горизонтали. Все загаданные слова - наречия, оканчивающиеся на шипящие.

1.ПРОЧЬ

2.СПЛОШЬ

3.ВСКАЧЬ

4.НАСТЕЖЬ

5.НАВЗНИЧЬ

6.НАОТМАШЬ

  • В сторону, дальше от кого-нибудь, долой.

2. Без промежутков, по всей поверхности; целиком, без исключения.

3. Скачками, очень быстро.

4. Распахнув совсем, до конца.

5. Опрокинувшись на спину, вверх лицом.

6. Сильно размахнувшись.

Остановка «Служебные части речи» Задание 17. «Узнавайка».   Узнайте служебные части речи и заполните ими таблицу. Потому что, из-за, на, про, хотя, разве, ах, ли, не, от, если, или, ни, хи-хи, ура, вследствие, чтобы, ба, в продолжение, пусть, также, ой, ку-ку.   ПРЕДЛОГИ СОЮЗЫ ЧАСТИЦЫ МЕЖДОМЕТИЯ

Остановка «Служебные части речи»

Задание 17. «Узнавайка».

Узнайте служебные части речи и заполните ими таблицу.

Потому что, из-за, на, про, хотя, разве, ах, ли, не, от, если, или, ни, хи-хи, ура, вследствие, чтобы, ба, в продолжение, пусть, также, ой, ку-ку.

ПРЕДЛОГИ

СОЮЗЫ

ЧАСТИЦЫ

МЕЖДОМЕТИЯ

ПРЕДЛОГИ из-за СОЮЗЫ ЧАСТИЦЫ потому что на про МЕЖДОМЕТИЯ разве хотя от если ли ах хи-хи не или вследствие ура ни чтобы в продолжение ба пусть также ой ку-ку

ПРЕДЛОГИ

из-за

СОЮЗЫ

ЧАСТИЦЫ

потому что

на

про

МЕЖДОМЕТИЯ

разве

хотя

от

если

ли

ах

хи-хи

не

или

вследствие

ура

ни

чтобы

в продолжение

ба

пусть

также

ой

ку-ку

Задание 18. Прочитайте предложения. Вам дана таблица с пронумерованными квадратами (номер квадрата соответствует номеру предложения). Если в предложении сочинительный союз, тогда квадрат остается чистым, если же в предложении подчинительный союз , тогда квадрат закрасьте красным цветом. 1. Лес останется пустынным, когда облетит последний лист.  2. Зима пришла в свои владения, и наступили холода.  3. Прозвенел звонок, поэтому начался урок.  4. Осенняя листва легла на землю ковром, а туман окутал сады.  5. Он встал пораньше, чтобы быть вовремя.  6. Тонким ледком покрылась речка, и только редкая трава проглядывала сквозь этот ледок.  7. Если прилетели птицы, наступила весна.  8. Загляни под кусток, а там чудесный грибок.  9. Когда темные хмурые тучи поплыли в пустынную даль, потемнело осеннее небо. 1 2 4 7 3 5 8 6 9 1 4 2 3 5 7 6 8 9

Задание 18. Прочитайте предложения. Вам дана таблица с пронумерованными квадратами (номер квадрата соответствует номеру предложения). Если в предложении сочинительный союз, тогда квадрат остается чистым, если же в предложении подчинительный союз , тогда квадрат закрасьте красным цветом.

1. Лес останется пустынным, когда облетит последний лист. 2. Зима пришла в свои владения, и наступили холода. 3. Прозвенел звонок, поэтому начался урок. 4. Осенняя листва легла на землю ковром, а туман окутал сады. 5. Он встал пораньше, чтобы быть вовремя. 6. Тонким ледком покрылась речка, и только редкая трава проглядывала сквозь этот ледок. 7. Если прилетели птицы, наступила весна. 8. Загляни под кусток, а там чудесный грибок. 9. Когда темные хмурые тучи поплыли в пустынную даль, потемнело осеннее небо.

1

2

4

7

3

5

8

6

9

1

4

2

3

5

7

6

8

9

Какие вы молодцы!

Какие вы молодцы!