СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Занимательная грамматика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«"Занимательная грамматика"»

Пояснительная записка

             Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования.

 

  1. Нормативно-правовая основа:

         Закон Российской Федерации «Об образовании»;

         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);

         Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

         Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

        Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;

      Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);

         САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    Модель внеурочной деятельности обучающихся начальной школы;

         Должностные инструкции классного руководителя;


 Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу “Занимательная грамматика”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.


II. Цель и задачи курса.


Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.


Задачи курса:

Обучающие:

  1. развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  2. приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  3. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  4. развитие мотивации к изучению русского языка;

  5. развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

  6. совершенствование общего языкового развития учащихся;

  7. углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  1. воспитание культуры обращения с книгой;

  2.  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  1. развивать  смекалку и сообразительность;

  2. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  3. развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

  4. учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

   

 III.  Особенности программы курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»


2-3 кл.  «Секреты орфографии»



Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  1. занимательность;

  2. научность;

  3. сознательность и активность;

  4. наглядность;

  5. доступность;

  6. связь теории с практикой;

  7. индивидуальный подход к учащимся.

         

Курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеурочных учащиеся мало пишут и много говорят.


IV. Формы проведения занятий по курсу внеурочной деятельности

  1. лекции;

  2. практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  3. анализ и просмотр текстов;

  4. самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.


В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;

  2. теоретическая;

  3. практическая.


V. Основные методы и технологии

  1. технология  разноуровневого обучения;

  2. развивающее обучение;

  3. технология  обучения в сотрудничестве;

  4. коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.


VI. Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 2-3 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

VII.  Планируемые результаты.



2-3-й класс

Личностные результаты:

  1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  4. обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

  2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  3. учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  3. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  2. слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  3. выразительно читать и пересказывать текст;

  4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).









Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • наличие лингвистических словарей;

  • наличие карточек с играми и заданиями;

  • наличие текстов для работы на занятиях;

  • подборка видеофрагментов;

  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

  • компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;

  • набор ЦОР по русскому языку.

2-3-й классы «Занимательная грамматика»

Тематическое планирование      (34 часа)



Дата

Тема занятия

Количество часов

план

факт

1



Как обходились без письма?

1

2



Древние письмена.

1

3



Как возникла наша письменность?

1

4-5



Меня зовут Фонема.

2

6-8



Для всех ли фонем есть буквы?

2

9



«Ошибкоопасные» места

1

10



Тайны фонемы

1

11-12



Опасные согласные

2

13



На сцене гласные

1

14



«Фонемы повелевают буквами»

1

15



Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

16



Ваши старые знакомые

1

17-18



Правила о непроизносимых согласных

2

19-20



Волшебное средство – «самоинструкция»

2

21



Строительная работа морфем

1

22-23



Где же хранятся слова?

2

24-25



Поговорим о всех приставках сразу

2

26-27



Слова – «родственники»

2

28-30



Кто командует корнями?

3

31-32



«Не лезьте за словом в карман!»

2

33



«Пересаженные» корни

1

34



Итоговое занятие

1

Итого 34 часа






Содержание занятий (виды деятельности)


Тема 1. Как обходились без письма? (1 ч.)

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга».

Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена. (1 ч.)

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо».

Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица?

Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема. (2 ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот».

Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы? (2 ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки».

Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б. Заходер «Моя Вообразилия».

Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква.

Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость?

Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы. (1 ч.)

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции.

Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?»

Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные. (1 ч.)

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами». (1 ч.)

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда!

Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие. (1ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных. (2 ч.)

     Песенки - «напоминалки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило.

Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция». (2 ч.)

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции.

Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик».

Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность. (1ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений.

Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем. (1ч.)

       «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова».

«Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова? (1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке.

Работа со словарями.

Тема 24 – 26. Поговорим обо  всех приставках сразу. (2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина.

Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения.

Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-).

Песенка – «напоминалка». Игры и упражнения с приставками.

 Тема 27. Слова – «родственники». (1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов.

Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Кто командует корнями? (2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания.

Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами.

Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные.

Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!» (2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные.

Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни. (1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада. (1ч.)




VIII. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу   2 -3- го класса


Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.                                                                          

Состав слова.                                                                                                                        

Признаки родственных слов.                                                                                                  

Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.                                                                                    

Пересказать текст.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ



  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность [Текст]: / Р. И. Альбеткова. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М.: Знание, 1995.

  3. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст]: / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.

  4. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст]: / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО: АРГО, 1996.

  5. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст]: / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.

  6. Граник Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.

  7. Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака, И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.

  8. Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст]: / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.

  9. Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов; под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.

  10. Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 1991.

  11. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.

  12. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.

  13. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.

  14. Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

  15. Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

  16. Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.

  17. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.

  18. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст]: / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.

2. Асирий А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.: Учпедгиз, 1967.

3. Асирий А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст]: / А. Г. Арсирий. — М.: Учпедгиз, 1967.

4. Баев П.М. Играем на уроках русского языка [Текст]: / П. М. Баев. — М.: Русский язык, 1996.

5. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках [Текст]: / Н. М. Бетенькова. — М.: Новая школа, 1996.

6. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках[Текст]: /. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.

7. Вакуленко Ю.А. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры - Волгоград: Учитель, 2011

8. Волина В.В. Веселая грамматика [Текст]: / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.

9. Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации [Текст]: / Г. Г. Граник и др. — М.: Просвещение, 1996.

10. . Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст]: / Г. Г. Граник и др. — М.: Просвещение, 1991.

11. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой [Текст]: / Л. Т. Григорян. — М.: Просвещение,1974.

12. Занимательная фонетика на уроке и после [Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М.: Оса: Росстани- на- Каме, 1994.

13. Занимательный материал по русскому языку [Текст]: / Сост. М.П. Лукашек. — Минск, 1980.

14. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М.: Учпедгиз, 1961.

15. Иванова В.А., Пошиха З.А., Розенталь Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.

16. Канакина В. П. Радость познания в слове [Текст]: / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 1996.

17. Мережинская Е.Х. Занимательная грамматика [Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.

18. На берегах Лингвинии [Текст]: / Под ред. Л.Д. Чесноковой. — М.: Просвещение, 1996.

19. Нуртазина Р.Б. Занимательная грамматика [Текст]: / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата, 1973.

20. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку [Текст]: / А. О. Орг. — М.: Просвещение, 1994.

21. Постникова И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно [Текст]: / И. И. Постникова И. М. Подгаецкая.— М.,1992.

22. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.

23. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.

24. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.

25. Синицын В.А. Путь к слову[Текст] : / В. А. Синицын. — М.: АО "Столетие", 1996.

26. Соболева О.Л., Агафонов В. В. Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным [Текст]: / О. Л. Соболева, В. В. Агафонов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

27. Соболева О.Л. Когда правила смеются [Текст] : / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.