СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательное занятие : «Хвойные красавицы лесного царства»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия очень актуальна в предновогодние дни. Это одно из занятий, которое разработано для проведения в рамках экологической акции "Сохраним живую Ель!».

Просмотр содержимого документа
«Занимательное занятие : «Хвойные красавицы лесного царства»»

Занимательное занятие : «Хвойные красавицы лесного царства»

Рассчитано: на 3 часа

Участники: 1-4 класс


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация выполненная в программе Microsoft  Power  Point, натуральные объекты живой природы (веточки и шишки ели и сосны, сибирской сосны), картинки с изображением ежа, кактуса, дикобраза, рыбы-ежа, ели, сибирской сосны(кедра), сосны.

Тема занятия очень актуальна в предновогодние дни. Это одно из занятий, которое разработано для проведения в рамках экологической акции "Сохраним живую Ель!».

Некоторые игровые приемы, используемые в конспекте занятия можно использовать отдельно и как подвижную игру, и как эксперимент, и как беседу и т. д. Занятие интересно тем, что в него интегрируются задачи и речевого развития и экспериментальной деятельности. У него "клиповый", игровой характер подачи знаний, что делает его интересным для детей.

Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса.

Образовательные задачи: 

Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и кедра, показать их сходные и контрастные признаки.

Отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зеленые и зимой и летом) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян);

Развивающие задачи:

Развивать у детей мышление при отгадывании загадки; подбирать варианты отгадок к одной и той же загадке по общему признаку;

Развивать умение соотносить строение ели с особенностью расположения колец по размеру.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание ее сохранить.

Формировать у детей мысль о том, что вместе делать все легче и интересней.

Ожидаемый результат:

Для обучающихся:

  1. Повышают уровень мотивации к обучению.

  2. Совершенствуют уровень культуры и поведения во внеурочное время.

  3. Овладевают дополнительными знаниями о хвойных деревьях.

  4. Овладевают навыками самоорганизации.

  5. Овладевают универсальными учебными действиями.



Для педагогов:

  1. Овладение современными технологиями организации обучения и воспитания учащихся.

  2. Овладение методиками повышения мотивации учащихся на основе включения их в интеграционный процесс.

ПЛАН:

1 занятие

Углубление и расширение знаний в области хвойных пород деревьев Свердловской области.

2 занятие

Особенности строения хвойных деревьев.

3 занятие

Использование хвойных деревьев в народном хозяйстве.

Подведение итогов.



Ход занятия:

Слайд №1

Игра «Отгадай загадку»

Педагог: Сегодня я хочу загадать вам загадки. Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка. Слушайте первую: Ничего себе не шьет, а в иголках круглый год.

Дети: Елка!

Педагог выставляет на доску картинку-отгадку с изображением елочки.

Педагог: Вторая загадка: ничего себе не шьет, а в иголках круглый год! Дети говорят, что эту загадку я уже загадывала, но я сообщаю им, что загадка та же, но отгадка другая

Дети: Ежик!

(выставляет на доску картинку с изображением ежика)

Аналогично загадывается загадка и выставляются следующие картинки кактуса, дикобраза, рыбы-ежа и других подходящих картинок.

Загадывание загадок происходит до тех пор, пока у детей будут варианты отгадок. Когда варианты иссякнут, педагог говорит о том, что он не думал, что дети отгадают все его загадки.

Педагог: Скажите, пожалуйста, сколько загадок загадала вам я?

Дети: Одну, а отгадок было пять!

Педагог: Мне понравилось, как вы все вместе и дружно искали отгадки к моей загадке.

Педагог: Чем похожи все отгадки? Я еще знаю отгадки к этой загадке. Хотите, я вас с ними познакомлю? Когда в следующий раз вам загадают эту загадку, вы будете еще знать к ней отгадки.

Дети: Хотим!

Педагог: Вот эти отгадки! (педагог выставляет на доску картинки с изображением кедра и сосны) Они друзья елочки. Мы оставим этих друзей и уберем остальные отгадки. Они похожи друг на друга? Чем похожи?

Дети: У них есть иголочки.

Педагог: Иголочки – это листочки, которые всегда зеленые и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки- иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют… Какие же они, если у всех есть хвоя? С листьями – лиственные, с хвоей - ….

Дети: Хвойные!

Игровое упражнение «Поздороваемся!»

Педагог: Сегодня мы с ними познакомимся поближе, вы узнаете о них что-то новое и интересное. Я принесла веточки хвойных деревьев, Я осторожно сорвала их на дереве. Погибнут теперь деревья? Это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без надобности лучше не рвать веточки.

О каком дереве будем говорить?

Педагог картинку елки выдвигает на передний план

Какие веточки по размеру растут на самом верху елки? А внизу?

Показывает еловую веточку

Педагог: Эта веточка с елочки. Какая веточка, если с елочки?

Дети: Еловая!

Педагог: Какая хвоя у елочки?

Дети: Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая и т. д.

Педагог: Хвоинки у елочки колючие и растут на веточке по одной. Посмотрите.

Слайд №2

Ель - высокое стройное дерево. У нас можно встретить два вида ели: - голубая и обыкновенная.

Слайд №3

Ель растёт только на богатой питательными веществами почве. Любит влагу. Ель – влаголюбивое дерево.

Педагог открывает поднос с веточками и предлагает:

Найдите и возьмите еловую веточку и посмотрите, как растут еловые хвоинки.

Педагог: Давайте познакомимся со следующим деревом.

(Педагог показывает слайд с изображением сосны)

Педагог: Как называется это дерево?

- В какой части дерева располагаются ветки сосны?

- Какие у нее хвоинки? (длинные, колючие, зеленые, острые и т. д.)

Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Возьмите веточку сосны и рассмотрите, какие дружные хвоинки у сосны.

Слайд №4

Педагог: Существует более 100 видов сосен. В нашей местности растет сосна обыкновенная. В Крыму – сосна крымская. В Сибири – сибирская сосна (кедр).

Слайд №5

Сосна - неприхотливое дерево. Она растёт в лесу, на песках, камнях, на болотах.

Слайд №6

Сосна - светолюбивое, жароустойчивое дерево. Ель в отличие от сосны, хорошо переносит тень. Это дерево теневыносливое.

Слайд №7

Ствол у сосны прямой и высокий. Кора золотистого цвета. Ветви сосны подняты высоко от земли, они тянутся вверх к солнцу.

Слайд №8

Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные.

Слайд №9

Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол парашюта. Про такую форму говорят, что она куполообразная.

Слайд №10

У ели – пирамидальная, потому что по форме напоминает пирамиду.

Слайд №11

Лес, в котором растут сосны, называется сосновый бор. В сосновом бору всегда светло и радостно.

Слайд №12

Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники мрачные и темные. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не растет трава, а земля покрыта сухими коричневыми иголками и пустыми шишками.

Слайд №13

У сосны корневая система глубоко уходит в землю, а у ели расположена в поверхностном слое.

Слайд №14

Поэтому ураганы сосны ломают, а ели выворачивают с корнем.

Слайд №15

Педагог: Осталось еще одно хвойное дерево.

(Педагог показывает слайд с изображением кедра )

Педагог: Кто знает как называется это дерево?

- Ребята, похоже ли это дерево на сосну и ель? Чем? Оно тоже относится к каким деревьям?

Сосна сибирская (кедр)- вечно зелёное дерево, которое относится к роду Сосна. В высоту кедр может достигать 44 метра, ствол старых деревьев в диаметре может достигать 2 метров. Продолжительность жизни кедра – около 500 лет. Корень дерева короткий, стержневой, разветвляющийся. Важнейшее достоинство сибирского кедра — его семена (орехи)Российский сибирский кедр (кедровая сосна) растёт в Сибири, на Урале, Алтае, даже в Заполярье. у нас в Свердловской области он начинает попадаться на трассе, когда едешь из г. Екб в сторону г.Серова примерно за г. Н.Тагилом 

Настоящий кедр и, например, кедр сибирский имеют такие отличия:

  • семена настоящего кедра несъедобные, а орешки у сибирской сосны (кедра) вкусные и очень полезные;

  • кедр живёт до 3000 лет, сосна сибирская (кедр)- 600-800 лет;

  • кедр настоящий -теплолюбивое растение, в России он не растёт вообще, кедровая сосна же широко распространена в нашей стране, хорошо переносит холод.

Посмотрите на слайд, чем отличается от веточек ели и сосны?

Дети: Хвоя дерева имеет тёмно-зелёный цвет, в длину может достигать 14 см. А еще я вам скажу, что хвоинки на кедре самые дружные. У елки растут по (дети досказывают, у сосны растут, а у кедра, как вы думаете, по сколько хвоинок дружат?

Дети:

- По пять хвоинок.

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками. У кедра яйцевидной формы, сначала фиолетовые, а при созревании становятся коричневыми, в длину до 13 см, шириной 5-8 см.

Слайд №17

Семена у ели и сосны находятся в шишках. Они находятся на поверхности, их легко достать, поэтому ель и сосну называют голосемянными растениями.

Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с крылышками. Ветер разносит их по всему лесу. Там где упадут семена, вырастут новые сосны и ели.

Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны сосенки.

Слайд №18

Сибирский кедр — однодомное, раздельнополое растение, то есть мужские и женские шишечки располагаются на одном дереве. Растение анемофильное: опыление происходит при помощи ветра. семена без крыльев. В распространении семян большую роль играют кедровка и бурундук.

Слайд №19

У ели сосны и кедра есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет, у сосны – 2-3 года, а у кедра держится на ветвях 3-5 лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными” деревьями.

Давайте сравним хвоинки у ели, сосны и сибирской сосны (кедра). У ели хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по две – парами на пенечке, у кедра по пять. У ели темные хвоинки, а у сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные, а у кедра ещё длинее.

В пословице говорится:

“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.

Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно заметить, что у ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.

В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.

У хвои есть аромат. У хвоинок ели аромат еловый, а у хвоинок сосны аромат сосновый, древесный, бальзамический.

Снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания.

 Слайд №20

Ель, сосна и кедр хорошо переносят морозы. Это морозостойкие деревья.

(конец первого занятия)

 Слайд №21

Если рассмотреть хвоинку под микроскопом, то внутри клеток хвоинки можно увидеть зеленые зерна хлорофилла. Они придают хвоинкам зеленый цвет.

У хвоинок есть дыхательные “окошечки” - устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица на зиму плотно запечатываются воском. Так хвоинки научились защищаться от мороза и высыхания.

 Слайд №22

У каждого дерева, как и у человека, есть свой возраст. Определить возраст дерева можно по мутовкам. Надо посчитать количество мутовок. К полученному значению прибавить пять. Это число и будет возрастом дерева.

Определить возраст дерева можно по годовым кольцам. Для этого надо сосчитать кольца на спиле дерева.

Слайд №23

Специалисты, чтобы определить возраст дерева, используют особый инструмент – бур. Это приспособление напоминает штопор, с помощью которого из ствола дерева вынимают небольшой кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать годичные кольца.

Слайд №24

Существуют деревья долгожители. Самая старая ель в мире растет в Швеции на горе Фулу. Ему более 9000 лет.

Самая древняя сосна находится в Калифорнии. Ей дали имя – Мафусаил. Ей около 5000 лет. Она внесена в книгу рекордов Гиннеса.

В 1953 году сосну Мафусаил открыл ученый Эдмунд Шульман. Когда люди узнали об этом старейшем дереве, они решили посетить его и взять от него какую-нибудь часть, и вот тогда- то сосна чуть не погибла!

В наше время расположение сосны в парке держится в секрете, и сосна никому не показывается.

Слайд№25

Кто же дружит с елью, сосной и сибирской сосной (кедром)? Под корой живут мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не страшны. Если много, они приносят хвойным деревьям большой вред.

Муравьям сосна даёт “строительный материал” для муравейника – хвою. Эти насекомые любят делать свои жилища у южной стороны сосны. Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых.

Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели.

Слайд №26

К ели и сосне полакомиться короедами прилетает дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается короедами, а иногда семенами сосны.

Зимой к сосне приходит лось. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны.

Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается семенами шишек.

Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются семенами шишек.

Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.

Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников.

Слайд №26

Орехами питаются 32 вида птиц и 15 видов млекопитающих. Основные потребители орехов – белки и кедровки. То, что они роняют на землю, подбирают бурундуки. Орехи являются также питанием глухарей, рябчиков, кукушек, соек, ворон.

Кроме источника питания, кедр является домом для мелких грызунов. Это связано с особенностями этого дерева иметь поверхностную корневую систему, покрытую слоем хвои, под которой и скрываются мелкие животные.

Слайд №27

Все хвойные деревья приносят огромную пользу и выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории строят в сосновом бору.

(конец 2 занятия)

Слайд №28

В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства домов.

Слайд№29

Из древесины ели и сосны изготовляют мебель.

Слайд №30

Делают детские игрушки.

Слайд №31

Музыкальные инструменты.

Слайд №32

Делают бумагу, карандаши, подстилку для животных. Дерево – это топливо.

Слайд №33

Сосна, ель, сибирская сосна (кедр) - зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов. Чистую смолу (живицу) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают при кашле. Из хвои делают зубную пасту, мыло, крем. Масло кедрового ореха снижает уровень холестерина, способствует уменьшению избыточной массы тела.

Слайд №34

Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины. Недалеко от Питербурга, в Царском селе есть знаменитая янтарная комната. В ней все выполнено из резного янтаря.

Слайд №35

На Новый год мы все украшаем елочку. Этот обычай появился в России. Тогда правил царь – Петр 1. Он первый издал указ и приказал украшать дома и улицы еловыми и сосновыми ветками.

С тех пор мы и отмечаем Новый год с елочкой нарядной, пушистой, душистой.

Слайд №36

В настоящее время много хвойных лесов уничтожено в результате строительства дорог, городов, лесных пожаров. Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий.

В Красную книгу России занесено уже 11 видов хвойных растений.

Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна пицундская, сосна погребальная.

Слайд №37

Для того чтобы сохранить лесные богатства, в нашей стране существует Лесной Кодекс.

Педагог. Дорогие ребята! Лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!

Итог занятия

Сегодня мы говорили о ели и сосне и о кедре. Давайте повторим, что мы узнали нового.

Чем полезны ели, растущие в наших лесах и почему их нужно сохранять?

Слайд №38

Игра “Доскажи словечко”

  • Лес, в котором растут сосны, называется ....(сосновый бор)

  • Лес, в котором растут ели, называется...(ельник)

  • Семена у ели, сосны и кедра находятся в...(шишках)

  • Елочка – короткая иголочка,

  • Сосна – игла...(длинна)

  • Елка колет, сосна...(гладит)

  • У хвоинок “дыхательные окошечки” называются...(устьица)

  • Имя самой древней сосны...(Мафусаил)

  • Самая древняя ель растет на горе....(Фулу)

  • Сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле, это - ...(янтарь)

  • Лесные богатства надо...(беречь, охранять)

Педагог. Наше занятие подошло к концу.

Слайд №39

Спасибо за внимание!

Источники информации:

1. Кайгородов Д. Н. Беседы о русском лесе / Д. Н. Кайгородов. М.: Изд. ООО Белый город, 2009. – 304 с.

2. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина.- М.: Изд.Гном, 2013.

3. Интернет ресурсы:

1. https://www.drive2.ru/b/1156987/

2.https://yandex.ru/images/search?text=фото%20ели%20Фулу&stype=image&lr=11160&source=wiz

3. https://divo-dacha.ru/derevya-i-kustarniki/xvojnye-rasteniya-klassy-vidy-xvojnyx-derevev/