СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательный русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занимательный русский язык»




1.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» разработана на основе требований организации внеурочной деятельности ФГОС НОО второго поколения для реализации общеинтеллектуального направления развития личности. Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (1-4) и реализуется через внеурочную деятельность.

Цель программы: создание условий для более прочного и сознательного усвоения изученного на уроке материала, развития речи обучающихся, совершенствование навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития школьников, воспитание интереса к предмету.

Задачи:

-развитие интереса к русскому языку, как к учебному предмету;

-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

-развитие мотивации к изучению русского языка;

-развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

-развитие смекалки и сообразительности;

-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-воспитание культуры обращения с книгой, умения пользоваться разнообразными словарями.

Формы проведения занятий:

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

- анализ и просмотр текстов;

- викторины;

- КВНы;

- творческие задания

-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Программа предусматривает использование методов обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);

  • наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);

  • практические (устные, письменные, графические упражнения);

  • проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);

  • самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);

  • игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)

Основные технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Место курса во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю). Данная программа рассчитана на 4 года обучения (135 учебных часов). Продолжительность занятий 35 минут в 1 классе, 40 минут - во 2-4 классах.


2.Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

1-2 класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- отличать звуки от букв (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
- определять признаки гласных и согласных звуков.
- различать буквы русского алфавита.
- видеть и находить родственные слова, антонимы, многозначные слова, системные связи слов.

3-4 класс

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

-находить отличительные признаки основных языковых единиц;

- различать основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- характеризовать слова, словосочетания, предложения, текст;

- применять основные орфографические и пунктуационные правила;

- применять некоторые нормы русского языка;

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

Формы представления результатов внеурочной деятельности

Результативность усвоения программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» определяется участием ребёнка в конкурсных мероприятиях по данному направлению или выполнении им некоторых работ.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

3. Содержание курса внеурочной деятельности.


2 класс (34ч)

Тема 1.Как обходились без письма?(1 ч.)

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 7. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «МояВообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 8- 9.«Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 10. Тайны фонемы.(1 ч.)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 11– 12.Опасные согласные. (2 ч.)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 13. На сцене гласные.(1 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

Тема 14. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 15. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 16 – 17.Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

Песенки - «напоминалки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 18 – 19. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 20. Память и грамотность.(1ч.)

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 21. Строительная работа морфем.(1ч.)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 22. Где хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 23 – 24. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 25 -26. Слова – «родственники».(2ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 27 – 28. Кто командует корнями?(2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 29 – 30. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 31-32. «Пересаженные» корни.(2ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 33-34. Итоговое занятие. Олимпиада.(2ч.)

4. Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык».


2 класс

№п/п

Название темы

Количество часов

1.

Фонетика

3 ч.

2.

Словообразование

7 ч.

3.

Лексика

7 ч.

4.

Морфология

7 ч.

5.

Пословицы и поговорки

3 ч.

6.

Игротека

7 ч.

Итого

34ч.










Календарно – тематическое планирование 2 класс

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Как обходились без письма?




2

Древние письмена.




3

Как возникла наша письменность?




4

Меня зовут Фонема.




5

Меня зовут Фонема.




6

Для всех ли фонем есть буквы?




7

Для всех ли фонем есть буквы?




8

«Ошибкоопасные» места.




9

«Ошибкоопасные» места.




10

Тайны фонемы.




11

Опасные согласные.




12

Опасные согласные.




13

На сцене гласные.




14

«Фонемы повелевают буквами».




15

Ваши старые знакомые. Практическое занятие.




16

Правила о непроизносимых согласных.




17

Правила о непроизносимых согласных.




18

Волшебное средство – «самоинструкция».




19

Волшебное средство – «самоинструкция».




20

Память и грамотность.




21

Строительная работа морфем.




22

Где хранятся слова?




23

Поговорим обо всех приставках сразу.




24

Поговорим обо всех приставках сразу.




25

Слова – «родственники».




26

Слова – «родственники».




27

Кто командует корнями?




28

Кто командует корнями?




29

«Не лезьте за словом в карман!»




30

«Не лезьте за словом в карман!»




31

«Пересаженные» корни.




32

«Пересаженные» корни.




33

Итоговое занятие. Олимпиада.




34

Итоговое занятие.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!