СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательные задачи как средство выявления и развития математических способностей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве материала для выявления математических способностей, для удовлетворения спроса учащихся, обладающих этими способностями, и вообще для показа увлекательности математики человечеством накоплено огромное количество задач.

Учитывая многообразие различного рода увлекательных, шутливых задач, для обеспечения целенаправленного и эффективного их использования приведена  классификация занимательных задач 

Просмотр содержимого документа
«Занимательные задачи как средство выявления и развития математических способностей»



Занимательные задачи как средство выявления и развития

математических способностей



«Природа одаряет каждого известным капиталом.

Воспитание должно выявить, в чем этот капитал

заключается и наилучшим образом использовать его».

Э. Торндайк


Проблема способностей – одна из наиболее интересных и важных для педагогической практики. Её в разных аспектах исследуют психологи, педагоги и методисты. К сожалению, следует отметить, что последние довольно редко обращаются к этой проблеме, да и психологи слабо помогают методистам в решение практических аспектов этой проблемы. А ведь именно проблемы способностей лежат в основе дифференциации обучения вообще и обучения математике в частности. Прежде всего, следует понять, как в психологии трактуют само понятие «способности» и его взаимосвязь с процессом формирования целостной всесторонне развитой личности.

Школа призвана всесторонне развивать всех школьников и тем самым выявлять и учитывать наиболее яркие способности у каждого.

Понятие «способности» употребляется учителем в самых разных сочетаниях: «способный ученик», «одаренный ученик», «талантливый ученик», «у этого ученика есть природные способности», «у него большие задатки» и.т.д. В дидактике и методике преподавания математики мы говорим о творческих, исследовательских, познавательных способностях, о способностях к счету или другим видам математической деятельности.

В качестве материала для выявления математических способностей, для удовлетворения спроса учащихся, обладающих этими способностями, и вообще для показа увлекательности математики человечеством накоплено огромное количество задач. Как правило, это не те задачи, которые решаются в школе на базовом уровне математического образования.

Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:

  • -выявление одаренных детей;

  • -создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Методы и формы работы с одаренными обучающимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. В качестве материала для выявления математических способностей, для удовлетворения спроса учащихся, обладающих этими способностями, и вообще для показа увлекательности математики человечеством накоплено огромное количество задач. Как правило, это не те задачи, которые решаются в школе на базовом уровне математического образования. Кстати, очень жаль, что указанные интересные, увлекательные задачи недостаточно включены в этот базовый уровень.

Известный популяризатор математики Я.И. Перельман рассматривал одну из особенностей занимательной науки, которая, по его мнению, заключается в том, что «приемы ее не исключают работы ума, а, напротив, пробуждают мысль работать».

Действительно, «умственный труд неразрывно связан с приобретением знаний и занимательная наука ничуть не стремиться освободить от него. Она стремиться лишь сделать этот труд интересным, а потому и приятным, пытаясь опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горьком коне учения».
Особое значение в развитии у учащихся существенных элементов математического мышления, математической инициативы, которое выражается в желании самому постигнуть проблему, в стремлении к самостоятельным поискам способов и средств решения задачи; сообразительности, логичности, находчивости, гибкости и критичности ума имеют задачи-смекалки.

Также задачи занимательного характера могут служить инструментом для выявления параметров математических способностей учащихся и прекрасным способом вызвать у учащихся интерес к изучению математики.

Учитывая многообразие различного рода увлекательных, шутливых задач, для обеспечения целенаправленного и эффективного их использования ниже будет приведена  классификация занимательных задач: 

п/п

Разновидность задач


Цель, способ решения, новые понятия

1.

Логические задачи на сравнение.

Научить решать такие задачи, используя шкалу сравнения

2.

Логические задачи, решаемые цепочкой рассуждения.

Научить находить в условиях задачи посылки и делать из них выводы.

Понятия: посылка, вывод, умозаключение.

3.

Задачи, решаемые с помощью логического квадрата.

Научить использовать логический квадрат для быстрого построения цепочки умозаключений. Да – «+», нет – «-».

Правило: плюс в какой-то из клеток логического квадрата означает, что во всех остальных клетках этого столбца и этой строки – минусы.

4.

«Открытые» логические квадраты.

Научить находить все возможные варианты решения логической задачи, если в ней присутствует неопределённость.

Понятие: множество решений задачи.

5.

Логические задачи на истинность и ложность.

Научить строить непротиворечивую систему умозаключений из истинных и ложных посылок.

Понятия: истинное высказывание, ложное высказывание, противоречие.

6.

Задачи типа «вынуть не глядя».

Научить решать такие задачи методом самой неблагоприятной ситуации.

7.

Задачи на круги Эйлера.

Научить решать задачи такого типа, представляя пересечение множеств объектов с помощью пересечения кругов.

Понятия: множество, пересечение множеств, круги Эйлера.

8.

Числовые и словесные психологические тесты.

Научить эвристической деятельности, развить способности к аналогии и обобщению, научить работать с открытыми и закрытыми тестами.

9.

Зрительные психологические тесты.

Научить эвристической деятельности, развить способности к аналогии и обобщению, научить работать с открытыми и закрытыми тестами.

10.

Задачи на расставление (магические квадраты).

Развить комбинационные способности учащихся, научить дополнять и самостоятельно составлять магические квадраты.

11.

Комбинаторные задачи.

Научить решать комбинаторные задачи методом перебора вариантов с помощью таблицы, строя граф-дерево.

12.

Задачи на зачёркивание цифр.

Научить решать такие задачи, опираясь на понимание значения цифры в разрядной записи числа.

13.

Задачи на расстановку знаков действий и скобок.

Развить комбинационные и аналитические вычислительные способности. Такие задачи, как правило, имеют несколько решений. В качестве универсального подхода можно посоветовать «решение с конца» - от результата к условиям.

14.

Числовые ребусы.

Научить решать такие ребусы.

15.

Задачи, решаемые с помощью буквенных выражений.

Научить решать такие задачи с помощью операций над равенствами.

Понятие: сложение равенств по частям.

16.

Задачи на развитие геометрического зрения.

Научить учащихся видеть на рисунках всё многообразие взаимопроникающих геометрических фигур.

17.

Задачи – шутки (ловушки).

Сформировать у детей понятие корректно поставленной задачи, научить их анализировать задачи, с точки зрения существования решения.

18.

Разделение без весов.

Научить решать такие задачи методом планирования действий.

19.

Задачи со спичками.

Развить геометрическое воображение и смекалку.

Необходимо обеспечить детей на уроке раздаточным материалом, например, счётными палочками.

20.

Задачи на составление

Развить геометрическое воображение и комбинационные способности учащихся.

21

Семь раз примерь, один раз отрежь

Научить преобразовывать фигуры при помощи перекраивания


Одну и ту же задачу можно назвать по-разному в зависимости от того, какая её характеристика в настоящий момент наиболее существенна. Задачи можно классифицировать по названию раздела математики, идеи которого используются при их решении (так появляются задачи логические, алгебраические, комбинаторные, геометрические и пр.). Можно ассоциировать задачи с особенностями их сюжета (так возникают серии задач «на переливание», «выбрать, не глядя» и др.). Можно называть задачи таким образом, чтобы в этом названии отражался конкретный способ их решения (решаемые с конца, задачи на круги Эйлера и т.п.).

Дети получат возможность научиться решать нестандартные задачи определённых разновидностей (комбинационные, комбинаторные, логические, геометрические, задачи на чётность и др.) подходящими методами и на практике в процессе индивидуальной или групповой работы применить умения:

  • определять разновидность, к которой относится нестандартная задача;

  • подбирать подходящий метод решения задачи;

  • находить все возможные решения задачи;

  • оформлять процесс рассуждения, которым были найдены решения, в виде решения задачи;

  • аргументировать правильность выбранного хода решения или отсутствие решения в противоречивых задачах.

При решении занимательных задач, у учащихся формируется самоконтроль и самооценка. Это происходит, благодаря использованию таких методов и приёмов, как создание проблемной ситуации, проблемного диалога с детьми, организации поиска недостающего способа действий и моделирования способа действия. Что в конечном итоге приводит к формированию и развитию универсальных учебных действий.

Таким образом, решение занимательных задач на уроках математики на уровне начального общего образования способствует развитию математических способностей обучающихся.

Список литературы



  1. Белошистая А.В. Методика обучения математики в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2005 – 425 с.

  2. Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки [Текст] // Воспитание школьника, 2002. - №2.

  3. Интернет- ресурс https://infourok.ru.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!