Занимательный материал для уроков русского языка по теме
«Части речи: имя существительное, глагол»:
от простого к сложному (1-3 класс)
Занимательный материал на уроках русского языка
«3aнимaтeльный -aя, -oe; -лeн, -льнa. Cпocoбный зaнять внимaниe, вooбpaжeниe, интepecный». (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.)
Фронтальный опрос, тест, контрольная работа проверяют знания учащихся по предмету, но не всегда способствуют развитию интереса к предмету, не повышают уровень учебной мотивации, поэтому учитель на своих уроках использует занимательный материал. Используя занимательный материал, учитель продолжает работу по формированию универсальных учебных навыков обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные универсальные учебные действия: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формировать умение работать в парах и малых группах .
Характеристика деятельности обучающихся: умение распознавать и называть предметы, действия предметов (имя существительное, глагол), подбирать примеры слов изученных частей речи.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Задания используют как этап введения в тему, актуализация знаний, рефлексия.
Имя существительное
1 класс (подготовительный этап, без называния частей речи)
Овощи: морковь, свекла,…
1. Дополните слова каждой группы
Профессии: учитель, маляр, продавец,…
Деревья: ива, береза, …
Черты характера человека: внимательность, уважение, …
Учебные принадлежности: портфель, дневник, …
2 класс
1. Какая это профессия?
Назовите профессии людей, зная, что они делают.
Образец: писать статьи в газете и журнале – журналист. Журналист – это человек, который пишет статьи в газете и журнале.
Учить детей -…
Делать мебель - …
Управлять оркестром - …
Писать книги - …
2. Найдите и закрасьте названия 6 животных
с | о | р | о | к | а | н | и | е | й |
л | д | е | л | а | в | о | у | с | м |
и | т | к | е | в | ы | с | й | в | ф |
ч | с | м | н | и | т | о | б | ю | ж |
п | й | ц | ь | у | к | р | е | м | н |
а | ф | ы | в | а | п | о | р | у | г |
у | о | л | д | ж | э | г | я | х | ш |
к | о | р | о | в | а | ч | с | а | щ |
м | и | и | т | ь | б | ю | ы | а | з |
3 класс
1. Распределите имена существительные по родам:
Ученик, школа, ручка, книга, лень, здоровье, лестница, …
Глагол
1 класс
1. Что они делают?
Рассмотрите картинку. Назовите профессии людей, которые на ней изображены и расскажите, что они делают и где работают.
2 класс
3 класс
1. Что он делает?
Перечислите действия, связанные с этой профессией.
Образец: журналист – пишет статьи и репортажи, ездит по стране, берет интервью, ведет съёмку происшествий, событий.
Профессии : 1. Учитель. 2. Врач. 3. Повар. 4. Артист. 5. Портной.
2. Решите кроссворд
По горизонтали:
1. Шагаешь — впереди лежит,
Оглянешься — домой бежит (дорога)
3. Школьники их очень ждут,
Когда ж они зимой придут.
Весной наступят на чуть-чуть,
Дадут ребятам отдохнуть.
Как год учебный завершат,
Три летних месяца подряд
Смогут бегать и играть,
С наслажденьем отдыхать (каникулы)
4. Острым клювиком, как птичка,
Водит ровно по страничке.
И в твоей тетрадке (ручка)
6. С ним всегда мы в школу ходим,
В нём тетрадки, книжки носим,
Дневник тоже там лежит,
Их замочек сторожит (портфель)
7. Он задачи все решает,
На вопросы отвечает,
Рисует так, что все в восторге
А в дневнике одни пятёрки. (ученик)
По вертикали:
1. Оценки какие получил ученик
Маме и папе расскажет … (дневник)
2. Все ступеньки собрались,
Вверх под крышу поднялись (лестница)
5. В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет (учитель)
8. Отметка в школе (оценка)
9. Стоит красивый, добрый дом.
Ребят весёлых много в нём.
Дружно учатся читать,
Писать, считать и рисовать. (школа)