СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Занимательная грамматика русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке ученики 2 класса решают разнообразные занимательные задания.

Просмотр содержимого документа
««Занимательная грамматика русского языка»»

февраль – март последовательность

щука – рыба причина-следствие

боль – слезы часть и целое

вторник – среда противоположность

дом – крыша функциональность

радость – грусть

стакан – пить

нарушение – наказание

птица –

стая

сладкий - кислый

быстрый – медленный

велосипед - кататься



февраль – март последовательность

щука – рыба причина-следствие

боль – слезы часть и целое

вторник – среда противоположность

дом – крыша функциональность

радость – грусть

стакан – пить

нарушение – наказание

птица –

стая

сладкий - кислый

быстрый – медленный

велосипед - кататься



февраль – март последовательность

щука – рыба причина-следствие

боль – слезы часть и целое

вторник – среда противоположность

дом – крыша функциональность

радость – грусть

стакан – пить

нарушение – наказание

птица –

стая

сладкий - кислый

быстрый – медленный

велосипед - кататься



озеро, медведь, карандаш

мяч, ракета, книга

улица, сумка, очки

велосипед, цветок, небо

стол, фартук, ботинки





озеро, медведь, карандаш

мяч, ракета, книга

улица, сумка, очки

велосипед, цветок, небо

стол, фартук, ботинки











озеро, медведь, карандаш

мяч, ракета, книга

улица, сумка, очки

велосипед, цветок, небо

стол, фартук, ботинки









КГУ «Чапаевская средняя школа»











Открытое

внеклассное занятие

во 2 классе



«Занимательная грамматика

русского языка»









Учитель: Рахимова Г.М.











Цели занятия:

1.Формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию.

2.Развивать мышление, воображение, интеллектуальные и творческие способности.

3.Воспитывать культуру письменной и устной речи.

4. Формировать навыки работы в парах и группах

Оборудование: плакат с надписью: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью, язык... (А.Н. Толстой)»,карточки с заданиями, аудиозапись.

Ход мероприятия

Учитель.

Родная речь - дарованное благо,

Сложным-сложна, а то простым-проста.

Пусть сожжена бесценная бумага,

Слова живут - текут из уст в уста.

Родная речь всегда одноплеменна,

Напоена богатством от корней,

И этим, говорят, несовершенно

Искусство, тесно связанное с ней...

У музыки - вселенские просторы,

У живописи - мировой язык,

А тут непостижимы разговоры,

К которым с колыбели не привык.

Но если жизнь отнимет слух и зренье,

Лишит движенья, голоса лишит,

Единственное есть тогда спасенье –

То слово, что в душе твоей дрожит.

Пускай его иной и не услышит -

Как верный друг, оно всегда с тобой,

Творит тебя, зовет, живет и дышит.

Живет! И, значит, ты еще живой.

И этого отнять никто не в силах.

Не потому ль так важно уберечь

Потоки чистых сочетаний милых,

Таинственно сливающихся в речь.

Л. Васильева

Учитель. – Ребята, вы готовы сразиться в конкурсе? Тогда начинаем!

1-й конкурс «Разминка»

Учитель. - Я приготовила для вас шуточные вопросы о гласных и согласных звуках и буквах.

1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)

2. Как из моли сделать соль? (Заменить первую букву)

3. В каком слове нужно изменить только одну гласную, чтобы животное превратилось в змею? (Ёж - уж)

4. В каком слове 40 гласных букв «а»? (Сорока)

5. Какие слова состоят из ста согласных? (Сто-л, сто-г, сто-к, сто-н и др)

6. Какую птицу можно превратить в великую русскую реку, отняв одну букву? (Иволга - Волга)

7. В названии какой зерновой культуры гласная «у» повторяется 3 раза? (Кукуруза)

2-й конкурс «Скороговорки»

Учитель.-  Как вы все знаете, скороговоркой называется труднопроизносимое сочетание слов. Повторять скороговорки не только весело и интересно, но и полезно для формирования хорошей дикции. Давайте правильно произнесем скороговорки.

1. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

2. На мели мы лениво ловили налима, и меняли налима вы мне на линя.

3. Командир говорил про подполковника и про подполковницу, про подпрапорщика и про подпрапорщицу, про подпоручика, а про подпоручицу умолчал.

3-й конкурс «Шарады»

Учитель.-  Шарада - это загадка, в которой загаданное слово представлено несколькими частями, каждая из которых представляет отдельное слово, которое дано в виде загадки. Отгадывают шарады по частям. Разгадав каждую часть и сложив эти части вместе, легко узнать зашифрованное слово.

1. Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог - союз,

А в целом я - материя

И на пальто гожусь. (Сук - но)

2. Трехсложное в шараде слово:

Два - дерево, а третий - нота.

Ответ средь рыбы промысловой

Найдешь легко, была б охота. (Ива - си)

4-й конкурс «Пословицы и поговорки»

Ученик.

Слава русской речи велика,

Год от году все сильней становится,

И острей граненого штыка

Наши поговорки и пословицы.

А. Прокофьев

-Ребята, продолжите пословицу, зная ее начало.

1. Правда в огне не горит и... (в воде не тонет).

2. Без труда не вытащить и... (рыбку из пруда).

3. Одна голова хорошо, а... (две лучше).

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о болтливых и глупых людях? («Не все мели, что помнишь», «Говорил день до вечера, а слушать нечего», «Знай больше, а говори меньше», «В многословии не без пустословия», «Лучше уж недоговорить, чем переговорить», «Держи язык за зубами», «Красиво говорит, а слушать нечего», «Много говорить - голова заболит». И др)

5-й конкурс «Фразеологизмы»

Учитель. - Объясните значение следующих фразеологизмов.

1. Бить баклуши. (Бездельничать. Когда на Руси ели деревянными ложками, десятки кустарей «били баклуши», то есть кололи из липы чурбачки - заготовки для мастера-ложкаря. Эта работа считалась пустячной, ее обычно выполняли подмастерья - подростки. Отсюда и выражение «бить баклуши» стало употребляться в значении «бездельничать»)

2. Витать в облаках. (Пребывать в мечтательном состоянии, не замечая окружающего)

3. Ни к селу, ни к городу. (Совершенно некстати, невпопад)

4. Не по зубам. (Не хватает, недостает умения, способностей)

6-й конкурс «Ударение и произношение слов»

Учитель.- Я вам зачитаю стихотворный фельетон, а вам нужно будет записать и исправить искаженные слова, а также слова, в которых ударение было поставлено неверно.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «мы так хОчем»,

«ДОсуг», «шОфер», «прОцент», «зАем»,

«КвАртал», «пОртфель», «билютень».

«ПОверх плана выполняем»,

«Агент звОнит целый день».

(Дети исправляют ошибки)

Учитель. - А теперь послушайте отрывок из стихотворения, написанного в XIX веке словенским поэтом Антоном Ашкерцем.

Ученик.

Язык прекрасный русского народа,

Как ты пленителен, как близок мне!

Какие тайные созвучья-струны

Родишь ты вдруг в душевной глубине!

Великий, мощный, благозвучный...

Язык славянский, ты - язык и мой.

В твоих ласкающих так сладко звуках

Не говорила ль мать со мной?

Ты - нежная серебряная арфа

В руках у вдохновенного певца,

И райский звук твоей волшебной песни

Волнует мощным эхом все сердца.

Учитель. - Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, показали, что знаете и любите родной язык. Оберегайте русский язык, бережно относитесь к нему. Всего вам доброго!

Список использованной литературы

1.А.Шибаев «Буква заблудилась»

2.Л.В.Мищенкова «Занимательный русский язык»

3. Г.М.Дмитриева «Занимательная грамматика русского языка»

4.Е.В.Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения»

Цели: через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку.

Задачи:

1. Учить детей получать удовольствие от общения со сверстниками.
2. Обобщить знания детей, полученные на уроках чтения и русского языка, учить применять их на практике.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Способствовать сплочению детского коллектива.

Правила: игра ведется между командами по 6 человек. На обсуждение каждого вопроса дается определенное время. По его истечении каждая команда должна сказать жюри вариант ответа.

















Составьте новое слово, поменяв в данном слове только одну букву:

ШАР  , ДОМ — , ДУБ-   , МЁД — ,



МЕЧ — ,СТОЛ — , НОРА — , ЛЫЖИ —



БАНК — , ТОЧКА —





Составьте новое слово, поменяв в данном слове только одну букву:

ШАР — , ДОМ — , ДУБ-   , МЁД — ,



МЕЧ — ,СТОЛ — , НОРА — , ЛЫЖИ —



БАНК — , ТОЧКА —







Составьте новое слово, поменяв в данном слове только одну букву:

ШАР — , ДОМ — , ДУБ-   , МЁД — ,



МЕЧ — ,СТОЛ — , НОРА — , ЛЫЖИ —



БАНК — , ТОЧКА —





Человек без Родины, что соловей без леса.



Если дружба велика, будет Родина крепка .



Тот герой, кто за горой.































Допишите названия животных в выражениях:


Голоден как_________Труслив как ________Хитёр как _____


Упрям как ________ Нем как_________Драчлив как ________
















































«Познавашки»

ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ







Впиши слово кисточка в 4клетки, но так, чтобы в каждой клетке было только по одному знаку













Впиши слово ласточка в 4клетки, но так, чтобы в каждой клетке было только по одному знаку













Впиши слово косточка в 4клетки, но так, чтобы в каждой клетке было только по одному знаку



































1. «Умняшки» — Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и получите слово.

ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ —









2. «Познавашки» — Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.

РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ —











3. «Почемучки» — Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.

ЛРКМНОДШРКВГА —

























Цели занятия:

1.Формировать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию.

2.Развивать мышление, воображение, интеллектуальные и творческие способности.

3.Воспитывать культуру письменной и устной речи, дух соперничества

4. Формировать навыки работы в парах и группах


Ход мероприятия:

Ведущий:

В школу ходим мы не зря.

Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдёшь,

За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать,

Ум свой надо развивать.
Приглашаю вас сейчас

Поиграть в веселый час


Девиз нашего мероприятия: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» (Р. Сеф)

Наш язык — язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!


Ребята, сегодня совершим путешествие в страну Знаний русского языка и определим команду знатоков русского языка. (Деление на команды)

Оценивать ваши ответы будет честное и доброжелательное жюри.

Наше путешествие начинается.

1. «Отгадайте героев сказок»

Ведущий: Отгадайте загадку. О каком сказочном герое идёт речь?

Загадки команде «Умняшки»

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)


Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)


Загадки команде «Познавашки»

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали… (Дюймовочка)


Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)


Загадки команде «Почемучки»

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)

3. «Соберите пословицу»

Команде «Умняшки» — «Человек без Родины, что соловей без леса»

Команде «Познавашки» — «Если дружба велика, будет Родина крепка»

Команде «Почемучки» — «Тот герой, кто за Родину 3. «Соберите пословицу»

Команде «Умняшки горой»



4. «Сравнение»

Допишите названия животных в выражениях:

Умняшки
Голоден как…. Труслив как…… Быстрый как…..
Упрям как….. Нем как….. …
(волк, осел) (заяц, рыба) (олень)

Познавашки
Ползет как ... Назойливый как ... Хитер как...

Драчлив как …… Храбрый как ...

(черепаха, попугай, комар, лиса, лев)

«Почемучки»

Плавает как ... Трещит как ..... Труслив как ...

Спит как ..... Ластится как ....

(рыба, барсук, сорока, кошка. заяц)

5. «Прочитай-ка»

Прочитайте слова. Найдите лишнее.

«Умняшки»

РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД

Ответ: карандаш, ручка, кисточка, ведро. (лишнее слово ведро)

«Познавашки»

ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ.

Ответ: мяч, барабан, Оля, юла. (лишнее слово — Оля)

«Почемучки»

ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ

Ответ: клей пластилин краска ветер. (лишнее слово — ветер)

6. «Получи слово»

1. «Умняшки» — Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и получите слово.

ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ — (берёза)

2. «Познавашки» — Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.

РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ — (петух)

3. «Почемучки» — Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.

ЛРКМНОДШРКВГА — (кошка)

2. «Составьте новые слова» (всем командам)

Составьте новое слово, поменяв в данном слове только одну букву:

ШАР — (пар, жар), ДОМ — (дым), ДУБ — (зуб), МЁД — (лёд), МЕЧ — (мяч), СТОЛ — (стул), НОРА — (кора), ЛЫЖИ — (лужи), БАНК — (танк), ТОЧКА — (ночка, дочка, бочка),



Жюри подводит итоги игры, объявляет результаты.

Награждение участников игры грамотами «Лучшие знатоки русского языка».











Рекомендации для жюри

  1. Отгадать загадку – 5 баллов за каждый правильный ответ

  2. Собери пословицу - 5 баллов

  1. Человек без Родины, что соловей без леса

  2. Если дружба велика, будет родина крепка

  3. Тот герой, кто за Родину горой)

  1. Дописать названия животных в выражениях – 1балл за каждый ответ – всего 6 баллов

  2. Прочитать слова. Найти лишнее.

  1. – карандаш, ручка, кисточка, ведро)

  2. – мяч, барабан, Оля, юла

  3. – клей, пластилин, краска, ветер)

за каждое слово – по 1 баллу, и 1 балл за правильно выбранный ответ)

  1. Убрать лишние буквы и получить нужное слово – 5 баллов

(береза, петух, кошка)

  1. Составить новое слово, поменяв в данном слове только одну букву -1 балл за каждое новое слово)



























ель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки групповой работы. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды для сопровождения занятия.

Ход мероприятия

Ученик 1.

Жизнь идет, словарь опережая.

(Сколько новых дел, событий, чувств!)  

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.

Ученик 2.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слов

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Ученик3

Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык!

Учитель: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык.

И мы проводим турнир знатоков русского языка.

 - А что такое турнир? (ответы детей)

Турнир. - спортивное соревнование , а у нас будет с вами словесный турнир между командами

В нашем турнире примут участие две команды:

 1 команда «Приставки»

Наш девиз: Приставки всегда молодцы,

 Приставки всегда впереди!

2 команда «Предлоги»

Наш девиз: Думай, пробуй и ищи,

 Трудно будет - не пищи!

 - А теперь ребята, представление нашего уважаемого жюри. (представление жюри)

 - Уважаемое жюри каждая команда желает вас поприветствовать.

Приветствие жюри командами:

1 команда «Приставки»

Мы жюри подарим мыло,

 Чтоб нас строго не журило.

 Мы жюри подарим смех,

 Чтобы было всем потех.

 2 команда «Предлоги»

Вы жюри, нас не журите,

Справедливее судите!

Чтобы счёт не потерять,

Вот вам счёты, чтоб считать.

Разминка.

 - Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Нога - …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга - … (дуги)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра)

Бедро - …(бедра)

Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День - …(дни)

Пень - …(пни)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок - …(цыплята)

Козленок - …(козлята)

Бочонок - … (бочонки)

 - Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.

1 Конкурс (Слайд)

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну -

Только не в начале.

Но сегодня - ну и ну!

Все они сбежали.

1. Бклжн, баклажан

2. вринт, вариант

3. гдюк, гадюка

4. днтист, дантист

5. кдр, кадр

6. кнв, канава

7. схр, сахар

8. мтерик, материк

Весь материал – смотрите документ.

Цели: через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку.

Задачи:

1. Учить детей получать удовольствие от общения со сверстниками.
2. Обобщить знания детей, полученные на уроках чтения и русского языка, учить применять их на практике.
3. Развивать творческие способности учащихся.
4. Способствовать сплочению детского коллектива.

Правила: игра ведется между командами по 6 человек. На обсуждение каждого вопроса дается определенное время. По его истечении каждая команда должна сказать жюри вариант ответа.





Цели:

  • создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку;

  • расширить знания детей по теме «фразеологизмы»;

  • развивать речь детей, внимание, мышление;

  • воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,

  • картинки с фразеологизмами (на доске),

  • звёздочки (для правильного ответа),

  • медаль «Знаток русского языка» (победителю).

Ход занятия

I. Вступительное слово.

Группа подготовленных ребят читают стихотворение В. Сусловой «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, –
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи говорим, не жалея труда,
Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»

– Добрый день, дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Сегодня нам нужно выбрать знатока русского языка. Обычно воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на вопросы.

II. Задание 1 «Фразеологический зверинец»

(слайд 3)

– Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:

трещит как...

нем как….

труслив как…

хитрый как…

голоден как…

(слайд 4)

упрямый как…

здоров как…

писать как…

надутый как…

грязный как…

III. Физкультминутка.

– Покажите часть тела:

  1. их нельзя класть в рот (пальцы);

  2. они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);

  3. ими машут, как мельница (руки);

  4. он длинный и без костей (язык);

  5. ими щелкают от голода (зубы);

  6. его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);

  7. не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);

  8. с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);

  9. её можно потерять (голову);

  10. их нужно держать на макушке (уши).

IV. Задание 2 «Что это?»

(слайд 5)

Вставь названия частей тела в известные фразеологизмы.

Им можно дать волю, если хочешь драться.

Их кладут на полку, когда испытывают голод.

Не цветы, а вянут от того, что человек говорит глупое.

Их можно надуть, если обидели.

(слайд 6)

Его задирают, если важничают, зазнаются.

Его задирают, если важничают, зазнаются.

В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление о себе.

В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление о себе.

V. Рисунки-подсказки.

(слайды 7-15)

К каждому рисунку надо подобрать фразеологизмы, подходящие к нему.

Подсказка: так говорят, когда проявляют невнимательность, ничем не занимаются.

Подсказка: так говорят, когда мешают другим заниматься делами.

Подсказка: так говорят, когда люди постоянно враждуют между собой.

Подсказка: так говорят, когда человек смешно одет.

Подсказка: так говорят, когда человек притворяется, скрывает свою истинную сущность.

Подсказка: так говорят, когда произошла ссора между людьми.

Подсказка: так говорят, когда человек способен украсть, обмануть.

Подсказка: так говорят, когда очень сильный дождь на улице, ливень.

Подсказка: так говорят, когда постоянно человек суетится, хлопочет.

VI. Разгадайте ребус.

(слайд 16)

Ответ: аршин с шапкой.

Значение фразеологизма: так говорят о человеке, который очень маленького роста.

Аршин – русская мера длины, равная 71 см. (слайд 17)

Разгадайте ребус (слайд 18)

Ответ: малиновый звон.

Значение фразеологизма: русское выражение малиновый звон пришло из Бельгии и происходит от названия старинного города Малина. Еще Петр I ездил туда, чтобы послушать колокола. До сих пор каждый вечер по понедельникам, от начала июня до середины сентября, в Малине звучат колокольные концерты, слушать которые едут со всех концов мира. Глубокое звучание колокольного звона связывалось у наших предков с особым ароматом, сравнить который можно было разве что с малиной — одной из самых излюбленных в народе ягод, или с ее цветом — малиновым: не ярким, броским, а приглушенным, мягким, ласкающим глаз и душу русского человека.

Разгадайте ребус (слайд 19)

Ответ: два сапога пара.

Значение фразеологизма: так говорят о тех, кто стоит друг друга, один другого не лучше.

Разгадайте ребус (слайд 20)

Ответ: золотые руки

Значение фразеологизма: так говорят об очень способном, умелом человеке, мастере своего дела.

Разгадайте ребус (слайд 21)

Ответ: витать в облаках.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человек мечтает, отвлекается, уходит от действительности.

Расшифруй (слайд 22).

Ответ: волосы дыбом.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человека охватывает страх, ужас.

Расшифруй (слайд 23).

Ответ: знать на зубок.

Значение фразеологизма: было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Возникло это из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться монета фальшивая: полая внутри или залитая дешевым металлом.

(слайд 24)

Ответ: энциклопедия ходячая.

Значение фразеологизма: так говорят о человеке, который имеет богатые и обширные знания, может давать ответы на многие вопросы. Ум, способности – это те внутренние качества, по которым оценивается человек. Не случайно мы говорим: «По одежке встречают, по уму провожают». Голова своего рода вместилище разума.

VII. Математические действия.

(слайд 25)

ГОД-Д+ВОР+ЖИТЬ – Ж
ЗА ГОЛ – О+А+ЗА=

Ответ: говорить за глаза.

Значение фразеологизма: говорить о ком-то в его отсутствие (обычно неприятные вещи).

Математические действия (слайд 26).

МО+КОТ-ОТ+РА+Я=
КУ+РУ-У+МИР-МР+ЦА=

Ответ: мокрая курица.

Значение фразеологизма: утки, гуси и другие водоплавающие птицы имеют непромокаемое оперение. В дождливую погоду они выглядят так же, как и в ясную. Домашним птицам (курам, индюшкам) повезло меньше. Все, наверное, знают, что нет более жалкого зрелища, чем промокшая под дождем курица. Разумеется, выражение «мокрая курица» служит для обозначения беспомощного, вызывающего жалость человека.

Математические действия.

(слайд 27)

БЕЛКА-К+Я=
ТВОРОГ-ТГ+НА=

Ответ: белая ворона.

(слайд 31)

Значение фразеологизма: мы привыкли, что вороны – чёрные, белая ворона-это очень редкое явление в природе. Учёные таких ворон называют альбиносами. Легко представить, как будет выглядеть эта белая ворона в стае чёрных ворон, какой она будет чужеродной. Так с помощью цвета подчёркивается особенность человека. Про такого говорят, что он не такой, как все, отличается от окружающих.

(слайд 32)

VIII. Подведение итогов (вручение медали «Знаток русского языка»)