Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся третьего класса и реализуется на основе следующих документов:
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Рамки урока и насыщенность школьной программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.
В настоящее время — в период модернизации учебного процесса, в период перехода школ на новые программы, предусматривающие всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальности, – особенно важно и нужно расширять рамки знаний учащимися не только программного материала. Учитель должен, а, скорее всего, обязан, знакомить учеников со всеми сторонами русской речи:
Развитие личности ученика через прочное усвоение норм грамотной русской речи, расширяя кругозор детей, развивая образное мышление, творческое отношение к родному языку. Показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
На дополнительное изучение русского языка отводится 1 час в неделю, всего 34 часов.
1.Работа над лексикой (значением и происхождением слов).
2.Работа над орфоэпией (правильным произношением и ударением).
3.Обучение правильному употреблению слов.
Она определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимаются тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.
Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые, с точки зрения развивающегося обучения, нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. При внедрении данной программы в обучение учащихся на факультативных занятиях учитель получит возможность углубленно, творчески подойти к обучению родному языку учащихся 3 класса, помочь познать им тайны русской речи и практически овладеть ею.
Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:
-Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала.
-Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время;
-Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
1.Петраковская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000
2.Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2–3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.
3.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1–4 классы. Москва. АСТ. 2003
4.Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Ярославль.2006 г.
5.Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.
6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку. Москва. АСТ. 2009.
№ п/п | Тема | Планируемые результаты, виды учебной деятельности | Дата |
Предметные результаты | Универсальные учебные действия (ууд) | Личностные результаты | По плану | Факт |
1 | Вводный урок. Праздник русского языка «Дар бесценный – наш язык» | Получит возможность узнать: о множестве и многообразии языков мира. Взаимосвязи языка и речи, роли языка в жизни человека. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | 8.09 | |
2. | О чем рассказывает слово, предложение. | Научатся: правильно различать слова, словосочетания и предложения, составлять предложения по схемам. Научатся различать смысловое единство предложений в тексте. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Мотивация учебной деятельности. | 15.09 | |
3. | Творческая лаборатория: «Как устроен текст?» | Научатся: уметь определять последовательности частей текста. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: овладение логическими действиями синтеза, анализа, сравнения с помощью учителя. Коммуникативные: умение задавать вопросы и строить ответы с помощью учителя . | Мотивация учебной деятельности. | 22.09 | |
4. | Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации. | Уметь: правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; определять вид предложения по цели высказывания. | Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. | 29.09 | |
5. | Главные члены предложения. | Знать названия и определение главных членов предложения. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 6.10 | |
6. | Второстепенные члены предложения. | Научатся: применять полученные знания в письменных работах. | Регулятивные: принимать и реализовывать в деятельности учебную задачу; уметь сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя. Коммуникативные: умение слушать, выражать суждение, найти общее или отличное, выразить отношение к суждению (договариваться). | Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, договариваться и приходить к общему мнению (решению). | 13.10 | |
7. | Тесты выполняем – себя проверяем! Главные и второстепенные члены предложения. | Научатся: применять полученные знания в письменных работах. | Регулятивные: принимать и реализовывать в деятельности учебную задачу; уметь сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя. Коммуникативные: умение слушать, выражать суждение, найти общее или отличное, выразить отношение к суждению (договариваться). | Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, договариваться и приходить к общему мнению (решению). | 20.10 | |
8. | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. | Научатся: выявлять несоответствия между произношением и написанием слов с безударными гласными в корне. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Мотивация учебной деятельности. | 27.10 | |
9. | Определение, дополнение, обстоятельство – второстепенные члены предложения. Значение, вопросы, на которые отвечают, способы выражения. | Уметь; ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. | 10.11 | |
10. | .Звуко-буквенный анализ слова. Упражнения на группировку слов. | Осознание значимости звуко – буквенного анализа слова для грамотного письма. | Регулятивные: удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 17.11 | |
11. | Из чего же, из чего же состоят слова? Как корень слова учил окончания уму-разуму. | Научатся: находить значимые части слова. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью | Мотивация учебной деятельности. | 24.11 | |
12. | Тесты по теме. Состав слова. | Ученик научится выполнять тест. Ученик получит возможность научиться принимать решение самостоятельно, применять метод исключения. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 1.12 | |
13. | Творческая лаборатория «С чего начать текст?» | Уметь: придумывать начало текста | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью | Мотивация учебной деятельности. | 8.12 | |
14. | Образование сложных слов. | Уметь выделять два корня. | Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 15.12 | |
15. | Когда правила смеются? Безударные гласные в корне. | Научатся: правильно подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемых слов в деятельности. | Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Мотивация учебной деятельности. | 22.12 | |
16. | Легко ли быть согласным звуком? | Научатся: находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам. Знать правило написания удвоенных, парных согласных. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 12.01 | |
17. | Где прячутся ошибки? Непроизносимые согласные. | Научатся: писать слова с проверяемыми непроизносимыми согласными. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 19.01 | |
18. | Творческая лаборатория «Как закончить текст?» | Научатся: применять полученные знания в письменных работах. | Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. | 26.01 | |
19. | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | Уметь распознавать части речи. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Самооценка на основе критериев успешности. | 2.02 | |
20 | Имя существительное-часть страны Речь. | Знать общее грамматическое значение имен существительных, вопросы, на которые отвечает, роль в предложении. Уметь распознавать имена существительные в речи. | Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 9.02 | |
21. | Как у существительных род появился. | Уметь: определять род имен существительных; находить и выделять окончание в слове. | Регулятивные: удерживать учебную задачу. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 16.02 | |
22. | Творческая лаборатория «Вспоминаем типы текстов». | Научатся: применять полученные знания в письменных работах. | Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | 24.02 | |
23. | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | Уметь: формировать приемы мыслительной деятельности. | Регулятивные: формировать умение работать в группе. Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 2.03 | |
24. | Тесты выполняем – себя проверяем! Хорошо ли ты знаешь имена существительные? | Научатся: применять полученные знания в письменных работах. | Регулятивные: принимать и реализовывать в деятельности учебную задачу; уметь сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя. Коммуникативные: умение слушать, выражать суждение, найти общее или отличное, выразить отношение к суждению (договариваться). | Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, договариваться и приходить к общему мнению (решению). | 9.03 | |
25. | Сказка о падежах. Этимология названий падежей. | Научатся: применять полученные знания на практике, формулировать вывод по результатам наблюдений; работать в паре. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Мотивация учебной деятельности. | 16.03 | |
26. | Творческая лаборатория «Составляем план текста» | Научатся: применять полученные знания в письменных работах. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. | 6.04 | |
27. | Три склонения имен существительных. | Уметь: определять род имен существительных; находить и выделять окончание в слове. Научатся: определять склонение имен существительных. | Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. | 13.04 | |
28. | Несклоняемые имена существительные. | Научатся: применять полученные знания в письменных работах. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; соблюдать простейшие нормы речевого этикета. | Мотивация учебной деятельности. | 20.04 | |
29. | Очень занимательное - имя прилагательное. | Научатся: применять полученные знания в письменных работах. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; соблюдать простейшие нормы речевого этикета. | Мотивация учебной деятельности. | 27.04 | |
30. | Творческая лаборатория «Пишем изложение» «Любопытные». | Научатся: правильному правописанию глаголов; использовать правила правописания глаголов при написании. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Мотивация учебной деятельности. | 4.05 | |
31. | Глагол – настоящий богач среди частей речи. | Научатся: правильному правописанию глаголов; использовать правила правописания глаголов при написании. | Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Мотивация учебной деятельности. | 11.05 | |
32. | Радость познания. Олимпиада по русскому языку. | Научатся: применять полученные знания в письменных работах. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | 15.05 | |
33. | Тесты выполняем – себя проверяем! (итоговый тест за год) | Научатся: применять полученные знания в письменных работах. | Регулятивные: принимать и реализовывать в деятельности учебную задачу; уметь сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя. Коммуникативные: умение слушать, выражать суждение, найти общее или отличное, выразить отношение к суждению (договариваться). | Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, договариваться и приходить к общему мнению (решению). | 18.05 | |
34. | Урок-праздник «Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь» | Научатся: применять полученные знания в практической деятельности. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. | 23.05 | |