Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального стандарта начального общего образования второго поколения и на основе авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика. Юным умникам и умницам».
Пояснительная записка
Цель курса: формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление исследователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника. Чтобы постичь математику, необходимо ее понимать, видеть формулы именно те, которые нужны, и именно там, где нужно. Поэтому целью курса является: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.
Программа призвана способствовать решению следующих задач:
Формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Предоставить дополнительные возможности для развития творческих способностей учащихся.
Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.
Закрепить навыки устных и письменных вычислений.
Создать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к математике.
Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
Общая характеристика курса
Данный курс не пытается развить у детей автоматизм. Нет цели и натаскать на задачи того или иного сорта. Предложенные задания не шаблонны, их не надо решать на оценку или на количество – они учат рассуждать. Основной принцип курса: «Учись играючи».
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• доступность;
• системность;
• научность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности.
Работа факультативного курса строится на принципах:
- Регулярности – еженедельно;
- Параллельности – 1) проведение факультативных занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу. 2) связь с учебным материалом, так как без занимательных задач преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала должна быть направлена на общее умственное развитие учащихся.
- Самостоятельности – значительная часть практического материала выполняется учащимися самостоятельно.
- Вариативности и самоконтроля – набор задач различного уровня сложности и проверка решений по образцу, алгоритму, ключу.
При проведении занятий применяются личностно-ориентированные технологии обучения, такие как:
1) технология полного усвоения знаний, когда все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса;
2) технология разноуровневого обучения или «технология обучения базису без отстающих»;
3) технология коллективного взаимообучения, которая позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Значимость данного курса заключается в том, что изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Но также важно показать детям, что математика не только нужна в жизни, но еще и интересна.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю с сентября по май.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-освоение эвристических приемов рассуждений;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются связи:
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками технологии: изготовление материала по темам проектов.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое), опросников, тестирования, проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Метапредметные результаты:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
По окончании обучения воспитанники должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки.
По окончании обучения воспитанники должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач.
Содержание курса
Тема 1. Город загадочных чисел (7 часов)
Тема 2. Город Закономерностей (8 часов)
Тема 3. Город Геометрических превращений (6 часов)
Тема 4. Город Логических рассуждений (8 часов)
Тема 5. Город Занимательных задач (6 часов)
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся. | Дата план | Дата факт |
1 | Улица Ребусовая. | 1 | Записывать различными цифрами количество предметов. Соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа. Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам. Записывать знаками «+» и «-» действия «сложение» и «вычитание». Устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием. Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками. Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в наглядной (предметной) форме. Решать занимательные задачи с римскими цифрами. Выполнять задания по перекладыванию спичек. Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. | | |
2 | Заколдованный переулок. | 1 | | |
3 | Цифровой поезд. | 1 | | |
4 | Числовая улица. | 1 | | |
5 | Вычислительный проезд. | 1 | | |
6 | Вычислительный проезд. | 1 | | |
7 | Испытание в городе Загадочных чисел. В цирке. | 1 | | |
8 | Улица Шифровальная. | 1 | Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов. Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу. Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность. Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Выбирать предметы для заполнения девятиклеточного «волшебного квадрата». Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные). Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию. | | |
9 | Координатная площадь. | 1 | | |
10 | Порядковый проспект. | 1 | | |
11 | Порядковый проспект. | 1 | | |
12 | Порядковый проспект. | 1 | | |
13 | Улица Волшебного квадрата. | 1 | | |
14 | Улица Магическая. | 1 | | |
15 | Испытание в городе Закономерностей. Сыщики. | 1 | | |
16 | Конструкторский проезд. | 1 | Ориентироваться в пространстве. Различать и раскрашивать соседние и не соседние области. Определять форму плоских и объёмных предметов. Классифицировать предметы по форме. Находить симметричные фигуры. Проводить ось симметрии. Понимать композицию. | | |
17 | Фигурный проспект. | 1 | | |
18 | Конструкторский проезд. | 1 | | |
19 | Зеркальный переулок. | 1 | | |
20 | Художественная улица. | 1 | | |
21 | Испытание в городе Геометрических превращений. Сказки зимы. | 1 | | |
22 | Улица Высказываний. | 1 | Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Строить истинные высказывания. Делать выводы. Оценивать истинность и ложность высказываний. Строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. Получать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения, контрпримеры). Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач. Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы и другие). Читать и заполнять несложные готовые таблицы. Упорядочивать математические объекты. Слушать ответы одноклассников, выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу, обосновывать свой выбор. | | |
23 | Улица Правдолюбов и Лжецов. | 1 | | |
24 | Отрицательный переулок. | 1 | | |
25 | Улица Сказочная. | 1 | | |
26 | Площадь Множеств. | 1 | | |
27 | Пересечение улиц. Перекресток. | 1 | | |
28 | Проспект Логических задач. | 1 | | |
29 | Испытание в городе Логических рассуждений. Веселый поезд. | 1 | | |
30 | Улица Величинская. | 1 | Сравнивать предметы по определённому свойству (массе). Определять массу предмета по информации, данной на рисунке. Обозначать массу предмета. Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания). Выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Использовать схему (рисунок) для решения нетрадиционных задач. Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы и другие). Упорядочивать математические объекты. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их. | | |
31 | Смекалистая улица. | 1 | | |
32 | Денежный бульвар. | 1 | | |
33 | Торговый центр. | 1 | | |
34 | Временный переулок. | 1 | | |
35 | Хитровский переулок. Математический конкурс «Сказочная страна». | 1 | | |
Материально-техническое обеспечение программы
Холодова О.А. «Занитательная математика. Методическое пособие. 2 класс. /О.А. Холодова – Москва: Издательство РОСТ, 2015 г. – 304 с.
Холодова О.А. Занимательная математика. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. - Москва: Издательство РОСТ, 2015 г.
Список дополнительной литературы для учителя:
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: Контекст, 1995.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. СПб,: МиМ-Экспресс1996.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: Лицей, 2002.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: Панорама, 2006.
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. СПб.: Лань, 1995.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результаов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: Вако, 2004.
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М.: АСТ, 2004.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: Грамотей, 2004.
Список литературы для учащихся:
Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. М.: Новый учебник, 2002.
Зак А. 500 занимательных логических задач для школьников. М.: Юнвес, 2002.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи 1-4 классы. М.: Илекса, 2002.
Лихтарников Л.М. Числовые ребусы. СПб.: Лань, Мик, 1996.
Савин А.П. Математические миниатюры. М.: Детская литература, 1998.
Сборник. Логические игры и задачи на уроках математики. Ярославль: Академия развития, 1997.
Сборник. Занимательные задачи для маленьких. М.: Омега, 1994.
Труднев В. Считай, смекай, отгадывай. СПб.: Лань, Мик, 1996.
Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь. М.: Росткнига, 2011.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического объединения учителей начальных классов От 2 августа 2016 год №1 Руководитель МО начальных классов Фридман Е.А._____________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Пушкина Е.В.________________ 2 августа 2016 год |
6